Прошлый наш визит в Нижний был сильно на культурном: экскурсия по Стрелке, перформанс в концертном зале в Пакгаузах, концерт Фараона, фестиваль Intervals, катание на лодочке с «Силой ветра», бранч от Александра Сысоева в ресторане Red Wall, прогулка со стрит-арт-гуру Димой 4, опера... В этот же раз все было деловым.
Что же такое ЦИПР в целом? Очень просто: «Цифровая индустрия промышленной России» — большая технологическая конференция, на которой в формате лекций, паблик-токов, воркшопов, дискуссий и т. д. обсуждается цифровая трансформация общества и ключевые отрасли экономики. В этом году конференция проводилась уже в девятый раз, а вот фестиваль ЦИПР Tech Week — в третий. Мероприятия шли всю неделю — с 20 по 26 мая, но мы успели доехать только на финальный уик-энд. История масштабная: за все это время на девяти площадках прошло 92 сессии, которые, среди прочих, провели соосновательница и директор по развитию коммуникационного агентства SETTERS Александра Жаркова, автор телеграм-канала «Лобушкин» Георгий Лобушкин, директор по развитию галереи Sample и ярмарки молодого искусства Blazar Александра Лекомцева, пиар-команды таких брендов, как Zielinski & Rozen и Rockets coffee, автор ютьюб-шоу «Разговор с психологом» Лена Павельева (вы также можете ее знать по шоу с Машей Миногаровой «Позавчерашние новости») и другие лидеры в своих сферах.
На технологической неделе было пять основных направлений: ИИ, компьютеры и виртуальная реальность; экономика и финансы; тренды; образование и карьера; психология и саморазвитие. Правда, нам удалось добежать только до «трендов» и «саморазвития», хотя были планы и на ИИ с «образованием». Выбирали сердцем: не из серии must, а то, что действительно интересно.
А теперь о наших приключениях.
Схема проезда из Москвы в Нижний Новгород простая: едешь на Восточный вокзал (метро «Черкизовская» или МЦК «Локомотив»), четыре с хвостиком часа на дорогу, и вот ты уже в Столице закатов. Пока ехали, собственно, выбирали ивенты, на которые хотели бы сходить (о них ниже), и продумывали план передвижений: так как представительских площадок на ЦИПРе было девять, надо было найти какой-то баланс. По приезде в город, правда, не было никакого баланса: поезд прибывал в 13:38, надежда успеть на лекцию в 14:00 была призрачной (но все же была). Для начала избрали для своего передвижения автобус: 30 рублей за проезд — и вот ты уже в другой стороне от нужной точки — у Университета Лобачевского (ННГУ).
Потом все же взяли такси и под радио «Маруся ФМ» понеслись куда надо — в КУПНО (Корпоративный университет Правительства Нижегородской области). Там тоже поблуждали в трех соснах и наконец-то дошли до запланированной лекции «Как создавать креативный проект?» от руководителя проектов СБЕРа Елизаветы Сафроновой. Вроде бы есть еще полчаса, чтобы узнать хоть что-то о креативных инструментах и лайфхаках, но… Все закончилось через 10 минут на всегда актуальном поинте про выгорание. Сфоткали экран с лайфхаками (да, они все же были!) и пошли в соседний зал на выступление Екатерины Минкевич, где она должна была рассказывать про тренды в личном бренде. Признаться честно, мы были не в курсе известности Екатерины до тех пор, пока после лекции с ней не побежали фоткаться почти все присутствующие слушательницы, желающие стать инфлюенсерами.
Минкевич — CEO коммуникационного агентства Influence You, автор телеграм-канала «Во-первых, это красиво!», подкаста «Любим, умеем, PRактикуем» и просто профессиональный пиар-специалист с более чем 10-летним стажем. Екатерина — не теоретик, а практик, который постоянно совершенствуется (проходит курсы, берет консультации и ведет свои блоги в конце концов), поэтому советы ее были исключительно прикладными.
«Если вы хорошо ориентируетесь в медиапространстве и умеете с ним работать — вы в тренде, успешны и всегда сможете заработать на этом», — отмечает Минкевич. По мнению Екатерины, во-первых, не стоит ограничивать себя одной соцсетью, а, во-вторых, надо использовать функционал каждой настолько, насколько это возможно. Она также рассказала о пользе подкастов и разговорных шоу — ведь через их гостей можно здорово раскрыть и себя самого. Касаемо будущих потенциальных соцсетей Минкевич, например, делает ставку на «Авито» и Pinterest, который уже становится площадкой для работы SMM-специалистов.
Дальше мы с чистой совестью пошли погулять по Нижнему, прям ножками, насколько хватит сил. Предварительно справившись у коллег, где подкрепиться, направили свои стопы к кафе «Молодость» (Октябрьская, 6), съев там сытнейшие вафли с грушей, беконом и горгонзолой, которые отлично легли в довольно пустой желудок. Погода была отличная, поэтому расположились мы прям на улице, параллельно слушая каверы на Басту («Сансара») и «Амегу» («Лететь», в которой музыкант решил спеть строчку «а у птиц свободе НАучиться», что немножко бесило, если честно). Рядом с кафе располагался одноименный магазинчик с разнообразным хендмейдом и не только, где можно было разжиться памятным стаффом. Порывшись в сережках, колечках, брошках, открытках, крафтовом мыле, значках, стикерах и т. п., мы в итоге… ничего не купили. Даже «Блокнот приключений в Нижнем Новгороде» — небанальный путеводитель по городу от Михаила Самойлова и Елены Linia.
Не дойти до Нижегородского кремля было бы кощунством, так что не стали грешить. В кремле разливалась благодать, солнце мягко клонилось к закату, так что решили пробыть на смотровой площадке до упора и полюбоваться, собственно, на то, за что во многом любят Нижний. Закат, зелень, слияние рек, свежий ветер — что еще надо?
Воскресное утро началось внезапно на том же самом культурном: в фойе отеля показывали записи старых балетов из архивов телеканала «Культура» — «Шехеразаду» с Николаем Цискаридзе и «Дон Кихота» с Михаилом Барышниковым. Полюбовавшись на легенд балета, не смогли не завернуть по дороге на знаменитый блошиный рынок на Октябрьской и за кофе в Salut! (Большая Покровская, 20Б).
В том же КУПНО (Почаинская, 17К) лекцию давал Георгий Лобушкин, который, как он сам выразился, был самым известным медиатехнологом России, а теперь — безработный блогер. У Георгия действительно есть свой канал на ютьюбе, где в своем шоу «Влобушкинъ» он за чашкой кофе разговаривает (вопросы периодически подсказывает ИИ) с героями в диапазоне от Алексея Венедиктова** до Алексея Жидковского, и два телеграм-канала: «Лобушкин» (там работа) и «Лобушкин молнит» (тут новости одной строкой).
Темой спича было «Создание имиджа проекта». Георгий, одевшийся, как он сам отметил, в цвета ЦИПРа, начал рассказ со своего первого громкого кейса, когда 26 мая 2012 года в День города Санкт-Петербурга Павел Дуров (тогда еще генеральный директор ВКонтакте) запустил в толпу самолетики с пятитысячными купюрами на борту. Лобушкин пришел туда в 2011-м младшим менеджером пресс-службы, а потом ее возглавил — короче, импрувить имидж соцсети и выкручиваться перед всем честным народом пришлось именно ему. Придумали такую тему: Дуров напишет колонку о том, что ему НАСТОЛЬКО не нужны деньги, поэтому — вот они, лишние, вылетают из офиса ВК. Колонка вышла на «Ленте.Ру» (сочинял ее, конечно, сам Лобушкин) — все сработало.
Также Георгий рассказал про судьбу браузера «Амиго» от Mail.ru, который портил жизнь пользователям, устанавливающим продукты компании, и отравлял ее же репутацию больше пяти лет. Несмотря на все усилия по созданию положительного имиджа Mail.ru (вирусные ролики, благотворительные акции и т. д.), дело не двигалось (проанализировав косты, браузер в итоге убрали).
Обсудили и важность логотипа и визуальной составляющей — ведь это то, что в первую очередь бросается пользователю в глаза; и создание мифологии компании; и управление отзывами; и самоиронию (это один из лучших и сильных способов справиться с общественным негативом, по мнению Лобушкина); и то, как сами сотрудники могут/должны нести в массы ценности компании. Полезное! А главное — с юмором (так всегда лучше усваивается).
Еще одной историей, на которую мы успели до поезда, стал мастер-класс «Как справиться с синдромом самозванца» от популярного нижегородского психолога и КПТ-терапевта Марии Шагаловой, проходивший в Доме народного единства (Белинского, 9Б). Честно признаться, за полтора часа МК мы совсем потеряли смысл словосочетания «синдром самозванца» — такое количество раз оно прозвучало. Мария рассказывала, как синдром влияет на психологическое состояние, самооценку, самореализацию и качество жизни, и что чаще всего он проявляется у ярких и увлеченных своим делом людей.
Также рассмотрели Цикл самозванца — с чего он начинается (когда встает необходимость чего-то достичь, например, сделать учебные или рабочие проекты), как развивается (тревожность) и к чему может привести (выгорание и нервный срыв). Протестировать себя тоже протестировали (три из девяти пунктов, согласно чек-листу, считаем, что это успех, и мы молодцы) и даже поучаствовали в интерактиве. Выходить на сцену и анализировать кейсы из жизни не пришлось, зато надо было пообщаться о своих достижениях с соседом по залу и посмотреть со стороны, как мы зря себя обесцениванием (тут тоже молодцы, но есть над чем поработать). В конце получили SOS-памятку, как себе помочь, когда синдром вас догоняет.
Мастер-класс Марии Шагаловой закончился аккурат за пару часов до поезда до Москвы. Так что у нас еще была возможность провести время качественно: во-первых, посмотрели на кусочек «Заповедных кварталов», во-вторых, зашли поставить свечку в церковь Трех Святителей (Короленко, 14) по соседству, в-третьих, проехались на метро со станции «Горьковская» до станции «Московская» (одна остановка), захватив с собой на память дырявый жетончик. Ну, и поели. Нам также советовали заглянуть на выставку «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в галерее, расположенной в знаменитых Пакгаузах на Стрелке, но решили не рисковать временем. Дальше уже на крыльях «Ласточки» помчались в столицу с чувством выполненного долга.
БОНУС, в котором директор и соосновательница ЦИПРа Ольга Пивень и генеральный директор «ОМГ», организатор конференции ЦИПР и фестиваля ЦИПР Tech Week Ирина Ефимова рассказали нам о планах на будущее и фиджитал-йоге
Как вы выбираете спикеров: какие ачивки у них должны быть, кому предпочтения, как долго идет отбор, etc.?
Ольга: В первую очередь нас интересуют люди с серьезной экспертизой, имеющие определенный социальный капитал, так как одна из наших главных миссий — это популяризация высоких технологий в разных сферах общества и жизни.
Ирина: При выборе спикеров мы также ориентируемся на тренд-репорты: рассматриваем главные тренды, изучаем новые технологии, медиаполе и инфлюенсеров, поддерживающих такую повестку. В следующем году планируем организовывать голосование на сайте и в социальных сетях, чтобы аудитория сама могла выбрать интересных им спикеров. Это позволит не только собрать актуальную деловую программу, но и даст возможность молодежной аудитории познакомиться с еще большим количеством интересных экспертов, которых мы привезем в Нижний Новгород.
Какой процент специалистов был из самого Нижнего?
Ольга: Мы довольно плотно работаем с Нижним Новгородом, и, конечно же, их эксперты активно участвовали во всех отраслевых сессиях. Более того, в рамках ЦИПР Tech Week мы приглашали и нижегородских спикеров.
Ирина: Порядка 70% спикеров ЦИПР Tech Week были из Нижнего Новгорода. Стоит отметить тот факт, что технологический фестиваль интересен тем, что сочетает деловую и lifestyle-повестку. Например, в этом году на лекцию директора по развитию коммуникационного агентства SETTERS Александры Жарковой приехали наши делегаты, участники основной конференции ЦИПР-2024. Это говорит о том, что фестиваль пользуется популярностью и у делового сообщества.
В один из дней в рамках секции «Психологии и саморазвития» стояла утренняя йога. Она будто бы выбивается из общего расписания. Почему решили ее включить?
Ольга: Во всех наших проектах мы выступаем за баланс интеллектуального и ментального. Занятия йогой в Нижнем Новгороде на свежем воздух — как раз то, что помогло разгрузиться среди очень плотной и насыщенной как бизнес-, так и нетворкинг-повестки. Думаем, что в следующий раз мы включим еще какие-то интересные спортивные мероприятия. В частности, если говорить про спорт, то мы активно продвигаем такое спортивное направление, как фиджитал, где есть комбинация офлайновой физической активности и онлайн-механики. Поэтому, возможно, в следующем году мы разовьем это направление и уже будем заниматься фиджитал-йогой.
На какие лекции вы сами успели сходить? Или жалеете, что не сходили?
Ольга: Мне, как директору конференции, сложно присутствовать на каждой сессии. И, если честно, это мой незакрытый гештальт, так как у нас огромное количество интересных дискуссий, и сходить хочется на все.
Хочу выделить дискуссию про цифровизацию бизнеса на примере креативных индустрий и сессию Ксении Зайцевой про биохакинг и современные способы контроля своего здоровья — это действительно весьма актуальная и интересная тема сегодня. Очень интересная сессия была посвящена детям и их воспитанию в мире гаджетов. Это та тема, которая в принципе волнует сегодня всех родителей.
Ваши любимые локации, где проводились мероприятия?
Ольга: Я очень люблю Академию «Маяк» имени Сахарова (Нижневолжская наб., 11). Это одна из самых модных внутри и потрясающе красивых с архитектурной точки зрения площадок. Прекрасный особняк, построенный Федором Шехтелем. Также мне понравилось креативное пространство на Большой Покровской, 20Б. Это самый центр города в пешей доступности от ресторанов: очень удобно зайти, послушать интересную лекцию, а потом дальше продолжить хорошо проводить время.
Ирина: Несколько лекций ЦИПР Tech Week проходили на основной площадке конференции (выставочный центр «Павильон № 1»). Например, оба выступления создательницы Susfood и телеграм-канала Hedonistcats Юлии Сусовой. И мне кажется это очень удачным, особенно учитывая, что в этом году, 24 мая, мы сделали «открытый день» в ЦИПРе для желающих посмотреть выставку. И наши гости могли не только познакомиться с выставкой, но и послушать интересных спикеров.
Какие планы на 2025-й?
Ольга: В первую очередь в планах больше сконцентрироваться на ЦИПР Tech Week как на отдельном ивенте. Мы проводим его уже в третий раз и понимаем, что Tech Week — полноценное, интересное для города мероприятие. Определенно расширим деловую программу, привлечем больше креативных кураторов и инфлюенсеров для того, чтобы как раз в широком разрезе говорить о последних новинках и разработках в цифровой индустрии. Кроме того, мы хотим сделать более заметной развлекательную составляющую, добавить форматы интересных интеллектуальных аутдор-активностей и концерты с живой музыкой. Возможно, пригласить интересных музыкальный гостей, популярных диджеев. Это придаст особую атмосферу фестивалю, задаст настроение и динамику.
Ирина: Помимо этого, будем внедрять еще больше актуальных форматов, спортивных активностей и развлечений. Хотим задействовать еще больше точек — ресторанов, отелей, образовательных и развлекательных центров. В планах также увеличить количество мероприятий для школьной и студенческой аудитории, потому что зачастую выбор будущей профессии происходит после общения с экспертом в какой-либо области. Поэтому я считаю важным для профориентации взаимодействие юного поколения с квалифицированными экспертами, чтобы рассказать будущим специалистам о своем опыте, успехе и достижениях.