Конкурсную программу открыли четыре кинодебюта молодых режиссерок: первая полнометражная игровая лента Заки Абдрахмановой, «Белый пароход» Инги Шепелевой, сказка-притча Павлы Стратулат «Агния» и черно-белая драма Ренаты Джало «На этой земле».
Зака Абдрахманова, которая ранее сотрудничала с Натальей Мещаниновой как автор идеи, музыкальный редактор и сосценарист «Пингвинов моей мамы» и работала с Борисом Хлебниковым, привезла в Геленджик драмеди «Папа умер в субботу». В фильме Заки казашка Айко (Лаура Турсунканова), давно переехавшая в Москву и проникшаяся вольным духом столицы, отправляется на похороны отца в родное село, где женщины должны покрывать волосы платком и не плакать на людях, чтобы не позорить семью. Об отце у главной героини остались лишь негативные воспоминания, и ей сложно принять, что со своей второй женой Венерой (Самал Еслямова из «Айки» Сергея Дворцевого, 2018) и ее детьми он был совсем другим человеком, словно все его red flags куда-то испарились.
Зака Абдрахманова играет на контрастах: высокую блондинку Айко, напоминающую k-pop-айдола, окружают темноволосые женщины, едва достающие ей до плеча. Приехавшая на похороны героиня становится жуком в муравейнике, она ставит под сомнение устои, не высказывает уважения к покойному и ухитряется выбесить почти всех членов семьи отца. Эта череда конфликтов позволяет режиссеру высказаться о роли женщины в традиционном обществе, непроработанных травмах детства и калечащем опыте взаимодействия с мужчинами, а самой Айко — разжать кулаки и признать, что даже волку-людоеду иногда нужны обнимашки.
В «Белом пароходе» Инги Шепелевой сюжет тоже строится вокруг чужака, который переворачивает все с ног на голову. В якутский интернат для одаренных детей из Москвы приезжает новый директор (Александр Кошкидько, похожий на режиссера Михаила Местецкого). Он обещает отобрать лучших учеников для поступления в Московскую консерваторию, но для этого нужно пересмотреть музыкальные номера, подготовленные для всероссийского конкурса, и избавиться от замшелого советского наследия. С таким подходом не согласна руководительница хорового кружка Марта (никогда до этого не снимавшаяся Элла Соколова, которая и в реальной жизни работает преподавателем в музыкальной школе). Оказывается, хор уже 20 лет поет одну и ту же песню про белый пароход, потому что Марту когда-то давно поматросил и бросил капитан корабля, и с тех пор она проецирует свою травму на детей.
В то время как Шепелева попыталась очаровать зрителя якутской глубинкой, Павла Стратулат сняла сказку-притчу «Агния» о матери-одиночке. Агния (Евгения Громова из «Верности» Нигины Сайфуллаевой) — потомственный печник (sic!), но в ее доме холодно. Она живет на Крайнем Севере, системы отопления замерзли, а местные власти не торопятся решать проблемы. Зато кандидат в мэры города Борис (Сергей Гилев) готов нанять Агнию, чтобы она построила для него настоящую русскую печь. Борис, словно снежный король, живет в огромном белом доме с панорамными окнами, похожем на огромный кристалл льда, и в этом кристалле он запер красавицу-жену (Александра Виноградова из «Внутри убийцы») и дочь (Александра Бабаскина из «Авроры»).
Когда Агния с сыном (Нил Бугаев из «Повелителя ветра», 2023) на время поселяются в их доме, происходящее начинает напоминать «Паразитов», с той разницей, что героиня Громовой не пытается очаровать или обмануть богатеев. Напротив, она относится к семье нанимателя безо всякого почтения, но trophy wife и дочка-пацанка все равно попадают под влияние Агнии и начинают таскать кирпичи руками, которые до этого ничего тяжелее айфона не поднимали. Вскоре и сам Борис присоединяется к работе и, засучив штанины, начинает месить с Агнией глину в тазу, пародируя не то «Привидение» с Патриком Суэйзи, не то «Укрощение строптивого» (1980). А все потому, что в сказке печь — это центр дома, источник уюта, тепла и пищи. Вот и получается, что Агния, способная превратить холодные кирпичи в теплую печку, становится эдакой огненной жрицей, и к ней все тянутся, чтобы согреться.
Четвертой дебютанткой стала Рената Джало из мастерской Алексея Учителя. Фильмы поджанра «джалло» зачастую отличались буйством красок, а вот Рената решила снять черно-белое кино о невыносимой тяжести бытия в России XVIII века. В драме «На этой земле» параллельно развиваются несколько сюжетных линий. Беглый крестьянин пытается из камыша и палок собрать крылья, чтобы подобно поросенку Петру улететь куда подальше. Деревенскую девушку вздорные старухи обвиняют в том, что ее сестра-близняшка заразилась неведомой хворью (ведь всем известно, что у близнецов одна душа на двоих!). А мелкопоместному дворянину так осточертела вся эта народная хтонь, что он готов не только крылья крестьянина примерить, но даже согласен, чтобы им из пушки выстрелили прямо в черное небо. Эти истории Рената собирает в эклектичное полотно и для пикантности добавляет в него скоморохов и народные песнопения, после чего подает зрителю в эстетике «Трудно быть Богом» (2013) Алексея Германа-старшего.
В начале октября в «Художественном» прошла зрительская премьера драмы Татьяны Рахмановой «Королевство», получившей на первом «Маяке» награду за лучшую операторскую работу. Тогда киновед Наум Клейман сказал Стасу Тыркину: «По-моему, у нас в кинематографе намечается новая волна». Считаем, что сейчас она уже явно набирает высоту.