Новый сингл продолжает ту линию творчества Нашей Тани, которая отвечает за транслирование ценностей артистки: вера в силу высказывания и гласность («Слова»), борьба с угнетением и свобода («Намордник»). Посыл трека «Сестры» обращен к женщинам: время отбросить конкуренцию, стереотипы и взаимное недоверие, взращиваемые в нас с детства, — время начать видеть друг в друге соратницу, а не соперницу.
Таня связывает единой нитью женщин прошлого, настоящего и будущего, призывая не останавливаться на пути к общей свободе: «Возле меня мои сестры, те кто // После меня будут рушить стену // Возле меня еще не поздно все поменять». Под саунд с маршеобразными ударными эти строки особенно откликаются.
При этом громкие слова артистки не висят в воздухе просто так: новый релиз — это реакция на несправедливость, с которой сталкиваются женщины один на один, одновременно не будучи одинокими в подобном опыте. В тексте Таня открыто обозначает составляющие этой несправедливости: замалчивание и безучастность («Просто наблюдатель — тоже часть системы»), устоявшаяся гендерная социализация, которая диктует женщинам паттерны поведения («Все сказки пишутся криво // Будь мне удобной // А не счастливой»).
Редакция SRSLY поговорила с Таней о новом мощном релизе, концептах, что легли в его основу, женской взаимоподдержке, феминизме и вредных стереотипах.
«Сестры» звучат как более мощное продолжение твоего сингла «Подруга». Почему для тебя важно поднимать темы систематического гендерного насилия и противостояния ему?
Новый релиз продолжает риторику «Подруги», но выводит ее на более глобальный уровень. Если «Подруга» — это специфическая история про жертву и угнетателя, то в «Сестрах» я постаралась вычеркнуть обидчика из уравнения. Эта песня никого не обвиняет — она обращается лишь к женщинам с призывом объединиться ради общего блага, защиты и созидания.
Но этих идей все еще очень мало в нашей поп-культуре. О таких вещах в основном говорят активистки, которых слушают другие активистки. Я же хочу в понятной и приятной уху форме подсунуть эти ценности широкой аудитории.
На днях мы снимали контент к этому релизу, и девчонка-видеограф сказала мне: «Я вообще не помню больше таких песен, чтобы речь шла не о мужчинах и любви». А жаль.
При написании демо трека ты вдохновлялась образами плакальщиц. Почему ты выбрала такую отсылку?
В древнерусской литературе существовал отдельный лирический жанр — плач. Эти произведения обычно посвящались какой-либо утрате, трагедии, смерти. Мне хотелось отразить это в своей песне, потому что именно такие эмоциональные ассоциации возникают у меня каждый раз, когда я сталкиваюсь с историями о зверских несправедливостях в отношении женщин. Каждая такая новость — это трагедия и маленькая смерть человечности.
Что тебя сейчас больше всего пугает или мучает в плане прав женщин?
Ужасающее положение женщин в Афганистане, которых приравнивают к вещам введением каких-то немыслимых законов. Из более близкого — стремление властей контролировать репродуктивную систему женщин и форсировать рождаемость, забивая на создание благоприятных условий для материнства.
Какой фем-совет ты бы дала себе-подростку?
«Ты не такая, как остальные девушки» — не комплимент, а мужское одобрение — прокрустово ложе (мерка, под которую насильственно подгоняется что-либо, заставляя жертвовать ради этого чем-то существенным. — Прим. SRSLY) и маркетинговая пустышка.
Можешь поделиться историей, когда дружба с женщиной или даже рандомная поддержка от нее тебя очень выручала?
В начале 2023 года я попала в очень нездоровую жестокую интрижку и находилась на грани нервного срыва. Оставить эту историю позади мне помогла моя лучшая подруга. Она сама прожила похожую травму и очень отзывчиво и вовлеченно прорабатывала со мной этот опыт, возвращала меня в реальность. Мы тогда только начали общаться, но именно эта история показала мне, что я хочу быть рядом с этим человеком.
Кто самые главные женщины в твоей жизни в творческом или просто жизненном плане?
Меня очень вдохновляет история Холзи. Она всю жизнь мечтала стать матерью, пережила несколько выкидышей, но все-таки осуществила свою мечту, параллельно построив успешную карьеру. Отличный пример того, что нет никакого «обязательного выбора», семейные и карьерные ценности не исключают друг друга.
Есть какой-то бытующий сейчас в поп-культуре стереотип, который, на твой взгляд, самый вредоносный для женщин?
Мне бы хотелось разорвать замкнутый круг сексуализации артисток. Сниппет наберет больше просмотров, если надеть короткую юбку или тонкое белье. В погоне за вниманием к своему творчеству мы порой начинаем играть по этим правилам и заигрываемся. А потом создается впечатление, что артистки сами виноваты в этой сексуализации — круг замкнулся. Однако не стоит забывать, что спрос всегда рождает предложение.
Если говорить про музыкальную индустрию, у тебя складывается впечатление, что среди женщин царит атмосфера поддержки или все-таки стандартная соревновательность превыше?
Вековую конкуренцию так просто не искоренишь, периодически я сама ловлю себя на этом. Но литосферные плиты двигаются, все больше девчонок дружелюбно настроены на взаимную поддержку и восхищение. На самом деле этот процесс в руках каждой из нас. Иногда я ловлю себя на зависти и вместо того, чтобы позволить ей пустить корни, пересиливаю себя, подхожу к девушке и говорю, что она очень талантливая, красивая, целеустремленная. Чаще всего за этим следует теплый диалог и обмен комплиментами, и весь глубинный негатив рассасывается. Мы в ответе за среду, в которой существуем.