С 5 по 10 октября на черноморском побережье прошел фестиваль актуального российского кино «Маяк», который проводится при поддержке фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм». Изначально председателем жюри должен был быть Жора Крыжовников, но он не смог присутствовать в Геленджике («не сдержал слово пацана», как пошутила на церемонии открытия актриса Дарья Екамасова), так что все решения относительно призов принимались путем демократического голосования равноправных членов жюри: режиссера монтажа и продюсера Мухарам Кабуловой («Капитан Волконогов бежал»), актера Владимира Мишукова («Содержанки»), режиссера и сценариста Любови Мульменко («Купе номер 6»), продюсера Ольги Филипук («Топи») и оператора Алишера Хамидходжаева («Аритмия»). К слову, на первом «Маяке» Мульменко получила приз за лучший сценарий («Фрау»), а Хамидходжаев — за работу над «Королевством».
В 2024 году в программе «Маяка» появился конкурс короткометражек с отдельным жюри, в которое вошли сценарист и режиссер Михаил Местецкий («Тряпичный союз»), актриса Дарья Савельева («Панические атаки») и сценарист Савва Минаев («Мажор в Сочи»). Они решили вручить награду фильму Кристины Пановой «Хребет», который рассказывает об одном дне из жизни тюремного врача Семена (Сергей Щедрин), вставшего перед непростым выбором. «Хребет» — это дипломная работа Кристины. Девушка провела очень серьезный ресерч на тему того, как работает ФСИН, и даже сидела в соцсетях под фейковым аккаунтом с мужским именем, притворяясь человеком, собирающимся пойти работать в колонию. Особое упоминание от жюри также заслужила картина Лианы Сукиасян «Клок» — зарисовка из жизни Замиры (Фатима Хосонова), для которой расставание с коровой-кормилицей символизирует крушение привычного мира.
Приз за лучшую операторскую работу забрала черно-белая драма «На этой земле», а ее режиссера, Ренату Джало, жюри полного метра также отметило особым упоминанием, чтобы подчеркнуть, что в равной степени ценят ее смелое видение и профессионализм оператора Екатерины Смолиной («Свет»).
Открывавшая фестиваль лента «Папа умер в субботу» была названа лучшим дебютом. При этом на Q&A-сессии после церемонии награждения было подчеркнуто, что это ансамблевая премия и ее заслуживает не только режиссер и сценарист Зака Абдрахманова, но и исполнительница главной роли Лаура Турсунканова. Прямо на смотре стало известно, что фильм обрел прокатчика — им стала компания «Пионер».
Сказка-притча «Агния» удостоилась сразу двух статуэток — в виде уменьшенной версии фонарика с маяка: за лучший сценарий (режиссер Павла Стратулат также выступила в качестве автора сценария) и за лучшую женскую роль — ее получила сыгравшая заглавную героиню Евгения Громова («Верность»). Криминальная драмеди «Джекпот» не сорвала куш, но тоже заслужила две награды: за лучшую мужскую роль (Максим Стоянов, «Гив ми либерти», «Пришелец») и за лучшую режиссерскую работу (Александр Хант, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). На Q&A-сессии Хант с иронией поинтересовался у членов жюри, почему они приняли столь спорное решение.
По регламенту фестиваля фильм, отмеченный Гран-при, не может взять другие награды. Именно поэтому драма «Кончится лето» увезла из Геленджика только один приз, зато главный. Режиссер Владимир Мункуев, в свою очередь, со сцены назвал решение жюри «ужасно предсказуемым».
Финально подытоживая мероприятие, программный директор Стас Тыркин посоветовал тем, кто не получил ни одной премии, не расстраиваться, поскольку на «Маяке» не было случайных работ, и все отобранные в конкурс ленты так или иначе еще заслужат внимания.