А вот и не первое! Было парочку университетских газет и местечковых музыкальных порталов. Такому уважаемому изданию — первое. Дорос.
Ценим!
До проекта «Кирилл Коперник» у тебя была формация S.K.V. с Пашей 4пыль Беловым, где вы читали классический рэп и даже выпустили альбом «маршрут» (2012). Расскажи, что это было и сколько продолжалось? Ну, и что значила аббревиатура.
Это были отличные времена. У меня всегда было плохо с фантазией, поэтому я ничего лучше не придумал, как взять свои Ф. И. О. латиницей для первого никнейма. Так и проходил с ним лет семь, наверное. А с Пашей мы были из одной рэп-тусовки и хорошо дружим до сих пор.
Ты из Саратова — что там играли в твоей юности? Какая была музыкальная культура? Что ты тогда слушал?
Было несколько ночных клубов и баров, в которых проходили рэп-вечеринки — там я выступал. И несколько концертных площадок для рокеров — туда я частенько ходил послушать местные группы. Также в Саратов приезжало большое количество известных диджеев. Но к электронной музыке я был немного равнодушен, слушал тогда рэп вперемешку с металом, русским и иностранным роком.
Ты ходил в музыкальную школу? Может быть, кто-то в семье играл на чем-то?
Мой старший брат Денис отлично играет на гитаре и клавишных, он и привил мне любовь к музыке. С детства я слышал песни Depeche Mode, a-ha, «Кино», смотрел, как брат репетирует с друзьями или играет на гитаре. В музыкалку не ходил, в нашей группе только Виктор (Фомин) посещал школу искусств по классу гитары.
Пока гуглила, наткнулась на твой профиль в LinkedIn, где указано, что ты по образованию инженер и с 2012 по 2016 год работал во вполне серьезных организациях, строительных фирмах и так далее. Что это был за период жизни? Какой-то был оттуда позаимствован опыт? Оставили ли технологические предприятия свой след? Какая тогда была музыка в твоей жизни?
Строительные фирмы оставили психологическую травму. Шучу, конечно, но из непосредственного строительства давно ушел, не мое это. В остальном период был отличным, потому что Москва тех годов была городом мечты — столько было фестивалей с отечественными и иностранными артистами, столько крутых тусовок и культурных событий.
Объединение «Маяк Музыка» — как оно появилось и зачем? Что вам это принесло?
«Маяк Музыка» было творческим объединением друзей. «Декада» (Бикей и Денис), 4пыль и ЦивилЪ — с этими людьми я по-прежнему дружу, и это главное, что принесла эта коллаборация. А началось все с того, что мы с Валодей Каспием (группа «КАСПИЙ») и Сергеем Цивилом сели разбирать их недописанные демки, а потом присоединились пацаны, и понеслась. Пару наших клипов крутили по телеку, мы выступали в Москве и Саратове. В общем, было весело.
Тебя помотало, получается, от рэпчика до автотюнового поп/рэпа к ретровейву, который начал складываться где-то с 2019 года. Как ты относишься сейчас к своей поп-рэп-эре?
Открещиваться от нее не буду, ведь все это сочинял я сам. Однако хорошо, что она закончилась.
Что увело тебя на дорогу ретровейва?
Судьба, полагаю.
Твой постоянный коллаборатор — Paella. Как вы нашлись? Представляете себя раздельно? Или вместе по жизни?
Паша Paella и увел меня на дорожку ретровейва. В 2018 году я выпустил грустный рэп под гитару под названием Rave, и его выложил паблик «Родной звук». После этого мне написал во ВКонтакте мужчина с серьезным лицом на фото профиля и предложил сделать на нее ремикс. Я сказал «ок», но отнесся с подозрением, думал, что будет какой-нибудь дурацкий хаус. Но он прислал мне 15-секундную демку, и это был полный восторг! Так появилась песня Rave 2.0, а за ней и много других. Паша периодически сотрудничает с разными артистами, да и мы с группой выпустили много синглов без него, так что раздельно у нас тоже получается. Но мы сделаем еще много совместных песен, потому что они пишутся легко и получаются хорошими.
Расскажи вообще про своих постоянных музыкантов — с кем ты дольше играешь, кто и откуда пришел?
Первым, с кем мы начали играть, был наш барабанщик Вася. В 2021 году нас свела общая знакомая, которой я пожаловался на то, что не хочу выступать под минусовки, а музыкантов не знаю — все мои друзья и знакомые тогда были или рэперами, или диджеями. Мы порепетировали с Васей, поняли, что все это звучит неплохо, но нужна еще гитара. Тогда я вспомнил о Викторе, который еще за год до этого откликнулся на мое объявление о поиске гитариста в одном музыкальном паблике, — но мы с ним тогда забили и потерялись из-за локдауна. И вот нашлись, все зазвучало вживую так, как я и представлял! Чуть позже Витя позвал играть на басовых клавишных своего друга Мишу (Лаврухина), и это придало живым выступлениям нужной эстетики. После нескольких выступлений у Миши немного изменились жизненные планы, и он решил уйти, но ответственно сам нашел себе замену в лице Юры (Иванова). Так Юра стал играть у нас на клавишах и бас-гитаре (он, кажется, на всем умеет играть), а у группы сложился состав. По-классике все парни играют еще и в своих проектах и других группах — так уж заведено на локальной инди-сцене.
В треках коллектива «Кирилл Коперник» мне послышалась «Агата Кристи», «Иванушки International» и чуть ли не «Комбинация». Как относитесь, когда сравнивают с такими артистами? Может быть, на кого-то действительно хочется быть похожим?
Хорошо относимся. Если у людей возникают какие-то ассоциации, когда они слушают наши песни, велик шанс, что они их запомнят. Я много раз пробовал сделать как кто-то, но выходило в итоге что-то свое.
Ваша коллега Стереополина не считает свою музыку sovietwave, но говорит, что раз людям проще давать какой-то лейбл — ну и пусть. Вы сами, как группа, к какому жанру себя относите?
Мы играем на стыке синти-попа и инди-рока.
Кстати, как вы нашлись Стереополиной? Какой была работа с Кариной?
У нас две совместные песни: «Не время для сна» и «Пора танцевать». Да списались как-то в соцсетях, респектнули друг другу, обсудили всякие музыкантские темы. Позже я сходил на концерт Карины, когда она приезжала в Москву, там познакомились лично. Оба фита возникли неожиданно и были записаны в разное время довольно быстро и легко. Поэтому песни получились невыстраданными, оттого они и звучат так органично и хорошо.
В треке «Поздняя весна» звучит цитата из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «В такой день трудно жить, но легко умирать». Это твой любимый фильм? Как эта строчка попала в трек?
Хотя фильм я этот люблю и смотрел несколько раз, появление этой строчки — заслуга Paella, это он додумался ее вставить.
За прошлый год группа «Кирилл Коперник» выпустила девять треков («почти на альбом»). Какими из них особенно гордитесь?
Мне очень нравится песня «Поспешим», музыку к ней сочинил наш гитарист Виктор, и ею отлично заканчивать концерты. А горжусь я песней «Ночь», аранжировку которой сделал сам и которая на момент написания не зашла ни парням, ни лейблу, а сейчас это самая слушаемая песня. На той же «Яндекс Музыке» ее слушают почти столько же, сколько все остальные наши песни вместе взятые.
В конце 2023 года вышел андеграундный «Голубой огонек», в котором ты тоже появился. Как и кто вас туда пригласил? Дружите ли с кем-то из организаторов/участников?
Пригласил меня Дима (артист ПАПА), который и организовал все эти съемки. Вместе с Максом (Komplimenter) они собрали знакомых артистов и сняли этот прекрасный проект. С этими ребятами я поддерживаю хорошие отношения, а на съемках познакомился вживую со многими прекрасными музыкантами.
Какое русское инди сам котируешь? Ну и зарубежное тоже.
Очень много групп! Стараюсь чаще ходить на концерты разных масштабов: от суперизвестных вроде «Сироткина» или Shortparis на огромных площадках до шугейз-гигов в «16 Тонн» на Арбате.
В феврале вы выпустили трек «Чаще вспоминай» и выступили в Powerhouse, а на днях состоялся релиз EP «Песни Весны». Какие дальнейшие планы на 2024 год?
В мае сделаем живую акустику, надеюсь. А до этого будем в Питере с концертом наконец-то.
Кстати, кого чаще всего видите на своих выступлениях? Встречаются ли уже знакомые лица на выступлениях?
Нас с ребятами радует, что на каждом новом концерте мы видим все больше незнакомых лиц! Если на первые выступления приходили в основном друзья и товарищи, то сейчас их сменили настоящие слушатели, которые знают слова песен, просят исполнить новинки.
Когда Сергей Сироткин начинал свою музыкальную карьеру, он продолжал работать на «нормальной» работе в IT. Но, несмотря на большой успех группы, оставил офисную историю всего пару лет назад. Есть ли у тебя сейчас какой-то «нормальный» бэкап? Или ты занимаешься только музыкой?
Строительство из LinkedIn никуда не делось. (Улыбается.) Только сейчас его стало меньше, чем раньше, а я стал удаленщиком. Это позволяет больше заниматься музыкой. Но совсем отказаться от гражданской работы не выходит, все ребята в нашей группе где-то трудятся.
И самый главный вопрос: откуда пошел мем с тобой и Райаном Гослингом?
Ахахахах, это дело рук музыкального сообщества «Аппрув» и ведущего их дайджеста Никиты Арно! Видимо, после того, как я обесцветил волосы, некоторым ребятам как-то пришло в голову это «сходство», и появились все эти дурацкие фотошопы. Но я Гослинга очень люблю, поэтому горжусь таким сравнением!