«Я и глазом не успела моргнуть, как набрала 30 тыс. подписчиков», –– эту фразу часто можно услышать от тиктокеров, где слава порой приходит моментально. Так было и с Лерой Лавой –– тиктокершей с 700 тыс. подписчиков, которая много лет проработала парикмахером и резко приобрела в приложении популярность. Автор SRSLY Любава Зайцева поговорила с ней о творческом пути, жизни в коммуналке, заработке в тиктоке, разнице поколений и феномене тикток-домов.
Лера, в интернете про тебя довольно мало информации. Расскажи про свою жизнь до тиктока.
Родилась я в 90-е, в питерском районе Купчино. Родители очень много работали, и я была полностью посвящена сама себе. Где-то до 15 лет практически не выходила из дома, потому что в Купчино было довольно страшно гулять, а поехать в другие питерские районы мне даже как-то не приходило в голову. В своей квартире я создала некий творческий мир –– постоянно что-то рисовала, шила, клеила, красила волосы куклам. Наверное, это был мой первый парикмахерский опыт. В шесть лет я покрасила маркерами волосы маминой фарфоровой кукле. Как же она ругалась! Бывало и такое, что под удар маркеров попадали мои собаки. Бульдогу, например, я нарисовала на лбу месяц как у кота из «Сейлор Мун».
Мои родители строгими не были. Они разрешали мне гулять, но я просто сама не хотела. Знаешь, когда в 10 лет выходишь из подъезда и видишь, как в скорую грузят труп, всякое желание тусоваться отпадает. Интернета тогда особо не было, поэтому узнать, какой бывает нормальная жизнь, я не могла. Только с 15 лет я начала втягиваться в питерскую творческую тусовочку. Дружила с эмо, панками, всякими музыкантами –– короче, у меня был типичный для подростка круг общения. Мы тусовались на заброшках, проводили сходки, кто-то из нас жил в сквотах.
Мама меня никогда не заставляла что-то делать и не решала за меня, кем мне быть. После школы у меня было лишь одно желание –– купить Volkswagen, как в мультике «Скуби-Ду», и укатить на нем в закат. Учиться я нигде не хотела, так как считала (и считаю по сей день), что наша система высшего образования просто ужасна. Мама не оставляла надежд куда-то меня пристроить и уговорила поступить в колледж Петербургской моды недалеко от дома. Поступила, соответственно, на парикмахера. Учили там просто отвратительно и отбили всякое желание работать по профессии.
Колледж окончила с красным дипломом, потом какое-то время поработала в магазинах одежды консультантом. Денег мне вполне хватало. Мы тогда снимали с друзьями коммуналку на Невском (за которую платили гроши) и тусовались там огромной компанией.
Спустя какое-то время мне понадобились быстрые деньги, и я вспомнила, что у меня пылится диплом парикмахера. Пошла работать в подвальную парикмахерскую делать ужасные стрижки за 100 рублей. Да, стригла я тогда просто отвратительно –– а что еще можно ждать за такие деньги? Продлилось это недолго, месяца два, и я ушла из-за неприятного инцидента. Однажды к нам пришел клиент, почти что старик, почему-то решивший, что имеет право схватить меня за попу. Я вспылила, пожаловалась директору, на что он мне ответил: «Иди стриги, это твоя работа». Так мы и распрощались с этим салоном, и я на год завязала с парикмахерством.
Ничего себе, как тебя мотало из стороны в сторону! Но все-таки как ты попала в «Покрас»? Это же довольно крутой салон. Сложно было?
Не так трудно. Через год после моего ухода из того салона я увидела «ВКонтакте» рекламу студии ярких окрашиваний. Название говорить не буду. Портфолио с яркими окрашиваниями у меня не было, поэтому я принесла фотографии своих волос со спины и соврала, что это все мои разные клиенты. Не знаю, как такое прокатило, но меня взяли. Около полугода я работала ассистентом, где меня, по сути, научили всему с нуля. Прежде чем, покрасить клиента в красный, мне нужно было провернуть все на модели и получить одобрение начальства. В итоге так вышло со всеми цветами радуги, и только потом меня допустили до нормальных окрашиваний за деньги. Эта студия стала для меня настоящей школой и научила гораздо большему, чем колледж.
За год я раскачалась просто в суперспециалиста –– не спала ночами, красила 24/7, чтобы добиться желаемых результатов. В итоге я отработала в этой студии практически три года. Ушла, кстати, тоже из-за не очень приятной ситуации. У парикмахеров есть квалификации, разряды, и для того, чтобы ее повысить и брать с клиентов чуть больше денег, нужно что-то сделать. В моем салоне необходимо было собрать коллекцию –– покрасить натуральные волосы моделей в кислотные цвета и отдать фотографии салону. Мне тяжело дался сбор коллекции –– многие модели не хотели портить свои волосы, найти их было безумно трудно. С горем пополам я ее сделала, принесла директору. Она сказала, что одну из моделей мы не можем взять, потому что она полненькая и будет плохо смотреться на фотографиях. Тут я поняла, что попахивает стереотипизацией и фэтфобией, и стала думать о том, чтобы сменить салон. И как раз в тот момент один из моих коллег ушел в «Покрас» –– тогда они были начинающей студией, им было около года, но они уже хорошенько хайпанули и начали переманивать наших клиентов. Коллега сказал, что там классно, и я решила, что это мой шанс. Вот так все просто.
Но сейчас же ты уже уволилась?
Да, буквально на днях. Проработав два года в «Покрасе» и пять лет парикмахером я поняла, что мне просто это надоело. Также я перестала вывозить по здоровью: 12 часов на ногах каждый день — это адски сложно. Ну и не так уж и много денег это приносит. У меня как таковой предпринимательской жилки нет, а жить лучше хочется. Поэтому я ушла, чтобы научиться зарабатывать на чем-то более творческом. Например, сейчас хочу попробовать поработать с блогерами. Возможно, заняться чем-то связанным с рекламой.
Мне просто надоело, что меня воспринимают как парикмахершу, а не как человека. Хочу себе даже сделать футболку с надписью «Я вам не парикмахерша». Когда я делаю вопрос-ответ в инстаграме* , все вопросы, которые мне поступают, связаны с окрашиванием и волосами.
Тем более говорить 24/7 про волосы очень сильно утомляет. Кстати, чтобы мне задавали меньше вопросов по поводу окрашиваний, я завела в тиктоке рубрику, где оцениваю домашние окрашивания и даю советы.
Я благодарна салону за то, что он реализовал мой творческий потенциал –– именно благодаря креативному окружению я поняла, что тоже могу делать что-то оригинальное и классное. У нас был довольно большой SMM-отдел, который хотел сделать из «Покраса» нечто большее, чем просто салон окрашиваний, дать ему медийное лицо. И, наверное, из-за этих ребят я и начала активно вести соцсети и впоследствии заниматься блогингом. Они придумали такую штуку, как день стилиста: на один день какому-то мастеру отдавался аккаунт «Покраса» в инстаграме* , где он мог отвечать на вопросы клиентов, показывать свои работы. Короче, отличный способ поднять свою медийность. Чтобы меня лучше запомнили, я заранее снимала крутые работы, приходила домой и монтировала что-то в InShot, выкладывала это на страницу салона и в личный аккаунт.А как ты познакомилась с тиктоком?
Тикток я скачала себе в конце прошлой весны –– увидела навязчивую рекламу на ютьюбе и решила тоже попробовать. К слову, теперь в этой рекламе показывают меня. Сначала я не знала, что туда снимать, и решила загрузить те сторис из салона. Они набрали по тысяче просмотров, и на тот момент это было для меня прям очень круто. Потом решила выложить оригинальный ролик, который смонтировала во время окрашивания девочки. Опубликовала и забыла. Захожу через какое-то время в тикток и вижу, что на видео уже семь тысяч просмотров. Я офигела, подумала, что накрутка. Выхожу из приложения, захожу через минуту –– 30 тысяч просмотров. У меня тогда просто челюсть отвисла. Меня такой успех просто ошеломил, снес башню! Уже спустя месяц после регистрации на мой аккаунт подписалось 30 тыс. человек. От съемки роликов я прям кайфовала, постоянно что-то записывала. У меня уже набралась какая-то аудитория, и я поняла, что вполне могу стать популярной.
Начала снимать не только свои окрашивания, но и чужие –– бегала по салону со смартфоном, снимала куски волос «до» и «после». После работы приходила и все это монтировала. У меня в фотопленке было по две сотни кусочков видео, и порой было очень сложно в них разобраться. Как-то раз я даже выложила видео, где окрашивания перепутались: то есть сначала были волосы одной девочки, а потом другой. Но вроде никто не заметил.
То есть на тебя сначала подписывались чисто как на парикмахера?
Да, именно так. Я на этом словила волну хайпа. Аудитории тиктока оказалось интересно следить за процессом цветных окрашиваний, потому что многие молодые девочки часто красят волосы в сумасшедшие цвета. А я как профессионал могла им показать закулисье всего этого. Спустя время поняла, что надо играть на своей экспертизе, и начала шутить про тонику (дешевая краска. –– Прим. SRSLY), выносить на общее обозрение какие-то парикмахерские рофлы, которые нравились людям. Меня стали называть «парикмахершей всея тиктока», потому что про это снимала только я. Мне было легко делать оригинальный контент — у меня по жизни хорошее чувство юмора. Танцы не получались, бьюти-видео — тоже не мое. Пришлось быть так называемым «гороховым шутом», но такое амплуа мне по душе. Один раз я попробовала станцевать, но получилось очень крипово –– как будто я детей в подвале храню. Потом, кстати, я начала про это шутить, и ко мне начали добавляться в различных соцсетях с запросами вроде: «Лера, я хочу быть твоим ребенком, чтобы ты держала меня в подвале».
Самый большой тикток-хайп я словила в середине прошлого лета. Просто снимала окрашивание в стиле «подложка» –– это когда цветные пряди спрятаны внутри волос, а основной массив цвета натуральный. Выложила его без задней мысли, захожу вечером в тикток и вижу, что он набрал — внимание — 4 млн просмотров! Сейчас на нем уже 56 млн. Да, такое реально бывает. Его лайкают уже год, снимают на него реакции практически ежедневно. Через неделю после того, как я выложила это видео, у меня прибавилось несколько сотен тысяч подписчиков.
Это и правда звучит как какое-то чудо! Мне кажется, что о тебе узнали в тиктоке еще и благодаря псевдониму — Лава. Как ты его придумала?
Этот псевдоним я придумала во времена подростковой юности, когда мы жили в коммуналке на Невском. Какая-то компания пацанов сказала мне что-то в стиле: «Ммм, ты такая недоступная, как лава». С тех пор друзья начали звать меня Лера Лава. Это отражает мою некую неприкосновенность, очень хорошо меня характеризует: с одной стороны, я такая яркая, прикольная, а с другой — понятно, что трогать меня не надо. Ну а потом псевдоним пригодился в «Покрасе» –– там почти все парикмахеры носят выдуманные фамилии, потому что это помогало лучше разлетаться нашей славе по творческой тусовке.
Кстати, еще про «Покрас». Насколько я знаю, ты вела их тикток? Они тебе его доверили, потому что ты была тогда уже популярным блогером?
Вести тикток салона было моей личной инициативой. Снимала я на чистом энтузиазме. На работе делала ролики, а дома мы с ребятами уже монтировали. Я тогда жила с нашим администратором Машей и мастером Сергеем. У нас в целом была такая позиция SMM-отдела, что каждый мастер развивается как личный бренд, поэтому мне показалось, что тикток может отлично с этим помочь.
Вела я этот тикток-аккаунт сначала бесплатно. Не могла же я прийти к начальнику и сказать: «Вот смотри, какая-то неведомая фигня, я буду ей заниматься, плати мне за нее деньги». Совесть не позволяла. Поэтому решила для начала как-то раскрутить аккаунт, набрала около 15 тыс. подписчиков за месяц и потом уже пришла к директору просить за это денег. В итоге ежемесячно платили 10 тыс. рублей за 30 видео. Сейчас, конечно, понимаю, что продешевила, но что уже поделаешь.
А ты вообще зарабатываешь на тиктоке?
Нет! Удивительно, правда? Я за год ведения аккаунта получила 10 тыс. рублей за одну рекламу, и это случилось совсем недавно. Эти деньги меня очень спасли: на время самоизоляции салон закрылся, и я сидела без средств. Мне написала Маша Мышь, тоже тиктокерша, которая занимается работой с блогерами в приложении для знакомств Blaster, и предложила его прорекламировать. Никогда до этого ничего не пиарила у себя, но бабки были реально нужны, и я согласилась. Сделала прям классный видос, который хорошо зашел. И меня даже никто не чморил за рекламу, потому что ролик был реально крутой.
Треки я принципиально не рекламирую. Русскую музыку не слушаю и не хочу себя с ней ассоциировать. Снимаю тиктоки только под то, что мне нравится, и никогда не буду записывать ролики под те треки, за которые мне заплатили. Рекламу мне, конечно, предлагали еще, но она была реально странной. Например, недавно попросили снять ролик с рекламой колбасок для жарки! Я очень смеялась. Наверное, у меня очень сильно развито некое оценочное суждение. Я четко осознаю, за что могу взять деньги, а за что нет, и привыкла зарабатывать настоящим трудом –– несколько десятков тысяч за видео мне до сих пор кажутся странными, несмотря на то что у меня уже более 700 тыс, подписчиков.
Ты, кстати, еще часто светишься в аккаунте магазина одежды Laser B. Как ты с ними связана?
Хороший вопрос! Мне кажется, никто не понимает, что я там делаю. Прошлой зимой я познакомилась с Триптилоидом –– одним из создателей бренда. Потом познакомилась с двумя другими основателями –– Лазерной бородой и Кейт Laser B. Так мы начали тусить вместе. Кстати, с Триптилоидом мы встречаемся. Они меня как-то раз позвали по-дружески пофоткаться в каких-то из вещей Laser B и потом выложили фотки к себе на сайт. Потом, когда я уже стала популярной в тиктоке, мне многие писали что-то в духе «О, ты та самая девочка из Laser B!» Сейчас я просто помогаю развивать ребятам этот бренд, поэтому часто прихожу к ним в магазин и снимаю там тиктоки. Рекламу у себя в аккаунте тоже иногда делаю, но это все по дружбе.
Как ты относишься к феномену блогерства как работы?
Нормально отношусь. Каждый зарабатывает так, как он хочет и умеет. Как я понимаю, основной заработок тикток-блогер сейчас может получить в хаусе. К ним я тоже хорошо отношусь, ведь должен кто-то развлекать публику. Это же просто новые артисты, за которыми следят люди.
Меня саму много раз звали в хаусы, но я всегда отказывалась. Почему? Наверное, во-первых, в силу своего возраста –– мне просто будет неинтересно делать что-то вместе с людьми, которые на много лет меня младше. Во-вторых, я люблю жить одна, максимум вдвоем с любимым человеком. Жить вот в таких условных коммунах –– вообще не мое. Я уже пережила свой Hype House –– в коммуналке на Невском, 74! Только мы думали не о том, как подписчиков набрать, а как вывести тараканов.
За какими блогерами ты сама следишь?
Мне нравится Саша Митрошина. Пару лет назад у меня с нее знатно подгорало, но потом как-то прониклась ее видением. Сейчас не пропускаю ни одну ее историю в инстаграме* . Мне нравится, что она показывает не только свои профессиональные качества, но и дает какие-то советы и примеры на основании своего опыта. Она очень искренняя, классно умеет поддерживать интерес аудитории. Мне до такого еще далеко, но я стараюсь.
Какие ты вообще меры предпринимаешь, чтобы прокачиваться как блогер?
Я стараюсь погрузиться в монтаж и качество съемки, но пока не очень получается. Недавно впервые сняла видео, которое прям сидела и монтировала несколько часов –– оно было про уход из «Покраса». Это было разговорное видео, и для меня это в принципе довольно тяжелый формат. Но, возможно, через год я раскрепощусь и заведу свой ютьюб-канал. Пока что мне просто не очень нравится, как я выгляжу в кадре. В целом быть блогером –– это настоящий труд.
Иногда мне мешает моя чрезмерная ответственность перед моей аудиторией, потому что стыдно делать какую-то дичь. Я хочу делать качественный контент. На мне все-таки лежит некоторая ответственность перед людьми, которые меня смотрят, и я не хочу кормить их… понятно чем. Моя цель — доносить до своей аудитории толерантные ценности, чтобы она становилась добрее, более понимающая.
Ты вообще чувствуешь эту грань между поколениями? К какому поколению сама себя относишь?
Наверное, все-таки к миллениалам, потому что я более рефлексивный и депрессивный человек, нежели зумеры. Ну и в целом иногда я не понимаю тех вещей, которыми занимаются подростки –– например, что такое приложение Likee (аналог тиктока. –– Прим. SRSLY). Когда в него зашла, у меня было ощущение, что я пожилой мужчина, попавший на Facebook* и ищущий там рецепт куриного супа.
При этом, конечно, мне более импонируют зумеры своей искренностью, открытостью, толерантным отношением к миру. Я в детстве не могла себе представить, что люди могут выбирать себе пол, ориентацию. Понятно, что так было всегда, но у нас просто не было об этом информации. Я сама узнала о своей бисексуальности уже после 18 лет. Мне нравится, что у поколения зумеров нет предрассудков.
Скажи, а у тебя есть хейтеры? Как ты к ним относишься?
Наверное, главный мой хейтер –– это я сама. Поначалу я довольно сильно рефлексировала по поводу хейта в интернете. У меня, наверное, несколько десятков тысяч человек в бане за оскорбления. Большинство из них я заблокировала, когда набирала популярность. Тогда рекомендации тиктока были еще плохо настроены, и мои видео показывались абсолютно рандомным людям. Ролики видели какие-то взрослые дяди и тети, которым категорически не нравилась я, девушка с яркими волосами и активной подачей материала. Они писали мне всякие гадости, потому что просто не могли принять факт того, что мое существование нормально.
С ростом популярности негатив стало тяжело контролировать. У меня бывали мысли о том, чтоб удалить аккаунт из-за шквала критики, как это делали некоторые зарубежные тиктокеры, но мне слишком жаль терять аккаунт. Для меня тикток –– словно памятный альбом. Сейчас я отношусь к критике нормально –– понимаю, что это просто слова в интернете. Если меня вдруг что-то задевает, я думаю: «Что бы по этому поводу сказала Ольга Бузова?» Она реально волевая женщина. У нее столько хейтеров, а она все равно продолжает заниматься тем, что ей нравится, и остается на плаву несмотря ни на что. Если человек способен выдержать тот хейт, который выливается на Бузову, то я тоже могу.