Рассказываем о том, что предшествовало самой зрелой пластинке дуэта MGMT.
Группа
MGMT стала знаменем новой волны поп-психоделики, страшно представить, почти 20 лет назад. Их первый хит
Time To Pretend квалифицировался скорее как индитроника и омоложенный синти-поп. C него начинался дебютный одноименный EP, а заканчивался он песенкой
Kids, и
оба эти трека остались в памяти как музыкальные символы эпохи — когда танцевать по-прежнему хотелось, но рейв всем надоел, а EDM еще не пришел.
Эндрю Ванвингарден и
Бен Голдвассер нашли новый язык для поколения бруклинских вечеринок, где знакомились родители ребят, которые в 2021 году неожиданно сделали MGMT звездами
TikTok.
Несмотря на то, что MGMT к началу 2020-х уже много лет играли безмятежный психоделический рок, рост популярности заглавного трека с альбома
Little Dark Age (2018) был связан с тем, что его очень активно использовали создатели аккаунтов, посвященных теме нового национал-социализма. Худший контекст для дуэта сложно было придумать. Песней были проиллюстрированы сотни тысяч роликов о культовом для американского неонацистского движения политике Джордже Линкольне Рокуэлле, скончавшемся в 1967 году. Естественно, ничего подобного Ванвингарден и Голдвассер в виду не имели. Текст
Little Dark Age был проникнут антитрамповскими настроениями и протестом против расистского полицейского насилия. По идее, трек должен был предвосхитить идеи Black Lives Matter. «Тот факт, что произошло ровно наоборот, многое говорит о том, как неонацисты в Америке в принципе понимают родной язык», — так видит ситуацию газета The Guardian.
Сегодня картина выглядит следующим образом: крайне правые подхватили волну, которая уже сформировалась, благодаря обмену песней пользователями TikTok в период пандемии COVID-19. В общем, без худа не было бы добра. Трек использовали в 5,5 млн видеороликов, а в Spotify его прослушали 600 млн раз. Со времен дебютного альбома
Oracular Spectacular (2007) MGMT не были так востребованы.
В итоге скандальная популярность Little Dark Age только помогла свежевышедшему альбому MGMT
«Loss Of Life». Еще неизвестно, как сложилась бы его судьба, не будь всплеска внимания в 2020–2021 годах.
MGMT давно не выпускают на своих альбомах хитов для дискотек и в принципе релизами радуют редко. В начале 2010-х казалось, что MGMT отвернулись от тех, кто полюбил их, благодаря Oracular Spectacular. Теперь (спасибо
TikTok)
у MGMT такой кредит доверия, что они вполне могут рассчитывать на высокие места в чартах даже с альбомом среднетемповой неопсиходелии. Но Loss Of Life — это все же альбом, выделяющий MGMT из ряда групп типа
Unknown Mortal Orchestra и
Of Montreal (на разогреве у последних MGMT выступали на заре карьеры).
После второго трека альбома —
Mother Nature — становится очевидно, что накопленной за шесть лет после Little Dark Age энергии MGMT хватит, чтобы вызвать у слушателей самые смелые ассоциации, включая поздних психоделических The Beatles. MGMT словно сделали глоток из священной чаши, настолько аутентичным представляется их саунд (здесь надо сказать спасибо продюсеру Брайану Бертону, известному как
Danger Mouse). Но одной лишь психоделикой в духе
The Beatles, Донована и
Боуи сегодняшние MGMT не довольствуются.
Dancing In Babylon — песня, записанная с
Christine and the Queens, переносит слушателя в 1980-е, прямо
в миры Кейт Буш, которые открылись тем самым детям вечеринок в стиле Time To Pretend и Kids благодаря сериалу «
Очень странные дела».
Умиротворяющий хиппизм — совсем не единственное настроение альбома.
Грандиозная, многоэтажная аранжировка песни
People In The Streets напоминает о том, что уличные протесты никуда не делись из повседневности мировых столиц, несмотря на айфоны и
VR-очки: «Они маршируют в такт другому барабану, просматривая чеки сквозь увеличительное стекло.
Люди на улицах не подпевают, потому что они, вероятно, больны и, вероятно, устали… И я бы пошел и присоединился к ним, но я так боюсь людей на улицах».
Давая слишком очевидные ориентиры в первой трети альбома, MGMT на протяжении 45 минут звучания охватывают множество разных стилей. Фактически
это 40 лет популярной музыки с середины 1960-х до начала 2000-х, когда они изобрели свой фирменный прием — звук простого синтезатора, проводящего мелодическую линию через самые хитросплетенные фактуры.
Новая волна эйфории накрывает на песнях
Nothing Changes и
Phradie’s Song. Группа словно выныривает из электрических глубин на поверхность с простой мелодией, которая составила бы честь как
The Mamas And The Papas, так и
Билли Айлиш.
Альбом MGMT «Loss Of Life» начинается с валлийского стихотворения XIII века и заканчивается хаосом в духе «Revolution 9» The Beatles. Одна случайно залетевшая в топы TikTok песня вряд ли способна вытолкнуть такой альбом на вершины чартов. Но не зря
Loss Of Life умещается ровно на сторону компакт-кассеты. Это те 45 минут, в которые стоит погрузиться, ничего не переворачивая и ни на что не отвлекаясь.
Фото: кадр из клипа MGMT — Bubblegum Dog
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ