Обзоры, Кино — 14 марта 2024, 16:00

Пряности и страсти. Рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнева

В мировом прокате урчит сиквел «Дюны», в котором Тимоти Шаламе кокетливо открещивается от статуса мессии. О том, почему со второго раза все получилось, рассказывает Антон Фомочкин.

Единственный наследник втихую истребленного дома Атрейдесов — Пол (Тимоти Шаламе) зарабатывает респект племени фрименов, посапывая на песке в ожидании набегов харконненских патрулей и тотчас играючи разматывая противника при наступлении. Отбиваться от бледнолицых оккупантов в скафандрах удается практически без потерь, но предводитель местных Стилгар (Хавьер Бардем) намерен поглубже забуриться на юге, в части планеты, якобы непригодной для жизни. 

#INSERT_ARTICLE#

Беременной матери Пола леди Джессике (Ребекка Фергюсон) приходится тяжелее всех — ей наказано заменить увядающую Преподобную Мать (aka верховно-просветленную жрицу), для этого требуется выпить яда, выжить и вместе с токсикозом нести еще и ношу воспоминаний всех своих женщин-предков. Тем временем Пол берет себе кличку Муад’Диб (пещерная мышь), флиртует с Чани (Зендая) и сторонится народной молвы о том, что он спаситель из пророчества. Однако идея отомстить влечет Атрейдеса, а слава о его анонимных партизанских подвигах доходит как до Падишаха-императора (Кристофер Уокен) с его рассудительной дочерью Ирулан (Флоренс Пью), так и до авторитарного ордена Бене Гессерит. По их стратегическому велению в дамки дома Харконненов выходит хвастливый социопат Фейд-Раута (Остин Батлер), готовый по одному дядюшкиному (Стеллан Скарсгард) наказу выжечь фрименов дотла. 

Может быть, деньги и не в силах сделать каждого счастливым, но на что несколько лишних нулей уж точно горазды — так это снять проклятие с обреченных, неэкранизируемых литературных текстов. Достаточно толики голливудского упрямства и студийного голода до потенциальных киносериалов, чтобы от поп-культурного пафоса, с которым принято рассказывать о несостоявшейся версии «Дюны» Алехандро Ходоровски (ну просто охота на Моби Дика), не осталось и следа. То же касается жалостливых попыток оправдать художественный провал линчевской адаптации тем, что прозу Герберта просто невозможно перенести на экран. Долгие годы все это было мифом, построенным на двух конкретных неудачах, сейчас же Дени Вильнев со второй попытки таки оседлал червя Шаи-Хулуда. Не так изящно и уверенно, как это обыкновенно получается у фрименов, но до Хавьера Бардема, гогочущего на месте песчаного всадника то ли в камикадзе-припадке, то ли в бравурном воинственном запале, было бы далеко любому. Игривая эмоциональность, особенно ощутимая на фоне общего патетического флегматизма мира «Дюны», сиквелу точно на пользу. 

#INSERT_ARTICLE#

Лучась подростковой эйфорией, присущей мальчишке, встретившему подружку, которую хочется дергать за косички, Пол силится обаять Чани и подержаться с ней за руки. Скривив рот в застывшей властолюбивой ухмылке, Фейд-Раута творит разнообразную изуверскую дичь и заставляет своего бугая-брата (Дэйв Батиста) покорно целовать его боты. Непробиваемо-надменное выражение лица леди Джессики, положенное ее роли религиозного гуру, ровно на долю секунды дает удовлетворенный сбой, когда преподобная мать Бене Гессерит (Шарлотта Рэмплинг) чертыхаясь спотыкается, не устояв от приказного тона Атрейдеса. Все это ценные мимические штрихи к портрету, которых первая «Дюна» с ее вайбом несостоявшейся космооперы Лукино Висконти была лишена — в ограниченном диапазоне работали почти все артисты, кроме Момоа, который прыгал, бегал и скакал, что Тигр из Винни Пуха, даже если бы вписался в фильм Бела Тарра. 

Живость, которая в моменты редкой уязвимости пробивала маски статуса-кво героев Вильнева, делала их человечными. Джейк Джилленхол уничтожающий клавиатуру о стол полицейского участка в «Пленницах». Плачущая Эми Адамс в «Прибытии», не готовая лишить себя обреченного семейного счастья, даже зная (заглянув в будущее), сколько ей это принесет горя. Перепуганный Джилленхол (снова) во «Враге», увидевший супругу паучихой. В этом образном мелодраматизме сиквел «Дюны» куда ближе золотой поре в фильмографии Вильнева (2013–2016), чем созерцанию архитектурной биеннале «Бегущего по лезвию 2049», которым все ограничилось в прошлый раз. Кажется, залог состоятельности сиквела — то, что вместо былых попыток культурно совладать с первоисточником режиссер просто разделывает его, что Фейд-Раута рабов на гладиаторском бою.

#INSERT_ARTICLE#

Ведь моральные терзания Пола, долгое время не желающего принять свое предназначение даже понарошку, политических амбиций ради, — не классический внутренний конфликт сверхчеловека. То, что Атрейдес примиряется с ролью повелителя-мессии, только отпив воду жизни (тот самый яд из ферментов червя, который по преданию может выдержать только женский организм) и увидев все варианты будущего, осознанно подгоняется Вильневым под поэтику все того же «Прибытия». Трагедия второй «Дюны» в том, что герой осознанно становится антигероем. Пол и Раута обречены биться при встрече не потому, что один добро, а другой зло — просто оба являются проекциями одной и той же методологии пропаганды, убеждающей простой, ведомый люд в их избранности. И пока Атрейдес готовится завести толпу, а Раута доказывает свою эффективность, вычищая дюны от фрименов, до Ирулан доходит, что все религиозные модели этой вселенной — императорских рук дело. 

Во второй «Дюне» куда меньше бубнят под нос, чем в предыдущей серии. И куда больше времени тратят на эффектное укрощение пустыни. Подсевшего на специи (spice) Пола хоть и кошмарят видения о будущем в стиле тематического глянцевого разворота, но значительно реже. Пустыня урчит. Чани юморит и комично, сродни сумеречной Белле Свон, хватает ртом воздух, обижаясь на императорские амбиции Атрейдеса. Циммер открывает для себя дудук. Сейду снится мужчинам. Джош Бролин появляется в кадре для того, чтобы соблазнить Пола запасами ядерки (отцовское наследство). Изредка звучит что-то про «силу» и прочий нарратив «Звездных войн». Проскакивают и ненамеренно комичные эпизоды, вроде диалогов Джейн с нерожденной дочерью (что-то от «Уж кто бы говорил») или запрета Стилгара на тошноту.

 

Но главный зверюга «Дюны» все равно не Шаи-Хулуд, а Остин Батлер, что-то среднее между Кристианом Бэйлом в последнем «Торе» и разодетым в Balenciaga сыном Пинкхеда («Восставший из ада»). Он орет, брызгает слюной и испытывает эмпатию только к своим голодным наложницам, которых кормит человечиной. Он же вменит Атрейдесу присущую его отцу сердечность за слабость. Для новой «Дюны», за толщей песка которой наконец-то забился этот сердечный ритм, такая слабость — едва ли не главное достоинство.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадры из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Остин
Батлер
Актёр
Флоренс
Пью
Актёр
Тимоти
Шаламе
Актёр, Певец, Продюсер
Зендая
Читайте также
Образ жизни — 17:31, 17 октября 2024
Расул Чабдаров, Андрей Бебуришвили и еще 4 комика, чьи новые спешлы стоит посмотреть
Образ жизни — 17 октября, 17:31
Постмодернистский Marvel с Буддой, вампирами и нейросетями. Объясняем устройство метавселенной Пелевина и его новый роман «Круть»
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Поэт и его злой рок в трейлере фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Новости, Новости — 17 октября, 14:11
Милош Бикович в трейлере сериала «Дайте шоу» 
Новости, Новости — 17 октября, 12:43
Сатир, Ваш и SQWOZ BAB: финалисты «Простора» от VK сняли шоу со звездами
Новости, Новости — 16 октября, 22:12
Тося Чайкина и «Три дня дождя» выпустили клип на песню «Земля»
Новости, Новости — 16 октября, 18:55
700 заведений и 50 городов: стартовал Российский ресторанный фестиваль
Образ жизни — 16 октября, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Новости, Новости — 16 октября, 16:00
Следующим фильмом Дэвида Финчера станет вестерн Bitterroot
Новости, Новости — 16 октября, 14:00
Тейлор Свифт анонсировала книгу и виниловый альбом о гастрольном туре The Eras
Новости, Новости — 16 октября, 12:05
Сериал «Медленные лошади» продлили на 6-й сезон
Новости, Новости — 15 октября, 19:14
200 дизайнеров, 83 модных показа и 25 лекций: рассказываем, как прошла Moscow Fashion Week 2024
Новости, Новости — 15 октября, 14:45
Большой фестиваль мультфильмов объявил программу
Новости, Новости — 15 октября, 11:40
«Кинопоиск» представил «Куруч идет в сезон» — новое шоу про хоккей
Новости, Новости — 14 октября, 19:00
Ксавье Долан начнет съемки нового фильма в 2025 году
Новости, Новости — 14 октября, 16:55
Крид, Мягкова и Аранова приняли участие в благотворительной акции от «Вкусно — и точка»
Новости, Новости — 14 октября, 14:50
У хоррора «Я иду искать» будет продолжение
Образ жизни — 13 октября, 23:25
Многовекторная система новой моды. Как прошел BRICS+ Fashion Summit 2024
Новости, Новости — 13 октября, 15:22
Новый фильм Кристофера Нолана может выйти в 2026 году
Новости, Новости — 12 октября, 14:22
«Кожу рвут и режут слова»: Наша Таня релизнула фит с PALC про овершеринг, но это не точно
Кино — 11 октября, 20:28
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 октября, 19:52
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости, Новости — 11 октября, 15:48
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости, Новости — 11 октября, 13:46
Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 11 октября, 11:44
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals
Новости, Новости — 10 октября, 19:15
У «Алисы» появилось собственное мобильное приложение
Кино — 10 октября, 19:06
Эй, маяк! Дневник второй: мстительный скуф Магнитогорска, обидчивый зэк Борисов и саундтрек к апокалипсису
Новости, Новости — 10 октября, 17:01
Начались съемки 2-го сезона «Черного облака»
Новости, Новости — 10 октября, 15:00
Том Харди снимется в новом сериале Гая Ричи
Новости, Новости — 10 октября, 12:50
«Техасская резня» и «Психо»: Variety назвал 100 лучших хорроров в истории
6.5
Не говори никому
5.5
Все закончится на нас
5.2
Пингвин
(1 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
8.9
Властелин колец: Кольца власти
(2 сезон)
8.7
Майор Гром: Игра