Интервью, Бизнес — 12 марта 2020, 19:06

Сервис, который «спасает еду». Что это значит, кто его делает и зачем?

В ресторанах и продуктовых магазинах в течение дня продается не вся еда. Зачем выкидывать то, что можно съесть? Этим вопросом задался Рудольф Ан и создал стартап eatme, направленный на борьбу с food waste в общепите. Мы спросили у него, каким образом выброшенная еда влияет на экологию, как создавался проект eatme, сколько в него было вложено денег и почему некоторые дорогие рестораны с сервисом не работают.


В марте проекту eatme исполняется год. Расскажете, как он создавался?

Большую часть жизни я прожил за границей. Учился в Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании и Японии. В этих странах экологичность — норма жизни, а люди очень ответственно относятся к окружающей среде. Не покупают лишнего, сортируют мусор, сдают вещи на переработку. То же самое касается и бережного отношения к еде. Ежегодно в мире выбрасывается более 1,6 млрд тонн продуктов. Так что проблема food waste на самом деле очень серьезная. 

Если мы говорим о России, то рестораны и кафе выбрасывают 15-20 процентов еды, пригодной к употреблению. В силу того, что за рубежом уже несколько лет успешно работают сервисы по спасению такой еды из ресторанов и кафе, я решил создать похожий и в России. Так появился eatme. Фактический запуск сервиса состоялся все-таки не в марте, а в мае прошлого года.

Сколько денег вы вложили в eatme?

15 млн рублей. Сторонние инвестиции не привлекали, все делали на свои.

На чем проект зарабатывает?

Сервис работает по модели маркетплейса: мы предлагаем ресторанам подключиться к онлайн-платформе для размещения акций со скидкой. Зарабатываем на комиссии, которая составляет определенный процент с продаж. 

Кругом говорят про вред пластика, а вот про негативное воздействие продуктов питания на окружающую среду гораздо меньше. Как может навредить экологии выброшенная еда?

Во-первых, для выращивания еды, которая так никогда и не попадет к нам на стол, тратятся драгоценные земельные и водные ресурсы. Например, на это уходит 25 процентов мирового запаса пресной воды. Другая серьезная проблема — парниковые газы. Когда пригодные к употреблению продукты отправляются на свалки и полигоны, они становятся источником выброса.

Чем больше людей придет к идее осознанного потребления, тем проще будет решить многие экологические проблемы.

Какие экологические проблемы, на ваш взгляд, сейчас необходимо решать в первую очередь, кроме перепроизводства еды?

Мне кажется, что все экологические проблемы тесно взаимосвязаны между собой, нельзя выделять их по степени важности. Сейчас в России существует много хороших и интересных экопроектов, направленных на разные аспекты бережного потребления, но конкретно наш сервис решает проблему food waste в общепите.

Сколько тонн еды вам удалось спасти за год, не считали?

Пока что ведем подсчет только по Санкт-Петербургу — здесь мы спасли уже более двух тонн еды.

Какие этические задачи помогает решить eatme?

Мы не берем на себя глобальную задачу сделать людей лучше или спасти планету. Просто хотим показать, в том числе и на собственном примере, что быть осознанным потребителем легко, приятно и выгодно. Эту позицию транслируем не только через свой продукт, но и через социальные сети. Регулярно публикуем лайфхаки, эконовости, рецепты и кулинарные хитрости от известных поваров. Чем больше людей придет к идее осознанного потребления, тем проще будет решить многие экологические проблемы.


В своей группе «ВКонтакте» вы продаете холщовые сумки. Но есть исследование (в феврале 2018 года Датское агентство по охране окружающей среды опубликовало масштабное исследование Life Cycle Assessment of grocery carrier bag. Прим. SRSLY), в котором утверждается, что эти самые сумки не такие уж и безвредные, как принято думать. Оказывается, их нужно использовать 20 тысяч раз, чтобы вред для окружающей среды был нулевым.

Наши хлопковые сумки предназначены не только для продуктов. Их также можно использовать в качестве повседневной сумки. Этот фактор, как следует из публикации, не брался в расчет.

Часто ли вы сталкиваетесь со стереотипами о еде, срок годности которой подходит к концу? 

Наши пользователи прекрасно понимают, что у ресторанов часто остается еда. Нам даже иногда приходят сообщения от подписчиков: «Вчера видели, как в такой-то кофейне в конце смены выбрасывали булки. Может, вы подключите ее к своему сервису?» Сейчас СМИ много пишут про проблему пищевых отходов, потребители стали подкованы в этом вопросе и понимают, что мы не продаем просрочку или что-то «надкусанное». На старте проекта такая реакция была, и она, безусловно, отпугивала потенциальных партнеров. В целом же люди в очень позитивно воспринимают наш проект и такими стереотипами не мыслят.

Не планируете ли вы интегрироваться в популярные сервисы доставки еды вроде «Яндекс.Еда» или Delivery Club?

Не планируем. Но мы часто слышим от клиентов, что они хотят доставку. Сейчас ищем разные решения, чтобы доставка была доступной и экологичной.

Не хотели ли вы часть блюд жертвовать организациям, которые занимаются помощью людям, вынужденным жить на улице? Например, «Ночлежке»?

Хочется подчеркнуть, что мы не фудшеринговый проект. Бесплатная раздача еды с точки зрения закона — это «серая зона». Мы стартап, который работает исключительно в правовом поле.

С ресторанами как взаимодействуете? 

Есть админ-панель, где сотрудник ресторана размещает полное меню с информацией о блюдах. Если какое-то блюдо нужно «спасти», то ресторан указывает размер скидки и временной промежуток, в течение которого клиент может забрать заказ. Скидка может быть от 15 до 80 процентов. Ее размер будет зависеть от того, насколько срочно ресторану нужно реализовать блюдо. Клиент оплачивает заказ через eatme, а забирает еду уже непосредственно в ресторане.

Как вы планируете привлекать крупные рестораны? Просто сейчас в том списке, который у вас есть в приложении, их не так много

Крупные сети с нами уже работают. В Петербурге это Cinnabon, PeliBox, отели Novotel, в Москве — Coffeebrain, «Хачапурия», Ibis, «Масала Хаус». Мы понимаем, что не все заведения будут с нами сотрудничать по определению. Например, некоторым фастфудам, банкетным залам и дорогим ресторанам сложно перестроиться. Мы изначально рассчитывали на то, что сервис будет наиболее интересен пекарням и кофейням, а также ресторанам с форматом «шведского стола».

Рестораны сами приходят или вы с ними связываетесь?

Раньше звонили всем сами, теперь многие рестораны выходят на нас первыми и предлагают сотрудничать. Заметим, что с московскими ресторанами договариваться проще и быстрее: они готовы спасать еду и ловят идею «на лету», им практически не нужно объяснять важность проблемы.

Сейчас сервис доступен в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Сочи и Екатеринбурге. В какие города пойдете еще?

Сейчас в первую очередь рассматриваем те города, откуда нам пришли заявки от партнеров и клиентов. В основном это миллионники, но есть и города поменьше. Планируем вложить еще пять миллионов рублей в региональную экспансию сервиса, потому что знаем  в регионах запрос есть.

Можно ли считать ваш сервис российской адаптацией западных приложений Lunchie и Too Good To Go? Или вы отличаетесь?

Главное наше отличие в том, что мы не продаем «кота в мешке». Зарубежные сервисы — например, Too Good To Go — продают в конце дня мешочек с оставшейся в ресторане едой, но при этом покупатель не знает, что в нем. Мы считаем, что человек все-таки должен понимать, что он покупает — так что на eatme у всех акций есть подробное описание. Иначе получается обман: вегетарианец, к примеру, может случайно купить мясное блюдо.

Как вы рассказываете о себе людям?

Очень часто про наш проект узнают из СМИ. Мы интересны медиа, про нас много пишут, несколько сюжетов сняли «Первый канал» и НТВ. Когда на НТВ вышел сюжет о сервисе, наш сайт не выдержал нагрузки — посещаемость выросла в 20 раз, мы не были готовы к такому наплыву.

Про нас в своих соцсетях рассказывают экоблогеры — от них приходит много подписчиков. Кроме того, я регулярно выступаю на различных мероприятиях, конференциях и форумах. Ну и сарафанное радио, конечно, никто не отменял. До января этого года мы вообще не вкладывались в платные каналы продвижения — все деньги шли на развитие самого продукта.

Команда eatme
#INSERT_ARTICLE#

Какая аудитория у проекта?

Свою аудиторию мы условно делим на две большие части: это осознанные потребители, которые желают внести личный вклад в борьбу с растратой еды, и те, кто просто хочет сэкономить на еде. Сервисом интересуются офисные работники, студенты, молодые родители. Все они хотят сократить свои расходы на питание и как можно меньше думать о том, что сегодня приготовить на обед или ужин. Сейчас у eatme около шести тысяч активных пользователей.

Как считаете, какие экотренды, которые уже есть за рубежом, нужно реализовать в России?

Что касается конкретно проблемы с пищевыми отходами, то здесь можно было бы внедрить два типа маркировочных дат по примеру системы, которая действует в Европе: «использовать до» и «лучше употребить до». И разрешить на законодательном уровне сервисам, аналогичным нашему, продавать продукты с истекшей датой «лучше употребить до».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлены PR-службой eatme
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 20:08, 15 июля 2025
Настоящий комфортик. Интервью с актером Александром Сетейкиным о съемках в сене, гротескных ролях и фильтр-кофе
Новости, Новости — 15 июля, 20:08
Второй сезон «Лихих» выйдет осенью
Новости, Новости — 15 июля, 13:50
Сидни Суини может стать новой девушкой Джеймса Бонда
Новости, Новости — 9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Новости, Новости — 15 июля, 11:26
Объявлены победители фестиваля в Карловых Варах
Образ жизни — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым
Новости, Новости — 14 июля, 15:50
Bad Bunny и adidas выпустили кроссовки, вдохновленные Пуэрто-Рико
Новости, Новости — 14 июля, 13:28
Следующим фильмом Райана Джонсона будет научная фантастика
Кино — 13 июля, 18:44
Ну, посмотрим: «Как приручить дракона», «Миссия невыполнима: Финальная расплата», «Громовержцы*», «Пункт назначения: Узы крови», «Горячее молоко»
Новости, Новости — 12 июля, 14:50
«Идиота» Достоевского вновь экранизируют
Новости, Новости — 12 июля, 12:40
iPhone 17e и новые MacBook Pro: стало известно, что Apple выпустит в 2026 году
Новости, Новости — 11 июля, 19:00
Официально анонсирован перезапуск «Клиники»
Новости, Новости — 11 июля, 17:30
У «Теории большого взрыва» появится новый спин-офф
Новости, Новости — 11 июля, 15:57
20th Century готовит перезагрузку «Ночи в музее»
Новости, Новости — 11 июля, 13:55
Федук, Антоха МС и Лолита: Кассета дропнул альбом фитов «Ателье»
Новости, Новости — 11 июля, 11:33
Хаски выпустил «Колобок» — сингл с нового альбома
Новости, Новости — 10 июля, 18:30
Дженна Ортега в трейлере 2-го сезона «Уэнсдэй»
Новости, Новости — 10 июля, 17:30
Московское метро продлят до Троицка к 2030 году
Новости, Новости — 10 июля, 15:08
Теперь официально: Юра Борисов снимется в фильме Artificial Луки Гуаданьино
Новости, Новости — 10 июля, 11:17
История создания и закулисье «Смешариков» в шоу «Как это было с Яной Чуриковой»
Кино — 10 июля, 10:04
Любовь до гроба. Рецензия на фильм «Саван» Дэвида Кроненберга
Новости, Новости — 9 июля, 17:07
Крис Пратт вернется в сиквеле «Гарфилда»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 9 июля, 15:00
Основатель Twitter создал мессенджер, работающий без интернета
Новости, Новости — 9 июля, 13:00
Завершились съемки сериала «Айда!». В главных ролях — Никита Кологривый и Даниил Воробьев
Новости, Новости — 9 июля, 11:00
«Архстояние» анонсировало специальную ночную программу
Новости, Новости — 8 июля, 21:05
Google разрабатывает лекарство от рака с помощью ИИ
Новости, Новости — 8 июля, 17:00
Режиссер «Злой» Джон М. Чу снимет фильм про машинки Hot Wheels
Новости, Новости — 8 июля, 13:50
Okko выпустит ремейк турецкого сериала «Черная любовь»
Новости — 8 июля, 13:05
«Фильм про меня, естественно, будут снимать». Интервью с актрисой Евой Смирновой
Новости, Новости — 8 июля, 11:47
Вышел трейлер сериала «Баранкины и камни силы»
Новости, Новости — 7 июля, 14:45
Эд Ширан и Дрейк: Apple Music выпустил рейтинг самых прослушиваемых песен десятилетия
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето