Обзоры, Кино — 10 июля 2025, 10:04

Любовь до гроба. Рецензия на фильм «Саван» Дэвида Кроненберга

Российский прокат (более чем через год после каннской премьеры) укутал «Саван» канадского виртуоза перверсий всех мастей Дэвида Кроненберга. Это история о похоронном магнате с неустанно растерянным лицом Венсана Касселя, который тоскует по супруге и ввязывается в некие дрязги (как ему кажется) с русскими хакерами и китайской мафией. О саркастическом озорстве в, казалось бы, трепетно личной для режиссера картине, выходящей 10 июля на большие экраны, рассказывает Антон Фомочкин.

Лощеный новатор замогильных дел Карш (Венсан Кассель) предлагает своим не менее респектабельным клиентам элитарно-погребальную онлайн-услугу: помимо традиционного захоронения их близких на частном хай-тек-кладбище, предоставляет возможность понаблюдать за процессом разложения тела в разрешении 8K. Взволнованные покупатели рассматривают это вуайерство как своеобразную форму продления коннекта с ушедшими близкими (в наличии даже мобильное приложение, чтобы следить не выходя из дома), поэтому спрос среди богатеев, шизанутых на теме утешительного контроля (даже после смерти), стабильно растет. Однако, кроме финансовых потоков, все остальные приходящие вибрации в жизни Карша — удушающий минус вайб, досаждающий в образово-геометричном мире окружающего люкса. 

На костях его драгоценной супруги Бекки (Дайан Крюгер), ушедшей из жизни четыре года назад, всходят полипы неведомого происхождения. Могилу благоверной под покровом ночи оскверняют вместе с десятком надгробий по соседству. Расследование вандализма ведет к радикалам со всего света — поди разберись, в какую часть глобуса ткнуть пальцем, чтобы найти виновных. Стоматолог, и тот твердит, что горе ослабляет зубы, так что перспективы у Карша незавидные. В любви тоже отчаянно не везет, на вдовствующем асексуальном фронте — без перемен. 

По методике Карша умерших оборачивают в высокотехнологичный саван, наученный сканировать останки в ультракачестве 3D-модели. «Не могу оставить ее одну, не зная, что там происходит», — сокрушается герой, объясняя тем самым свою упрямую привычку мониторить приложение на предмет покоя Бекки. Естественно, на земельном участке уже прибережено место рядом, а пока Карш продолжает ревновать, разведывая инфу про «того самого» главного бывшего супруги, который, по совпадению, выступал еще и ее лечащим доктором в борьбе с фатальным недугом. Может, здесь-то и раскроется врачебный заговор, связанный с неопознанными костными наростами? Или же дело в банальной измене… В этом обсессивном нюансе таится один из наиболее любопытных в карьере Кроненберга неразрешимых конфликтов между деформациями тела и души, который считает далеко не каждый интертекстуальный рентген. 

#INSERT_ARTICLE#

Именующий себя атеистом Карш (пусть и воспитанный в православии, спасибо белорусскому детству) вынужденно похоронил, а не кремировал Бекку из-за иудейских традиций, которым та оставалась верна. Лишь при соблюдении этого обряда душа, лелеющая свою оболочку и не желающая ее покидать, мирно попрощается с материальным миром и вознесется. Но что же на самом деле обернуто в эту инновационную сен-лорановскую (модный дом спонсировал фильм и, соответственно, одел всех в кадре) парчу? Для прохожих — кости как кости. Для Карша — олицетворение всего хрупкого, что он до последнего бережно сжимал в ладонях, пытаясь заниматься любовью с угасающей Беккой. Но не душа ли (нечто сущностное, ушедшее), которую тот отрицает, и есть первопричина этого благоговения? Даже в кошмарах, будучи погребенным в земельном отсеке «за стенкой», Бекка мерещится герою ни много ни мало проекцией прямой цитаты картины «Тела мертвого Христа» Ганса Гольбейна. Но единственная возможность для него отринуть смирение — продолжить фантомное существование супруги при помощи бестолковых детективных игрищ, связанных с внезапным исчезновением ее экс-бойфренда. 

Картина «Тело мертвого Христа в гробу» Ганса Гольбейна Mладшего
#INSERT_ARTICLE#

Скорбь Карша что светлячок мерцающий у потускневшего лица Бекки. Сам сновидческий лик героини пока еще отдаленно напоминает Дайан Крюгер, а значит, спроецирован из воспоминаний. Перестать зависеть от мертвых и отпустить ее — оставить в темноте и больше не возвращаться туда, даже задремав в кресле дантиста. Ведь любил он нечто большее: тайну, личность и плоть, которую на птичьем языке отношений сам наделял высшей ценностью несовершенства — левая грудь Бекки необъяснимо нравилась Каршу больше правой. Как настоящий романтик (стесняющийся своей сентиментальности), Кроненберг в своем фильме мнимо подпускает зрителя слишком близко в своем рефлексивном размышлении о природе горя — режиссер также похоронил супругу и тяжело это принял

#INSERT_ARTICLE#

Может показаться, что в приступе эмоционального эксгибиционизма он сам примерил пресловутый саван, как это в одной из сцен делает Карш. Но так легко в себе не разберешься — только просветишь внутренности и слегка облучишься. Для того чтобы обманным маневром отвлечь нас от всей этой чуткой лирики, полной нежности к ретроспективным тисканиям героя с усеянной шрамами супругой, автору достаточно едва различимой сардонической ухмылки. Но специфика Кроненберга всегда была в том, что аудитория привыкла не замечать за аттракционами физических трансформаций его издевательское чувство юмора (категории пост-пост-мета-мета-мортем), принимая все остроты за политико-экономическую абракадабру. Когда в руки к Каршу попадает видео, где аноним молотит по электронным плитам, есть секундное движение, напоминающее выпад обидчивого карапуза. Хулиган напоследок пинает камешек. Тот никуда не летит, да и делает он это вполсилы, но акцентированно рассерженно. С той же прытью продуманного погрома Кроненберг почти два часа водит за нос, объясняя, что конспирология в наши дни стала оправданием не только Танатоса, но и Эроса

В «Саване» больше треплются, нежели рискуют. Вспоминают китайские спецслужбы, русских хакеров, трекеры для слежения, руны и скандинавские серверы. Все дороги (на словах) ведут в Рейкьявик, но дальше собственного района и ближайшего парка Карш старается не высовываться. Окружающие также склонны искать в реальности подвох (в ином случае возбуждаясь от составления теорий), то и дело вовлекая героя в эти игры. Если вынести всю насмешливую мнительность (которая обычно и придает веса нашим беспорядочным будням), останется драмеди об одиноком мужчине, пытающемся вернуться в мир секса и отношений после долгого перерыва. Ходит на свидания — и по глупости зовет женщину в ресторан при своем кладбище. Рефлексирует на тему своих навыков обольщения. Оказывается на распутье, выбирая из трех потенциальных увлечений. Пикми-ИИ с голосом Бекки. Близняшкой покойной супруги Терри (Дайан Крюгер). И незрячей будущей вдовы (Сандрин Холт) увядающего венгерского бизнесмена-новатора. Тактильность последней и пробуждает в Карше что-то настоящее. Возможность разделить горе до самого конца — ведь живые должны быть с живыми, даже продолжая любить мертвых. Зачем прятаться от мира в саване, если можно сделать это в объятиях?

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Теги
В этом материале:
Актёр, Режиссёр, Сценарист
Венсан
Кассель
Читайте также
Кино — 18:30, 10 июля 2025
Аронова в роли советской училки, Кошман в мире покера, горе-инкассатор Чепурченко и беременные в 16: что показали на VII фестивале «Пилот»
Новости, Новости — 10 июля, 18:30
Дженна Ортега в трейлере 2-го сезона «Уэнсдэй»
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Новости, Новости — 10 июля, 17:30
Московское метро продлят до Троицка к 2030 году
Новости, Новости — 9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Новости, Новости — 10 июля, 15:08
Теперь официально: Юра Борисов снимется в фильме Artificial Луки Гуаданьино
Новости, Новости — 10 июля, 11:17
История создания и закулисье «Смешариков» в шоу «Как это было с Яной Чуриковой»
Новости, Новости — 9 июля, 17:07
Крис Пратт вернется в сиквеле «Гарфилда»
Новости, Новости — 9 июля, 15:00
Основатель Twitter создал мессенджер, работающий без интернета
Новости, Новости — 9 июля, 13:00
Завершились съемки сериала «Айда!». В главных ролях — Никита Кологривый и Даниил Воробьев
Новости, Новости — 9 июля, 11:00
«Архстояние» анонсировало специальную ночную программу
Новости, Новости — 8 июля, 21:05
Google разрабатывает лекарство от рака с помощью ИИ
Новости, Новости — 8 июля, 17:00
Режиссер «Злой» Джон М. Чу снимет фильм про машинки Hot Wheels
Новости, Новости — 8 июля, 13:50
Okko выпустит ремейк турецкого сериала «Черная любовь»
Новости — 8 июля, 13:05
«Фильм про меня, естественно, будут снимать». Интервью с актрисой Евой Смирновой
Новости, Новости — 8 июля, 11:47
Вышел трейлер сериала «Баранкины и камни силы»
Новости, Новости — 7 июля, 14:45
Эд Ширан и Дрейк: Apple Music выпустил рейтинг самых прослушиваемых песен десятилетия
Новости, Новости — 7 июля, 12:50
«Пролетая над гнездом кукушки» получит сериальный спин-офф
Новости, Новости — 7 июля, 09:51
«Это все ради искусства»: Муся Тотибадзе и Доминик Мара релизнули совместный EP «Жаль, что я тебя не вспомню» и одноименный клип
Новости, Новости — 5 июля, 16:50
Лиза Громова, Pompeya и UBEL выступят на фестивале «Антон тут рядом»
Новости, Новости — 4 июля, 19:16
Елена Кукояка рассказывает о материнстве в первом выпуске подкаста Иды Галич
Новости, Новости — 4 июля, 15:25
Свежее звучание и переосмысление хита: МакSим выпустила новую версию «Нежности»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 июля, 14:00
Создатель игры The Last of Us Нил Дракманн не будет работать над сериалом от HBO
Новости, Новости — 3 июля, 11:50
Евгений Цыганов исполнит главную роль в фильме «Человек, который смеется»
Новости, Новости — 2 июля, 19:00
Сериал «Медведь» продлили на пятый сезон
Новости, Новости — 2 июля, 18:00
Списки задач и предложенные посты: вышло обновление Telegram
Новости, Новости — 2 июля, 17:00
Netflix будет создавать персонализированные трейлеры с помощью ИИ
Новости, Новости — 2 июля, 15:50
Илья Соболев будет обучать стендапу в новом шоу на ТНТ
Новости, Новости — 2 июля, 13:38
«Краски – только мы»: группа «Сироткин» показала песню «Ты да я»
Образ жизни — 2 июля, 12:48
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Новости, Новости — 2 июля, 11:24
Стартовало производство продолжения «Дьявол носит Prada»
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето