Рецензии, Кино — 17 января 2025, 17:58

Ты так красива, невыносимо. Рецензия на фильм «Партенопа» Паоло Соррентино

В российском прокате щебечет сирена «Партенопа», новый фильм Паоло Соррентино, который уже успели упрекнуть во всех смертных объективистских грехах — они, впрочем, были присущи режиссеру на протяжении всей карьеры. О том, почему все-таки показанное на экране неаполитанское далеко — прекрасно, рассказывает Антон Фомочкин.

1950-й. Щедро-мафиозный боров в белом костюме (разве может иначе в те годы выглядеть бывший мэр Неаполя) заочно дарит своей будущей крестнице переосмысленную в кровать карету, импортированную из самого Версаля. Девочке, вскоре появившейся на свет в прибрежных водах, волею все того же покровителя достается имя Партенопа. В честь печальной сирены, утопившейся после тщетной попытки соблазнить Одиссея, — ее тело прибилось к этим краям в те приснопамятные времена, когда здесь сновали греки так и назвали Неаполь. 

Заочно благоговейное отношение окружающих к новорожденной воздалось, Партенопа (Челесте Далла Порта) выросла то ли девушкой, то ли видением. Статуей античной выделки, вокруг каретного пьедестала которой томительно наматывало круги несколько десятков мужчин, в большинстве своем боявшихся не то что притронуться, но и взглянуть на нее прямо, не украдкой. Остальные сотни просто стеснялись подойти. Стихийную как море Партенопу больше всего, однако, волновала не романтика, а антропология. Так, вся ее молодость, а потом и зрелость были отданы на откуп познанию тех составляющих жизненного опыта, которые безвозвратно стачивают травмами человеческую личность. Влечения. Утраты. Разочарования. И, конечно, вымирающего в наши дни понятия «чудо», чьи культурные границы ей выпало определять в своем дипломе. Так и пройдут 70 лет, за время которых изменится все и ничего. 

Челесте Далла Порта в «Партенопе»
#INSERT_ARTICLE#

К своему десятому фильму устами Партенопы Соррентино честно признается, что ничего не знает. Если уж в гуманитарных науках конкретика перебивается неустанной демагогией, чего говорить про любые житейские мудрости, которые только и может велеречиво продекламировать кинематографист. Тем более, какими бы уникальными и полярными наши судьбы ни казались в моменты эйфорических или минорных остановок, на расстоянии ангельского полета все эти пути ведут по одним маршрутам. Самому страстному поклоннику своей молодости, когда тот повзрослеет и слегка осунется под тяжестью сознательного прагматизма, Партенопа напророчит женитьбу, детей и момент тягостной ссоры с будущей благоверной, когда их обоих заест быт. Тогда-то и настанет час звонить бывшей. Но стоит мужчине лишь раз услышать голос из прошлого — после недолгих раздумий в семье все наладится, ведь юная любовь ничего не стоит, потому зачем на нее размениваться? 

Столь удручающая, предсказуемая проза жизни утомляет Партенопу, ибо ее привлекает лишь то, что интересно — все чудесатое и возвышенное.
#INSERT_ARTICLE#

Фильм Соррентино — дневник наблюдений, который, в отличие от предыдущих его работ, не требует ни выводов, ни самого условного сюжета. Он поэтичен в своей спонтанности, повседневной прелести момента, обходясь без рифмы или структуры белого стиха. Это внутреннее изящество жеста сродни характерному для режиссера отточенному движению камеры. Оно как печальная ночная прогулка разочарованного писателя-пьяницы Джона Чивера (Гэри Олдмен). Как колышущееся на ветру влажное полотенце, на котором только что сидела троица молодых, остудившихся в море тел. Как команда гребцов, застрявшая на месте при одном взгляде на выглянувшую с балкона Партенопу. Как упоительные шествия в честь победы «Наполи» в Серии А, окрасившие город в голубой. Как богатая коллекция чудес, которую соберет героиня к своим 70 годам — от религиозных и мифологических до курьезных и тягостных, таких как «случка» двух мафиозных наследников на глазах (бес)честной элиты каморры (неаполитанская мафия. — Прим. SRSLY). 

Челесте Далла Порта и Гэри Олдман в фильме «Партенопа»
Партенопа во взрослом возрасте — Стефания Сандрелли
#INSERT_ARTICLE#

Есть режиссеры, снимающие воздух. Соррентино же ловит столь напоминающий ему чувство молодости летний неаполитанский бриз. Глупо винить кого-то в объективации, если на внутреннем (субъективном) ощущении художника зиждется вся вековая история искусств. Тем более что жадной объективации в фильме подвергается прежде всего Неаполь, который есть не только Партенопа, но и вся прочая великая красота — от местных улиц до не менее локальной и киногеничной молодежи, юношей и девушек, вышагивающих по раскаленному асфальту что модели на показе Saint Laurent. Да и пошлости в таком подходе нет — как и героиня, город не предстает перед зрителем бесстыдно нагим. Соррентино воспевает магию флирта и прелюдии, того трепетного мандража, который испытываешь в отношениях лишь раз — до первой близости. «Секс — это похороны тайны», — объясняет все тот же мудрец-новеллист Чивер. Вот два с лишним часа Партенопа и кружит в манящем танце, практически ничего не говоря и не объясняя, — лишь с улыбкой глядя в камеру. 

В красивых людях тишина — загадка, в уродливых — изъян, утверждал все тот же залетный писатель. Спутники неустанно интересуются у Партенопы, о чем же она думает, но это совершенно не важно. Все существенные краеугольные вопросы, (возможно) терзающие героиню, так и остаются за скобками. Изучая других — о себе думаешь в фоновом режиме. Да и какое самопознание, когда годами приходится разбираться в том, что же такое антропология, если избавиться от академических определений и присмотреться к сути.  

Кадры из фильма «Партенопа»
#INSERT_ARTICLE#

Однако та легкость, которой пьянят нежные годы Партенопы, не обходится без похмельной печали. Если у других все тускнеет с возрастом, то тягостный, безрадостный взгляд был наградой героини с рождения. Стреляя скептическим взором, она, сродни актерам из старых фильмов, отвечает всем и каждому очередной остротой, будто та была заготовлена. 

Во всех смыслах прекрасная картина Соррентино — о том, как важно и спасительно бывает отшучиваться, особенно когда о тебе думают Бог знает что.

Тем ценнее в череде предсказуемостей встретить пресловутое чудо, ведь именно тогда с лица Партенопы уходит рациональная тоска. Версальская карета запрягается к путешествиям. А жизнь вновь становится столь бескрайней, что в ней оказывается приятно теряться, сродни тому азарту, который испытывает ребенок, сидя на высоком стуле и дрыгая в невесомости ногами. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Партенопа»; источник tumblr.com/geek-ramblings
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Режиссёр, Сценарист
Паоло
Соррентино
Читайте также
Новости — 16:15, 17 января 2025
«Вы прячетесь в кринже, а я родился в нем». Интервью с комиком Женей Сидоровым
Новости, Новости — 17 января, 16:15
ST, MONA и Andro записали треки на произведения русской классики
Образ жизни — 11 ноября 2024, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 17 января, 14:23
Объявлены номинанты на премию BAFTA. В их числе — Юра Борисов
Бизнес — 16 января, 17:25
Girl math: где и как инвестировать в недвижимость заграницей
Новости, Новости — 16 января, 15:50
Наказание за преступление: вышел трейлер сериала «Аутсорс»
Новости, Новости — 16 января, 13:40
Концерты, чемпионаты и квесты: фестиваль «Розафест» анонсировал программу
Новости, Новости — 16 января, 11:27
Что это за место такое: дамплинг-бар WU SHU на Трубной
Новости, Новости — 15 января, 19:00
Вышел трейлер проекта «Сирены глубин» — аниме по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 15 января, 17:45
В WhatsApp появилась возможность создания стикеров на основе фото
Новости, Новости — 15 января, 16:04
Kedr Livanskiy дропнула сингл Anna и анонсировала новый альбом Myrtus Myth
Новости, Новости — 15 января, 13:55
Вышел трейлер фильма «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым
Новости, Новости — 15 января, 11:35
Шоураннер «Наследников» работает над фильмом о финансовом кризисе
Кино — 14 января, 22:58
Полночные терзания. Рассказываем о четырех откровенных фильмах 70-х
Новости, Новости — 14 января, 15:58
«Финист. Первый богатырь» стал самым кассовым фильмом во франшизе
Новости, Новости — 14 января, 12:59
The Weeknd рассказал о фильме по мотивам альбома Hurry Up Tomorrow
Новости, Новости — 14 января, 11:00
Бен Стиллер анонсировал третий сезон «Разделения»
Новости, Новости — 13 января, 20:25
В Санкт-Петербурге закрылся кинотеатр «Англетер»
Новости, Новости — 13 января, 17:40
Lemonade Бейонсе возглавил рейтинг лучших альбомов первой четверти XXI века
Новости, Новости — 13 января, 15:55
Объявлена дата премьеры сериала «Танго на осколках»
Новости, Новости — 13 января, 15:00
Вышел трейлер комедии «Первый раз» о подростковой любви
Новости, Новости — 13 января, 13:53
Инсайдер: Apple Vision Pro 2 не выйдет в 2025 году
Все звёзды и инфлюенсеры
Образ жизни — 12 января, 14:40
Все еще на новогоднем: «Натальная карта», «Кстати» и другие спецвыпуски любимых шоу, которые стоит посмотреть
Новости, Новости — 10 января, 14:00
Samsung анонсировала часы с дисплеем MicroLED и рекордной яркостью
Новости, Новости — 10 января, 11:45
Производство «Хитростей» и «Фоллаута» приостановили из-за калифорнийских пожаров
Музыка — 9 января, 22:51
Срывая якоря. Linkin Park, Bring Me the Horizon, Marilyn Manson и еще 7 лучших рок-альбомов 2024-го по версии группы «СЛОТ»
Новости, Новости — 9 января, 17:50
Том Холланд снимется в экранизации романа Джона Гришэма
Новости, Новости — 9 января, 15:40
Илон Маск хочет купить футбольный клуб «Ливерпуль»
Новости, Новости — 9 января, 13:24
Арми Хаммер исполнит главную роль в новом фильме Уве Болла
Новости, Новости — 8 января, 12:29
Louis Vuitton и художник Такаси Мураками выпустили совместную коллекцию — ее лицом стала Зендея
Музыка — 7 января, 21:48
Rich man's world: 10 дерзких песен о капитализме от Долли Партон, Mitski, Оливии Родриго и других артистов
5.2
Еретик
8.1
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
7.4
Носферату
7
Прометей
(1 сезон)
9
Приключения Паддингтона 3
5.2
Пингвин
(1 сезон)
5
Веном: Последний танец