Интервью, Бизнес — 21 августа, 16:54

Как устроен яхтинг в России. Интервью с креативным директором «Силы ветра» Александром Сколковым

«Силе ветра» уже больше 10 лет, и она, пожалуй, до сих пор остается самой известной яхтенной школой страны. Мы поговорили с креативным директором компании Александром Сколковым о развитии яхтинга в России, парусном спорте в эпоху пандемии и о том, как проходит обучение в школе капитанов.

Расскажи немного о себе. Как получилось, что ты профессионально занялся яхтингом?

Под парусом я хожу относительно недавно, примерно семь лет. До этого долго занимался виндсерфингом: я вырос в Ейске, где этот вид спорта сильно развит. Пробовать заниматься яхтингом начал, когда еще работал главным редактором издания FURFUR. Постепенно стал воспринимать его с точки зрения хоть и небольшого, но бизнеса.

Обучался яхтингу в своем родном городе и там же запустил первые яхтенные курсы для всех желающих. Сначала на них пришло только пять человек, а через год — уже сто. Дело постепенно развивалось. Потом мы познакомились с Максом Пинигиным, который создал «Силу ветра». На тот момент она была довольно закрытым сообществом людей, ходивших на регаты. Занятия в школе капитанов тоже не были масштабными: там проводились курсы «для друзей», когда опытные капитаны учили теории новичков для дальнейшего получения шкиперской лицензии в международных школах.

Потом я сдал на международные права в Черногории, и мы организовали первую регату «Силы ветра» на Мальте. После запустили тренировки в Москве и объединили всю нашу деятельность под брендом «Сила ветра», превратив ее в полноценный бизнес.

А кто ты по образованию?

По образованию я конструктор-технолог. Отучившись пять лет в МГТУ имени Баумана, понял, что это не мое, и ушел в журналистику. На начальном этапе это был очень интересный опыт, который позднее перестал интересовать меня в чистом виде, превратившись в вечную гонку за просмотрами. Однако мне до сих пор нравится делать медийные продукты, этим я отчасти занимаюсь и в «Силе Ветра» — рассказываю красивую историю о мечте, за которой люди с нами ходят. Но это прикладная часть, которая помогает привлекать аудиторию, а не конечная суть проекта.


Какие переходы были для тебя самыми экстремальными?

Совсем страшных историй у меня, к счастью, не было. Когда становишься капитаном и начинаешь за все отвечать, то грань, при которой тебе комфортно или некомфортно, постоянно меняется. Когда ты только сдал на капитанские права, тебе кажется, что ветер 10 узлов — это нормально, а 15 — уже страшновато. Проходит несколько лет, восприятие становится другим, и когда дует уже 40 узлов, то кажется — идем, и хорошо. Поэтому моменты, сложные на первых этапах, сейчас уже кажутся смешными.

А какие у тебя любимые места для яхтинга?

Мне очень нравятся Канары — архипелаг испанских островов. Благодаря тому, что это открытый океан, здесь всегда хороший ветер и комфортный климат. Яхтинг, по своей сути, — мир контрастов, где есть минимальные бытовые решения и огромный кайф, когда ты оказался на берегу в новом интересном месте. С воды открывается иной взгляд, ты по-другому воспринимаешь путешествия.

Канары наиболее выражены в плане контрастов: красивые европейские города, вулканические пустыни и буйство красок. Одновременно есть океан с большой волной и хорошим ветром, так что этот регион — всегда настоящее приключение.

Ты смог бы отправиться в кругосветку?

В кругосветку не ходил, и пока не очень хочется, поскольку придется на пару лет выпасть из жизни. Сейчас в планах перейти Атлантику, хотя из-за непонятной ситуации с коронавирусом не очень понятно, когда это произойдет.

Как происходит обучение в школе капитанов?

Все обучение проходит в формате вебинаров. Есть и очные занятия в Москве, но онлайн-курс — классная опция, которой могут воспользоваться слушатели по всей России.

Курс состоит из тринадцати двухчасовых занятий с преподавателем и включает всю теорию, которую необходимо знать начинающему капитану. Потом нужно пройти практическую часть, когда ученики едут на яхте с инструктором. Для нее количество участников ограничено — не более пяти человек в группе, иначе фокус будет размываться. Теорию инструктор может рассказывать хоть для сорока человек одновременно, но в практическом формате обучение более интенсивное, потому что вы выполняете упражнения, не похожие ни на регаты, ни на экспедиции. Тут нужно научиться парусной практике: спасать человека, который упал за борт, швартоваться, читать прогнозы погоды, строить маршруты, ходить ночью и так далее. После этого инструктор подтверждает твою шкиперскую лицензию. Практическая часть проводится либо в Средиземном море, либо на Канарах. Практику в России пока что не проводим. Для этого необходим регион, где люди потом смогут ходить сами. С точки зрения капитанской практики здесь подходят Италия или Турция, потому что там понятны и марины, и то, как устроен диалог с властями, и вся навигация. В России же из-за отсутствия марин, яхт и индустрии как таковой все иначе, и обучать сложнее. Само обучение тут окажется чуть менее эффективным, поэтому лучше сразу проходить его в том регионе, где вы сможете брать лодки. 

Самый долгий и сложный путь — это превращение в опытного капитана. Сначала ты идешь на лодке в качестве капитана и тебе боязно, потом становишься увереннее, а после уже хочешь взять лодку в регионе посложнее — например, в Шотландии, где сильные приливы и другие навигационные сложности.

Получить сами права не сложнее, чем сдать на водительское удостоверение в России. Просто при вождении автомобиля ты сразу встраиваешься в плотный поток, и процесс сильно отрегулирован из-за количества машин. Яхт все-таки не так много, да еще и само водное пространство не ограничено. Со временем может прийти понимание, что тебе некомфортно попадать в сильный ветер, приливы или выходить в открытый океан, и можно будет просто брать лодку для себя и своих друзей для прогулок по красивым итальянским островам. Что само по себе сказочно.

Что для вас является приоритетным направлением с точки зрения монетизации — экспедиции, школа капитанов или, возможно, корпоративные мероприятия?

Мы создаем целую экосистему. Наша задача — сделать клевый продукт во всех сферах, включая спортивный яхтинг и экспедиции. Ты можешь тренироваться на одноместном «Луче» (спортивный болид, напоминающий виндсерф) в Подмосковье, поехать в Италию на регату или отправиться в экспедицию в Шотландию, а можешь сдать на права в школе капитанов и пересечь Атлантику.

Мы стараемся показать людям разные грани этой системы и обьяснить, что яхту наполняет смыслом сам человек. Ты можешь поехать просто кататься на озере, отправиться на яхте на музыкальный фестиваль, а можешь стать капитаном и за все отвечать самостоятельно. У нас нет такого понимания, что вот этот продукт самый крутой, а все остальное — побочное.

С точки зрения бизнеса, экспедиции и выездные регаты приносят нам основную часть прибыли — примерно 70%. В этом году все поменялось, потому что люди никуда не могут поехать и фокусом стали подмосковные тренировки. Но в целом компания живет за счет выездных мероприятий и приключений на яхтах.


Насколько яхтинг эффективен как бизнес именно в России? Ведь из-за климатических особенностей сезон и география, где в принципе можно ходить под парусом, довольно ограничены.

Путешествовать на яхтах в России — непростая задача. У нас есть экспедиции на Камчатку и походы по Финскому заливу, но учитывая количество морской территории России, это довольно небольшие точки. В Италии или Греции намного больше марин.


Самой индустрии здесь как таковой нет, но существуют парусные школы вроде нашей, которые занимаются обучением и вывозят людей заграницу. Мы бы с удовольствием занимались организацией большего количества мероприятий в России, но для этого необходимы порты и флот, который можно арендовать по нормальным ценам. К сожалению, ни того ни другого в достаточном количестве в нашей стране нет. Но с точки зрения организации выездных мероприятий в России и, скажем, в Германии, индустрия мало отличается.

Возможно, из-за культурного ДНК русскому человеку сложно привить, что яхтинг — это для него. Поэтому наша основная деятельность в плане маркетинга — развеивание мифов. Всем ошибочно кажется, что яхты — это безумно дорого и увлечение только для олигархов.

А в действительности насколько это дорогое увлечение? 

Яхтинг — это абсолютно недорого. По цене это как жить в гостинице и взять напрокат машину.

Все зависит от того, насколько роскошную лодку или дорогой отель ты выберешь. В классическом понимании обычная чартерная средиземноморская яхта — весьма доступное удовольствие. Средний чек нашей регаты — это 600–700 евро, не считая билета на самолет. Но все равно ты экономишь, поскольку живешь на лодке: а это и средство передвижения, и отель в одном флаконе.

На яхтинге экономишь и на затратах на еду, поскольку вместе с командой можешь готовить на лодке (если ты останавливаешься в гостиницах, то все-таки вряд ли будешь себе готовить). Кроме того, тут можно периодически ходить в ресторан — например, когда вечером пришвартовываешься в марине. В этом есть много кайфа, поскольку ты находишься в довольно комфортных условиях, но все равно чуть-чуть в походе. А в Скандинавских странах ребята вообще ловят рыбу и жарят ее прямо на лодке.

Сколько стоит небольшая яхта? 

Стоимость будет напрямую зависеть от типа лодки: спортивной или круизной. Например, мы сами строим спортивные лодки в Нижнем Новгороде — SV20 (сокращение от «Сила ветра 20 футов». — Прим. SRSLY), десять таких лодок стоят в Строгино. Это спортивный гоночный болид с двумя основными парусами, стакселем и гротом, и третьим — геннакером, для полного курса. SV20 стоит миллион рублей. Чтобы ею управлять, требуется команда из четырех человек. То есть, если приобрести такую лодку на команду, то получается очень выгодно — всего 250 тысяч рублей на человека. Хороший навороченный виндсерф будет стоить тех же денег.

Если говорить про большие круизные лодки, то, во-первых, в России они не производятся, и везти их надо из-за рубежа. Во-вторых, учитывая сложности с растаможкой и сезонным хранением, это представляется довольно бессмысленным занятием. Поэтому если купили лодку, держать ее надо также за границей. Турция или Черногория будут самыми выгодными в плане хранения и обслуживания яхт. При покупке новой качественной лодки ориентироваться надо на 200 тысяч евро. Но индустрия аренды в Средиземном море настолько развита, что приобретать свою лодку не имеет особого смысла. Новая яхта — это все-таки роскошная покупка, примерно как дом.

На вторичном же рынке можно купить яхту подешевле, такую лодку, скорее всего, не найдешь в чартере, поскольку она устаревшая и не столь комфортная. При этом все-таки можно подыскать б/у лодку за 3000-5000 евро и отправиться на ней в кругосветку. Ведь это суперпопулярная история в других странах, когда пенсионеры продают недвижимость, покупают лодку и отправляются путешествовать.


Насколько корпоративные регаты популярны в России? Какие компании обычно к вам приходят с такими запросами?

Большинство наших конкурентов зарабатывают на корпоративах, у нас же несколько другой формат с фокусом В2С. Мы стремимся, чтобы люди приходили к нам в частном порядке и приводили своих друзей. Но корпоративные мероприятия мы также проводим. Не так давно делали их для «Рамблера», МТС, Банка «Открытие».

Корпоративные мероприятия по формату абсолютно разные — можно поехать на день в Строгино или собрать компанию на неделю на озере Гарда. В плане организации корпоративы только легче: когда есть готовый заказчик с готовой аудиторией и ты уже заранее знаешь формат. Мы делаем классный продукт с гораздо большим количеством неизвестных, а тут энтропии меньше и результат лучше.

Как развивается «Сила ветра» в этом году — вы будете проводить все запланированные мероприятия?

В этом году мы сделали больше продуктов внутри страны. Закрыта иностранная часть, но суть проекта не изменилась. Нашей аудитории, которая поверила в наши мечты и прониклась яхтенной культурой, хотелось дать возможность где-то походить этим летом. Поэтому мы сделали небольшие бюджетные продукты, вроде двухдневных походов по Финскому заливу, походов по островам в водохранилищах Подмосковья. Например, выходишь из Пироговского водохранилища по каналу имени Москвы в сторону Ушинского водохранилища, и там есть необитаемый остров, где можно остановиться в палатках, а потом вернуться на яхтах. Это два дня настоящего приключения. Мы проводим экспедиции в заповедники Белого моря и на Камчатку, где удивительная природа и можно встретить китов и морских котиков.


Где в Москве и области можно ходить под парусом? 

У нас есть три базы в Москве и три базы по России. В Москве это Строгино, яхт-клуб «Березки» на Пироговском водохранилище и яхт-клуб «Вотерхаус», где у нас проводится обучение на «Лучах».

Тут нужно отметить, что парусный спорт — это одно, а культура капитанского опыта — совсем другое. При тренировках на «Лучах» прокачиваешь понимание паруса, но не приобретаешь капитанский опыт. В Строгино ты научишься гонять на них, но это примерно как ходить в бассейн — капитанский опыт так не приобретешь.

Конечной целью обучения на капитана является возможность доставить лодку безопасно и с удовольствием из пункта А в пункт Б. В гонках же часто необходимо провоцировать небезопасные ситуации, и, в общем-то, в этом их суть. Провоцировать небезопасные ситуации с точки зрения капитанского опыта — весьма дурная традиция.

Яхтинг — сезонный спорт. А как вы получаете доход в зимнее время?

Зимой мы также проводим массу выездных мероприятий: например, спортивные лагеря на «Лучах» в Дахабе и на Кипре, «гоночные клиники» на спортивных яхтах, похожих на SV20, всю зиму активно проходят занятия в школе капитанов. Осенью и зимой лучше всего учиться, чтобы сдать на права и следующим летом уже ходить капитаном. Зимой у нас всегда есть экзотические направления вроде Таиланда, Сейшел или Канарских островов. В этом году, возможно, будут Карибы. Количество выездных направлений сейчас сокращается, и фокус временно переводится в сторону обучения.


Как, на твой взгляд, на яхтинг повлияет пандемия? Станет ли она препятствием для экспедиций в будущем?

Яхтенная индустрия слишком классическая и неповоротливая, как и отельный бизнес. Если говорить о ней с широкой точки зрения, то она вряд ли поменяется. Появится чуть больше фокуса на какие-то онлайн-формы, но суть остается в том, чтобы человек оказался на лодке, покатался и получил удовольствие. Сама ситуация с пандемией этому сейчас сильно препятствует. Кто-то закрылся, кто-то переживает сложный период, но яхтенную индустрию в глобальном плане это никак не изменит.

Какие твои любимые художественные произведения и фильмы о море?

Мы недавно переводили фильм Chasing Bubbles про брокера, которому в определенный момент надоела его работа, он купил небольшую яхту, книжку Sailing for Dummies (в переводе с английского «Мореходство для начинающих». — Прим. SRSLY) и отправился в путь. Потом понял, что путешествовать одному скучно и прикольнее делиться этим опытом с другими людьми, поэтому превратил свою яхту в подобие Airbnb, куда вписывались его друзья и случайные попутчики. Эта хорошо сделанная документалка не столько про яхтинг, сколько про такого уникального человека.

У меня масса любимой литературы про море, поэтому расскажу о том, что прочитал недавно. У издательства Corpus вышла книжка «Времена моря» норвежского публициста Мортена А. Стрекснеса — классное произведение о том, как море и морская культура меняет взгляд на жизнь. Книга биографическая: главный герой едет к своему другу на Лофотенские острова. Там существует легенда про огромную гренландскую акулу, которую можно поймать в Северном море. По сути, это забавная книга о том, как повзрослевшие Том Сойер и Гекльберри Финн выходят на приключения.



Фото: предоставлены школой «Сила ветра»
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 16:51, 22 октября 2020
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 тысяч долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Популярная темаПопулярно
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 21 октября, 13:04
Microsoft и SpaceX теперь партнеры. Они разработают облачную сеть с помощью спутников
Новости, Новости — 21 октября, 12:09
Новое интервью Саши Спилберг: об успехе на ютьюбе и желании отправиться в космос
Новости, Новости — 21 октября, 09:44
Дени Вильнев снимет мини-сериал по роману Ю Несбе. Главную роль исполнит Джейк Джилленхол
Новости, Новости — 20 октября, 23:21
Зонд NASA попытается взять образец грунта с астероида. Рассказываем, где на это посмотреть в прямом эфире
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Ведьмы
Субура
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Метод
(2 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)