Рецензии, Кино — 17 января 2025, 17:58

Ты так красива, невыносимо. Рецензия на фильм «Партенопа» Паоло Соррентино

В российском прокате щебечет сирена «Партенопа», новый фильм Паоло Соррентино, который уже успели упрекнуть во всех смертных объективистских грехах — они, впрочем, были присущи режиссеру на протяжении всей карьеры. О том, почему все-таки показанное на экране неаполитанское далеко — прекрасно, рассказывает Антон Фомочкин.

18+

1950-й. Щедро-мафиозный боров в белом костюме (разве может иначе в те годы выглядеть бывший мэр Неаполя) заочно дарит своей будущей крестнице переосмысленную в кровать карету, импортированную из самого Версаля. Девочке, вскоре появившейся на свет в прибрежных водах, волею все того же покровителя достается имя Партенопа. В честь печальной сирены, утопившейся после тщетной попытки соблазнить Одиссея, — ее тело прибилось к этим краям в те приснопамятные времена, когда здесь сновали греки так и назвали Неаполь. 

Заочно благоговейное отношение окружающих к новорожденной воздалось, Партенопа (Челесте Далла Порта) выросла то ли девушкой, то ли видением. Статуей античной выделки, вокруг каретного пьедестала которой томительно наматывало круги несколько десятков мужчин, в большинстве своем боявшихся не то что притронуться, но и взглянуть на нее прямо, не украдкой. Остальные сотни просто стеснялись подойти. Стихийную как море Партенопу больше всего, однако, волновала не романтика, а антропология. Так, вся ее молодость, а потом и зрелость были отданы на откуп познанию тех составляющих жизненного опыта, которые безвозвратно стачивают травмами человеческую личность. Влечения. Утраты. Разочарования. И, конечно, вымирающего в наши дни понятия «чудо», чьи культурные границы ей выпало определять в своем дипломе. Так и пройдут 70 лет, за время которых изменится все и ничего. 

Челесте Далла Порта в «Партенопе»
#INSERT_ARTICLE#

К своему десятому фильму устами Партенопы Соррентино честно признается, что ничего не знает. Если уж в гуманитарных науках конкретика перебивается неустанной демагогией, чего говорить про любые житейские мудрости, которые только и может велеречиво продекламировать кинематографист. Тем более, какими бы уникальными и полярными наши судьбы ни казались в моменты эйфорических или минорных остановок, на расстоянии ангельского полета все эти пути ведут по одним маршрутам. Самому страстному поклоннику своей молодости, когда тот повзрослеет и слегка осунется под тяжестью сознательного прагматизма, Партенопа напророчит женитьбу, детей и момент тягостной ссоры с будущей благоверной, когда их обоих заест быт. Тогда-то и настанет час звонить бывшей. Но стоит мужчине лишь раз услышать голос из прошлого — после недолгих раздумий в семье все наладится, ведь юная любовь ничего не стоит, потому зачем на нее размениваться? 

Столь удручающая, предсказуемая проза жизни утомляет Партенопу, ибо ее привлекает лишь то, что интересно — все чудесатое и возвышенное.
#INSERT_ARTICLE#

Фильм Соррентино — дневник наблюдений, который, в отличие от предыдущих его работ, не требует ни выводов, ни самого условного сюжета. Он поэтичен в своей спонтанности, повседневной прелести момента, обходясь без рифмы или структуры белого стиха. Это внутреннее изящество жеста сродни характерному для режиссера отточенному движению камеры. Оно как печальная ночная прогулка разочарованного писателя-пьяницы Джона Чивера (Гэри Олдмен). Как колышущееся на ветру влажное полотенце, на котором только что сидела троица молодых, остудившихся в море тел. Как команда гребцов, застрявшая на месте при одном взгляде на выглянувшую с балкона Партенопу. Как упоительные шествия в честь победы «Наполи» в Серии А, окрасившие город в голубой. Как богатая коллекция чудес, которую соберет героиня к своим 70 годам — от религиозных и мифологических до курьезных и тягостных, таких как «случка» двух мафиозных наследников на глазах (бес)честной элиты каморры (неаполитанская мафия. — Прим. SRSLY). 

Челесте Далла Порта и Гэри Олдман в фильме «Партенопа»
Партенопа во взрослом возрасте — Стефания Сандрелли
#INSERT_ARTICLE#

Есть режиссеры, снимающие воздух. Соррентино же ловит столь напоминающий ему чувство молодости летний неаполитанский бриз. Глупо винить кого-то в объективации, если на внутреннем (субъективном) ощущении художника зиждется вся вековая история искусств. Тем более что жадной объективации в фильме подвергается прежде всего Неаполь, который есть не только Партенопа, но и вся прочая великая красота — от местных улиц до не менее локальной и киногеничной молодежи, юношей и девушек, вышагивающих по раскаленному асфальту что модели на показе Saint Laurent. Да и пошлости в таком подходе нет — как и героиня, город не предстает перед зрителем бесстыдно нагим. Соррентино воспевает магию флирта и прелюдии, того трепетного мандража, который испытываешь в отношениях лишь раз — до первой близости. «Секс — это похороны тайны», — объясняет все тот же мудрец-новеллист Чивер. Вот два с лишним часа Партенопа и кружит в манящем танце, практически ничего не говоря и не объясняя, — лишь с улыбкой глядя в камеру. 

В красивых людях тишина — загадка, в уродливых — изъян, утверждал все тот же залетный писатель. Спутники неустанно интересуются у Партенопы, о чем же она думает, но это совершенно не важно. Все существенные краеугольные вопросы, (возможно) терзающие героиню, так и остаются за скобками. Изучая других — о себе думаешь в фоновом режиме. Да и какое самопознание, когда годами приходится разбираться в том, что же такое антропология, если избавиться от академических определений и присмотреться к сути.  

Кадры из фильма «Партенопа»
#INSERT_ARTICLE#

Однако та легкость, которой пьянят нежные годы Партенопы, не обходится без похмельной печали. Если у других все тускнеет с возрастом, то тягостный, безрадостный взгляд был наградой героини с рождения. Стреляя скептическим взором, она, сродни актерам из старых фильмов, отвечает всем и каждому очередной остротой, будто та была заготовлена. 

Во всех смыслах прекрасная картина Соррентино — о том, как важно и спасительно бывает отшучиваться, особенно когда о тебе думают Бог знает что.

Тем ценнее в череде предсказуемостей встретить пресловутое чудо, ведь именно тогда с лица Партенопы уходит рациональная тоска. Версальская карета запрягается к путешествиям. А жизнь вновь становится столь бескрайней, что в ней оказывается приятно теряться, сродни тому азарту, который испытывает ребенок, сидя на высоком стуле и дрыгая в невесомости ногами. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Партенопа»; источник tumblr.com/geek-ramblings
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Режиссёр, Сценарист
Паоло
Соррентино
Читайте также
Кино — 19:07, 21 июля 2025
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Новости, Новости — 21 июля, 19:07
Блестящая коллаборация: Swarovski и Minecraft выпустили совместный мерч
Новости, Новости — 21 июля, 17:06
«Я смотрю в твои глаза, и мир стал на тон светлее»: Basic Boy и Joseph выпустили совместный сингл
Новости, Новости — 9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Кино — 21 июля, 14:30
Коллективный сон. Олег Чугунов — о работе с Романом Михайловым, магическом реализме и ответственности рассказчика
Новости, Новости — 21 июля, 13:55
«Все останется в музыке»: вышел новый трек Тоси Чайкиной
Новости, Новости — 20 июля, 12:30
«Переходный возраст» и «Игра в кальмара»: Netflix объявил самые популярные проекты 2025-го
Новости, Новости — 19 июля, 17:33
Венецианский кинофестиваль объявил состав жюри
Новости, Новости — 19 июля, 14:00
Тайка Вайтити снимет новый фильм про Судью Дредда
Новости, Новости — 18 июля, 17:20
Путешествие по нулевым в альбоме «2007 ч.2» uniqe, nkeeei и ARTEM SHILOVETS
Новости, Новости — 18 июля, 15:40
Райан Гослинг и Уилл Феррелл сыграют в комедии «Крутые парни»
Новости, Новости — 18 июля, 13:50
Новое место в Москве: израильское кафе Dizengof/99 на Белорусской
Новости, Новости — 18 июля, 11:36
Дмитрий Ендальцев и Любовь Аксенова снимутся в сериале «Враги»
Новости, Новости — 17 июля, 19:00
Развязка истории в тизере 5-го сезона «Очень странных дел»
Музыка — 17 июля, 17:30
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Новости, Новости — 17 июля, 17:30
Placebo выпустят делюкс-издание с документальным фильмом This Search For Meaning
Новости, Новости — 17 июля, 16:00
Джулия Робертс и Эндрю Гарфилд в трейлере фильма «После охоты» Луки Гуаданьино
Новости, Новости — 17 июля, 13:50
Объявлен каст фильма по игре The Legend of Zelda
Кино — 17 июля, 12:01
Коучи на экране: от духовных лидеров до секс-гуру
Новости, Новости — 16 июля, 17:50
Аарон Тейлор-Джонсон и Лили-Роуз Депп сыграют в следующем фильме Роберта Эггерса
Новости, Новости — 16 июля, 16:13
Кристина Асмус и Павел Прилучный снимутся в «Холопе 3»
Новости, Новости — 16 июля, 13:50
«Разделение», «Пингвин» и «Белый лотос»: объявлены номинанты премии «Эмми»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 16 июля, 11:33
Комик Илья Озолин в первом тизере байопика «Лермонтов»
Новости, Новости — 15 июля, 20:08
Второй сезон «Лихих» выйдет осенью
Новости, Новости — 15 июля, 13:50
Сидни Суини может стать новой девушкой Джеймса Бонда
Новости, Новости — 15 июля, 11:26
Объявлены победители фестиваля в Карловых Варах
Образ жизни — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым
Новости, Новости — 14 июля, 15:50
Bad Bunny и adidas выпустили кроссовки, вдохновленные Пуэрто-Рико
Новости, Новости — 14 июля, 13:28
Следующим фильмом Райана Джонсона будет научная фантастика
Кино — 13 июля, 18:44
Ну, посмотрим: «Как приручить дракона», «Миссия невыполнима: Финальная расплата», «Громовержцы*», «Пункт назначения: Узы крови», «Горячее молоко»
Новости, Новости — 12 июля, 14:50
«Идиота» Достоевского вновь экранизируют
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето