В этом апреле должны начаться съемки мини-сериала «Бегущий по лезвию 2099» от Amazon Prime Video — спин-оффа легендарного фильма, эталонного образца жанра киберпанк. Означает ли это очередную волну интереса к киберпанку? По следам XI фестиваля «Короче» (проходил с 15 по 20 августа 2023 года в Калининграде. — Прим. SRSLY) решили расспросить про жанр одного из участников феста — Сашу Викулова, режиссера единственного мини-фильма в жанре киберпанк, показанного во внеконкурсной программе смотра в блоке «Фантастика».
Как считаешь, за счет чего интерес к киберпанку не угасает?
За последнее время он поднабрал популярности из-за нашумевшей игры Cyberpunk 2077 от студии CD Projekt RED. Очень крутые ребята — поверили, вложились и «выстрелили» на нишевой истории. Вообще, CD Projekt умеют, словно Хичкок, взять не особо популярную историю, переработать ее и сделать что-то стоящее. Например, серия книг «Ведьмак» Анджея Сапковского — долго была популярна у очень ограниченной группы фанатов фэнтези, а теперь мем «Никак вы, @#$ть, не научитесь» (из игры The Witcher 3, вышла в 2015-м. — Прим. SRSLY) знает каждый школьник. Похожее произошло и с Cyberpunk 2077 — действие игры происходит во вселенной одноименной настолки и содержит множество цитат и отсылок к фильму «Бегущий по лезвию» и к фантастической вселенной Уильяма Гибсона («Нейромант», «Джонни Мнемоник»). По сути, этой истории уже 40 лет, но, тем не менее, ребята поверили в нее, освежили, вложили сильную драматургию, и получился очень крутой киберпанк-проект. На релизе были проблемы, но в итоге даже после скандалов — людям понравилось, его начали обсуждать, и жанр киберпанка получил новый виток интереса и развития, только с апгрейдом, конечно, в контексте современности.
#INSERT_ARTICLE#
А у нас что можешь выделить из киберпанка?
Что касается отечественного кинематографа: порадовал прошлогодний сериал «Кибердеревня». Если говорить про историю, а не про визуальные образы, то это хорошее роуд-муви на тему дружбы в контексте конфликта «маленький человек против корпорации».
Как ты для себя определяешь киберпанк в контексте сай-фая?
Киберпанк — это не про голографический интерфейс у курицы, это исследование тем, связанных с техногенными — или технофобными, если хотите, — страхами человечества. Для киберпанка свойственно помещать эти темы в контекст классовой разницы и демонизированного капитализма, в этом и есть принципиальная, на мой взгляд, разница этого поджанра и просто научной фантастики. На самом деле киберпанк — это именно тот сценарий, по которому мы идем, и это пугает. Взять, к примеру, африканские шахты, где в рабских условиях детьми добывается кобальт, использующийся для создания аккумуляторов, чтобы какой-нибудь богатый австралиец «спас» природу, заменив бензиновый автомобиль на «экологичную» Tesla.
#INSERT_ARTICLE#
Образ жизни — 31 марта 2025, 11:01
Свободу электроовцам! Что нового в версии 2.0 для Cyberpunk 2077 и каким вышло дополнение Phantom Liberty
У киберпанка существует особый коннект с Азией. Почему так, по-твоему?
Отвечая, хочу напомнить про то, как родился этот поджанр, и обратиться к моему любимому «Бегущему по лезвию» (1982) Ридли Скотта. В нем прекрасно все: и сюжет, и как все снято, как все сказано — это восхитительное топовое кино, которое запомнится и которое останется с нами навсегда. И американские города, выглядящие как ночной Токио, тут неспроста: в 70–80-е на Западе существовал страх перед технологическим развитием Японии и будущей ее культурной экспансии — тогда лучшая техника была именно японской, эта страна долго была впереди планеты всей в плане развития технологий и робототехники. В принципе, она и сейчас таковой считается.
Киберпанк родился из мысли, что Восточная Азия достигнет такого технологического развития, что захватит весь мир.
#INSERT_ARTICLE#
Добавляем сюда крупные корпорации, хардкорную внутрикорпоративную политику и японский культ работы. Далее накладываем жуткое расслоение населения, высокий уровень преступности на фоне колоссального технологического прорыва, и voilà… Cyberpunk. И на таком вот бэкграунде, напичканном обезумевшими ИИ или угнетаемыми андроидами, и происходит исследование сущности человека.
Звучит жутковато. Почему ИИ выглядит таким страшным в киберпанковской интерпретации?
Потому что любые наши страхи перед ИИ — это эхо неотвеченных вопросов касательно самого человека, социума, происхождения нашего разума. Так, в поисках ответа на вопрос «может ли ИИ стать человечным» мы на самом деле пытаемся понять: а что делает нас людьми? В чем божественность нашего происхождения?
Саша на съемках своей короткометражки «Разгон»
#INSERT_ARTICLE#
Выходит, что киберпанк — это что-то более глубокое, что можно перенести на нынешние реалии.
Конечно, как и большая часть научной фантастики. Очень часто в корень всех подобных историй, где люди угнетают ИИ или каких-нибудь андроидов, например, заложены острые социальные проблемы — вопрос «иных», мигрантов или не таких, как все остальные, думающих иначе или как-то отличающихся. То есть проблема ксенофобии раскрывается через sci-fi-стилизованную форму. И эта форма всем подходит и всем нравится, особенно сейчас, когда у нас машины с автопилотом, роботы-курьеры, крипта и VR-вселенная. Поэтому я не понимаю, почему в России не снимают киберпанк. Наверное, это касается фантастики в целом, так как производство подобного кино очень дорогое, а внутри индустрии не так много профессионалов с опытом работы на таких проектах. Хотя в последнее время выходит много отечественной фантастики, которая нравится российскому зрителю.
Расскажи про свою короткометражку «Разгон». В чем ее киберпанковость?
Концепция моего фильма «Разгон» базируется на простой идее, что человеческий мозг — это процессор, на котором можно майнить.
#INSERT_ARTICLE#
Предположим, что через какое-то время люди захотят сделать себя умнее за счет технологий, но модели ИИ не будут совместимы с человеческим мозгом. В итоге найдется достаточно простое решение — подключить свой мозг к чьему-то чужому, предварительно очистив «донорские» мозги и наладив процесс передачи данных между ними. В результате бедняк становится овощем и до самой смерти от перегрева или выработки ресурса мозга ложится в кресло на грязной майнинговой ферме. При этом какой-то «синий воротничок» увеличивает себе IQ по подписке ценой в 30 баксов. Собственно, в этом и суть техногенного страха моей истории — бесчеловечная эксплуатация бедного населения стран третьего мира по аналогии с приведенным ранее в пример африканским ребенком, за еду добывающим вредные тяжелые металлы для дорогих машин в ужасающих условиях. Причем в «Разгоне» люди идут практически на смерть, так как процесс необратим — в мозг такой «болванки» врезается оборудование, и носитель становится овощем, а его семья получает какие-то копейки, чтобы не умереть от голода. Таким образом я провожу метафорические параллели на реальную современность, напоминая о том, что есть люди, которые в шахтах убиваются за то, что их семьи могут есть, жить, хотя толком своих кормильцев и не видят. Моя история про циничность общества, которое закрывает глаза на то, что его как бы не касается.
Кадры из короткометражки «Разгон»
#INSERT_ARTICLE#
Как эта идея вообще родилась?
Изначально сценарий «Разгона» был рассчитан на 25 минут хрона, он писался для моей дипломной работы к выпуску из НИУ ВШЭ. Так как финансирование было из собственного кармана, быстро стало понятно, что моих 10 тысяч долларов совершенно не хватает для съемки полной версии сценария. Поэтому было принято решение поступить как в байке о братьях (теперь сестрах) Вачовски и снять на все деньги первую сцену. Получился своеобразный тизер, красивая киберпанк-зарисовка, но, судя по всему, мы с командой сделали нечто самобытное, интересное и эффектное — то, что «Разгон» отобрали на фестиваль «Короче» и показали там в блоке «Фантастика», стало для меня большой и очень приятной неожиданностью.
На какие фестивали ты отправлял работу, помимо «Короче»?
На многие. У «Разгона» на данный момент более 30 отборов и 8 побед на фестивалях короткометражных фильмов, в том числе зарубежных, например, буквально пару недель назад победил в номинации «Лучший международный фильм» на MidWest Weird Fest, также горжусь номинацией на «Лучший Sci-Fi фильм» на Awesome Con Short Film Festival. Это говорит о том, что интерес к киберпанку высок, особенно в контексте времени. Так что будем снимать!
Образ жизни — 31 марта, 11:01
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Какие у тебя дальнейшие планы?
Снимать что-то бодрое! Дописываю основной «пакет» документов для сериала на восемь серий по истории «Разгона», параллельно есть еще несколько заявок на полные метры, так что — питчить, питчить, питчить. Радует то, что я обзавелся «золотыми», бесконечно поддерживающими единомышленниками, готовыми браться за порой совершенно невыполнимые задачи. «Разгон» не увидел бы света без оператора-постановщика Антона Минеева, пластического гримера Анастасии Ростовцевой, художника-постановщика Златославы Панафидиной, актера и постановщика боя Михаила «Микки» Селиванова и продюсеров Владимира Томшина и Павла Никифорова — крутые ребята, настоящие профи, вкладывающие душу в то, что они делают. Считаю, что как у нашей команды, так и у индустрии в целом есть возможность делать крутое зрительское кино.
#INSERT_ARTICLE#
Интервью — 31 марта 2025, 11:01
«Мои тексты намного лучше объясняют меня как человека». Интервью с писательницей Асей Володиной
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Образ жизни —
30 марта, 16:28
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости —
1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости —
28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости —
28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости —
28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Интервью — 18 марта, 13:15
Whole Lotta Swag дропнул альбом NO TYPE. Обсуждаем релиз в 16 строчках
Колонка — 17 марта, 13:44
Let Me Entertain You. Робби Уильямс и его обезьяна
Интервью — 8 марта, 13:11
Тайны мифотворчества от Kedr Livanskiy: разбираем альбом Myrtus Myth
Интервью — 7 марта, 15:07
Драконы, тактильная память и секрет идеального дня. Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным
Интервью — 26 февраля, 16:57
Коллекционер звука и архитектор настроения. Интервью с эмбиент-музыкантом Никитой Каменским
Репортаж — 16 февраля, 12:00
Eat, sleep, ski, repeat. Как редакция SRSLY на «РОЗАФЕСТ» ездила
Интервью — 14 февраля, 13:29
Все сложно. Анкеты-валентинки Минаевой, Саши Ваша, DASHI, nkeeei и uniqe
Интервью — 13 февраля, 13:35
Крутят-вертят. Дуэт LAVBLAST — о диких скоростях, народных песнях и казино
Интервью — 29 января, 17:24
Ну почему бобры так добры? SRSLY-анкета с группой SLAVA SKRIPKA
Обзоры — 9 января, 22:51
Срывая якоря. Linkin Park, Bring Me the Horizon, Marilyn Manson и еще 7 лучших рок-альбомов 2024-го по версии группы «СЛОТ»
Обзоры — 7 января, 21:48
Rich man's world: 10 дерзких песен о капитализме от Долли Партон, Mitski, Оливии Родриго и других артистов
Обзоры — 27 декабря 2024, 18:33
Новогодние шоу, которые можно посмотреть в VK Видео: комедия от Кукояк, праздничные выпуски MAMIX, премия шоу «ТОП» и спешл от «ЦУ Е ФА»
Интервью — 27 декабря 2024, 12:32
«Вы хотите сказать, Деда Мороза не существует?» 14 вопросов певице MONA
Интервью — 23 декабря 2024, 17:33
Почему холодная луна мне не дарит утро? Новогодняя SRSLY-анкета с группой «ХЛЕБ»
Интервью — 20 декабря 2024, 14:15
Лайков мало не бывает. 17 вопросов радиоведущему Виталику Мишуре
Обзоры — 16 декабря 2024, 15:56
«VK под шубой 3», «История новогодних хитов» и другие праздничные шоу, которые можно посмотреть в VK Видео
Интервью — 15 декабря 2024, 13:03
«Наши песни никогда в жизни никому не навредят». Интервью с дуэтом NEMIGA
Репортаж — 9 декабря 2024, 16:50
Тигры, советские пупсы, техно и YA3: как редакция SRSLY на тусовку «Ужас! Класс!» в ДК «Кристалл» ходила
Интервью — 6 декабря 2024, 16:03
Мисс Милосердие. ELLA — о новом альбоме «Страшно красива», саморефлексии и аскезах
Колонка — 13 ноября 2024, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Интервью — 9 ноября 2024, 14:29
Депрессивный звук, синдром самозванца и саундтрек к «Новым Пацанкам». 15 вопросов фронтмену TRITIA Славе Мартюшову
Обзоры — 3 ноября 2024, 19:31
10 видео, которые нужно посмотреть в VK: Шура, «Вирус», «Рок-Острова» и другие легенды 90-х
Обзоры — 18 октября 2024, 16:44
Альтернативная музыка, размышления о контрастах и дестигматизация токсичности: новые дропы Poison Drop, ARNY PRAHT, Red September и других брендов
Репортаж — 9 октября 2024, 18:14
ZOLOTO на вершине, Biicla в неоне и надувные инсталляции. Как редакция SRSLY на New Star Weekend ездила
Интервью — 4 октября 2024, 18:56
«Стараюсь не мыслить в формате "черное-белое"». STRANIZA — о свежем сингле «Летняя ночь», ностальгии и профессиональных мечтах
Обзоры — 30 сентября 2024, 20:47
Red Wine Supernova. Твой лучший гайд по творчеству певицы Чаппелл Рон — дрэг-принцессе, бойце и просто иконе
Интервью — 21 сентября 2024, 11:19
На пару слов: дуэт «Базар» — о том, как двигаться на красоте
Интервью — 15 сентября 2024, 21:15
Пламя, которое есть в каждом из нас. 15 вопросов HOLLYFLAME
Интервью — 11 сентября 2024, 21:50
Романтика, стекло и self-care. SRSLY-анкета nkeeei
Обзоры — 9 сентября 2024, 21:05
Сабрина — маленькая ведьма: каким получился шестой (!) альбом Карпентер Short N' Sweet?
Новости, Новости —
28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости —
28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни —
27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости —
27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости —
27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости —
27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости —
26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости —
26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости —
26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Интервью — 14 марта, 12:25
«Мы — как Big Baby Tape в мире музыки». «Минские» — об импровизации, еде и счастье
Интервью — 12 марта, 12:29
Достаточно забавно. Антон Шастун — о жуликах за столом, диджеинге и мемах с котами
Интервью — 4 марта, 18:41
На пару слов: Дима Масленников — о силушке богатырской, Мистере Бисте и любви к комедиям
Обзоры — 28 февраля, 13:41
Что бы посмотреть? «Круг», «ВКАТИТ» и другие новые шоу
Обзоры — 21 февраля, 15:50
«Улыбка — это как солнце, ее много не бывает» и другие цитаты Николая Василенко, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 5 февраля, 16:32
«Моя Луна бы подсвечивала твое Солнце» и другие цитаты из шоу «Натальная карта»
Обзоры — 12 января, 14:40
Все еще на новогоднем: «Натальная карта», «Кстати» и другие спецвыпуски любимых шоу, которые стоит посмотреть
Обзоры — 4 января, 14:27
Что бы посмотреть? «Меломан», «Есть версия» и другие главные шоу года
Обзоры — 30 декабря 2024, 16:51
Что бы посмотреть? «ДаМы», «Намасте» и другие новые шоу
Интервью — 18 декабря 2024, 18:26
«Когда ты слишком открыт, то становишься беззащитным». Интервью с Яной Чуриковой
Обзоры — 23 ноября 2024, 12:21
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Обзоры — 11 ноября 2024, 16:21
«Главное не уработаться в этой жизни» и другие цитаты Прохора Шаляпина, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 27 октября 2024, 12:15
Что бы посмотреть? «2 комнаты», «Мой первый рэп», «Выгул» и другие новые шоу
Интервью — 25 октября 2024, 13:40
В чем феномен Маш Милаш и «Натальной карты» и стоит ли идти в блогеры? Интервью с основателями DIDENOK TEAM Кириллом Диденок и Пейзуллой Магомедовым
Интервью — 16 октября 2024, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Интервью — 27 сентября 2024, 14:47
«Если нет идей, нужно перезагружаться, и все». Блогер Тема Пименов — о дорогих костюмах, силе интонаций и очень много о стендапе
Интервью — 21 августа 2024, 14:00
«Держать спину ровно и идти напролом!» 18 вопросов блогеру Кириллу Малышеву
Интервью — 25 июля 2024, 10:31
Perpetuum mobile. Креатор Кристина Вазовски — о веб-сериале «Никаких @#$нных птиц», шоу с американскими блогерами и о том, как не бояться пробовать новое
Интервью — 19 июля 2024, 16:45
«Нужно лезть на рожон, рисковать, иначе останешься в луже». Интервью с блогером Андреем Савочкиным
Обзоры — 12 июля 2024, 09:22
И капибару обнять, и Билана послушать. Твой лучший гид по VK Fest 2024 в Москве
Сториз — 3 июля 2024, 22:24
Мы посмотрели новое интеллектуальное шоу от VK «Грязные мысли» и разобрали его на мемы. Смотрите, что получилось
Репортаж — 24 июня 2024, 16:00
Бесится морская гладь. Как прошел VK Fest-2024 в Сириусе
Репортаж — 15 июня 2024, 21:40
Лобушкин и Жаркова, Pinterest как соцсеть и синдром самозванца. Как редакция SRSLY в Нижний Новгород на ЦИПР Tech Week ездила
Обзоры — 19 мая 2024, 13:24
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Käärijä, гимн шаурмы и ностальжи by Сыендук
Обзоры — 15 мая 2024, 23:44
Нечаянная радость. «Сердце Клавы», «В поисках НЛО», «Битва пикников» и другие шоу, которые мы втайне любим
Интервью — 23 апреля 2024, 17:58
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Интервью — 9 апреля 2024, 19:27
«Я настолько #$%нулась, что стала нормальной». 24 вопроса Хофманните
Интервью — 5 апреля 2024, 12:00
Жить свою жизнь. Интервью с Ирой Смелой
Интервью — 18 марта 2024, 19:04
Another day — another slay. Интервью с блогером Настей Федько об учебе в Америке, мюзиклах Camp Rock и рекламе майонеза
Обзоры — 2 марта 2024, 13:09
Что бы посмотреть? «Быстрые свидания», «Подружки» и другие новые шоу
Новости, Новости —
26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости —
25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости —
25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости —
25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости —
24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости —
24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости —
24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Все звёзды и инфлюенсеры
Актёр
Юра Борисов
Актёр
Тимоти Шаламе
Блогер, Ведущий, Комик
Антон Шастун
Актёр, Певец, Сонграйтер
Леди Гага
Новости, Новости —
24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Новости —
23 марта, 12:40
По следам премии «Оскар». «Настоящая боль», «Боб Дилан: Никому не известный», «Мальчики из "Никеля"», «5 сентября», «Конклав»
Новости, Новости —
22 марта, 14:15
Словетский выпустил альбом Fin de siècle. Это трибьют Иосифу Бродскому
Новости, Новости —
21 марта, 16:17
Карпентер, Родриго, Doechii и Tyler, The Creator: объявлены хедлайнеры чикагского Lollapalooza
Новости, Новости —
21 марта, 11:36
МТС закроет Nuum — собственный аналог YouTube и TikTok
Новости, Новости —
20 марта, 18:00
Финал истории в трейлере 6-го сезона «Рассказа служанки»
Новости, Новости —
20 марта, 15:55
Пэрис Хилтон выпустит тру-крайм-подкаст My Friend Daisy
Новости —
20 марта, 13:35
Университетские разборки, история Кристобаля Валенсиаги и комикс о Жан-Мишель Баския: 9 книжных новинок февраля
Новости, Новости —
20 марта, 11:37
Что это за место такое: итальянский ресторан «.оригинал» на Земляном Валу