Интервью, Кино — 23 ноября 2023, 22:28

«Кто-то должен ему платить, чтобы он продолжал снимать». Актеры Фанни Ардан и Оливер Мазуччи — о «Дворце» Романа Полански

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
23 ноября в российский прокат вышел «Дворец» (The Palace) Романа Полански — хулиганская комедия, показанная вне конкурса на 80-м Венецианском кинофестивале. SRSLY эксклюзивно пообщался с актерами, звездой сериала «Тьма» Оливером Мазуччи и великой Фанни Ардан, о работе с Полански, любимых рождественских фильмах и о том, как Оливер и Фанни встретили свой Миллениум (действие в фильме происходит в канун Нового 2000 года. — Прим. SRSLY).

Как проходили съемки? Когда смотришь кино, происходящее выглядит как полнейший…

Фанни: Беспорядок. (Смеется.)

Оливер: Над кино работало две команды: итальянская и французская. Было много разговоров на площадке, иногда Роман говорил: «Как режиссеры делают это? Как снимают кино с итальянцами, если они всегда кричат и болтают?»

Фанни: (Смеется.) Это правда, но было весело. 

Оливер: Всегда было весело. Что касается съемок — отель снаружи был очень большой, а лифт всего один, да и тот крошечный. Было сложно засунуть в него всю съемочную группу. Чтобы лифт не сломался, они каким-то образом его утяжелили, поэтому иногда он останавливался и отказывался двигаться дальше. Тогда часть команды была вынуждена ждать своих коллег, потому что другая часть команды не могла добраться до нужной локации. Было непросто, мы уставали. Полный бардак! (Смеется.)

#INSERT_ARTICLE#

Оливер, забавно, что вы играете менеджера отеля, а одного из постояльцев играет Джон Клиз, который, в свою очередь, изображал одного из главных администраторов в фильме «Отель "Фолти Тауэрс"».

Оливер: Да, это правда забавно, мы часто смеялись над этим. Джон как-то сказал мне: «Я собираюсь снять кино об администраторе отеля, не хотел бы ты стать моим администратором отеля?» Думаю, он уже его снимает. (Смеется.)

Работать с Джоном очень весело, я знаю все эти шутки — когда мне было 15−16 лет, мы смотрели «Монти Пайтон». Я разговаривал с ним об одной из шуток оттуда, и он тут же сыграл ее специально для меня. Было замечательно с ним работать.

Джон Клиз в фильме «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

А каково работать с Роман Полански? 

Оливер: Чудесно. У него есть четкие идеи, он хочет, чтобы все было отрепетировано, будто мы заняты в спектакле. Роман показывает, как нужно сыграть каждую роль — он замечательный актер. Потом роли играют сами артисты. Сначала Полански хочет разобраться в тонкостях каждой роли сам, потом работает с видением: делает замеры, определяет перспективу, с которой будет снимать сцену. Он довольно старомоден. Роман как-то показал мне специальный девайс — видоискатель — древнее приспособление, элементарное в использовании, но очень полезное в постановке сцен. 

Роман знает, что хочет, он по-прежнему полон энергии. Мы как-то ходили с ним кататься на лыжах: ему тогда было 88 лет, но он катался так, будто ему тридцать. Он популярен, его все узнавали. (Смеется.) Мы катались полдня незадолго до начала съемок, и в один момент я такой: «Блин. Если что-то случится и мы сломаем ногу, о фильме можно забыть». Мы съехали вниз, все было в порядке. И тут Полански говорит: «Черт, Оливер! Мы забыли снять друг друга на видео, пойдем обратно!» Если этот парень что-то хочет, он дойдет до конца.

Фанни, а вы были знакомы с Романом?

Фанни: Да, я была знакома с Романом, и он сам предложил мне роль Маркизы. Мы виделись в театре в Париже на одном из мастер-классов. Мне нравится он как режиссер, нравится его прагматизм и реалистичность, любовь к мелочам, отсутствие детального объяснения в кадре. 

А как проходила ваша работа с собакой? (Смеется.)

Фанни Ардан в фильме «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Фанни: Это была чудесная итальянская собака, с ней оказалось легко работать, она совершенно ничего не боялась.

Оливер: Зачастую работать сложнее не с животными, а с их тренерами, которые за ними следят.

Оливер, а вы помните пробы? Как вы попали в фильм?

Оливер: Кастинга не было, как-то раз один из продюсеров  сказал: «Ты должен позвонить Роману по видеозвонку прямо сейчас». И я такой: «Я в машине в Гамбурге». Я позвонил, а потом мы встретились вживую, и Роман предложил мне две роли: ту, которую играет Микки Рурк, и еще его экранного сына. Я ответил, что сомневаюсь. 

Вы сказали «нет» Роману Полански?

Оливер: (Смеется.) Да. Ну, технически я не говорил «нет», я сказал, что был бы рад сыграть другую роль. Я сомневался. Потом он показал роль менеджера отеля и спросил, хочу ли я ее, и тогда я ответил, что да. И тогда он начал: «Но… Кристоф Вальц подойдет лучше, ты слишком высокий». Я ответил, что все равно попробую. Он посмеялся и перезвонил через два дня, утвердив меня.

Оливер Мазуччи и Роман Полански на съемках фильма «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Оливер, расскажите, как вы работали над акцентом для роли. Ваша манера говорения во «Дворце» не похожа на классический немецкий английский.

Оливер: После второго дня съемок Роман позвал меня на ужин с каким-то парнем. Я не знал, кто это, думал, что Полански собирается взять его на какую-то роль. Оказалось, что мужчина работал в журнале, поэтому он взял у нас интервью. Но основной смысл ужина был в том, чтобы я научился у него нужному акценту для роли — он говорил именно так, как Роман хотел, чтобы говорил я. Его это очень веселило.

Вы практикуете акцент для роли самостоятельно или у вас есть тренер для таких случаев?

Оливер: Актерская игра зачастую заключается в том, что тебе нужно рискнуть, чтобы что-то сделать. Вот как это работает. Актеры подходят к режиссеру и рассказывают свои идеи. В эти моменты режиссеры начинают беспокоиться: они не понимают, что говорит актер. В данной коммуникации одинаковые слова могут означать разные вещи. 

Актер продумывает замысел и простраивает конкретные шаги из точки А в точку Д через Б и В, которые со стороны выглядят полнейшим безумием для тех, кто не в теме.
#INSERT_ARTICLE#

Поэтому вот что: если хочешь что-то сделать — просто сделай. Потом потренируйся, послушай комментарии режиссера и приди к совершенству. Это все, что тебе нужно, тренер тебе ни к чему. Для подготовки я общался со швейцарской семьей, но актерская игра хороша тогда, когда ты не перемудрил. Не показывай людям то, что ты делать не умеешь. Покажи, в чем ты хорош. 

Оливер Мазуччи и Фанни Ардан на съемках фильма «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Фанни: Ты все верно сказал о режиссере, люди действительно боятся вопросов. Как-то мне прислали сценарий и спросили, есть ли у меня вопросы. Я ответила, что нет. И режиссер ответил: «О боже». (Смеется.)

У вас было время потусоваться с Микки Рурком?

Оливер: Это было дикое время, он дикий мужчина. (Смеется.) На его спине есть тату на латинском, переводится как «Прости мои грехи». Как-то он сказал мне: «Оливер, ты можешь разрушить свою карьеру только один раз». Он заговорил со мной лишь в конце съемок — Рурк не особо любит общаться с людьми, но постепенно мы смогли найти общий и приятный для нас обоих язык. На площадке он часто был невыносим, но когда съемочный процесс уже сворачивался и все хлопали актерам, Микки заплакал. Мне кажется, что у всех нас есть схожая черта: внутри мы — маленькие дети, и хотим играть. Но нам нужна аудитория, и мы жаждем признания. Для чего стоять на сцене под прицелом тысячи глаз, если тебе это не нужно? Только нехватка чего-то в жизни может подтолкнуть вас к тому, чтобы стать актером.

Микки Рурк в фильме «Дворец»

Вопрос, на который лучше ответить самому Полански, но раз уж его здесь нет — говорил ли он что-нибудь о своих будущих проектах? 

Оливер: Роман никогда не говорил, что это его последнее кино. Мы созванивались неделю назад, и он сказал: «Оливер, этот фильм меня вымотал, мы делали его три года». Ему 90 — мы встретились в Париже, Полански пришел в кожаном пальто, черных джинсах и черных туфлях, белой футболке, похожий на Джоуи Рамона (фронтмен панк-рок группы Ramones. — Прим. SRSLY). Он был полон энергии, по-прежнему занятой и всегда в движении. Я не думаю, что, если люди не пойдут на этот фильм, он станет его последним произведением. Но кто-то должен ему платить, чтобы он продолжал снимать.

«Дворец» — новогодняя комедия. Какой ваш любимый рождественский фильм?

Оливер: На ум приходит фильм «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life, 1947). Главный герой стоит на мосту и хочет спрыгнуть. Тут приходит ангел и показывает, какой жизнь будет без него, показывает скорбь его матери. Герой думал, что он плохой человек, но понял, что совершил и много хороших вещей. Это отличное рождественское кино.

Фанни: А я его не видела! У меня «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1939), потому что на французском телевидении его всегда показывают под Рождество.

А вы помните, как вы встретили свой Миллениум — ночь с 1999 на 2000 год?

Оливер: Было громко, много фейерверков. Я находился в Гамбурге, немного погулял и пошел домой спать.

Фанни: Я не помню, для меня эта ночь не была особенной. Я редко праздную окончание года. Постоянные концы света меня тоже мало интересуют.

Оливер: Конец света в последнее время обещают слишком часто. А перед наступлением Миллениума я был занят в спектакле в Гамбурге, и когда ты в театре, снаружи может происходить что угодно, ты все равно не заметишь. (Смеется.)

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images / Alessandra Benedetti
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Новости — 16:05, 29 октября 2024
В чем феномен Маш Милаш и «Натальной карты» и стоит ли идти в блогеры? Интервью с основателями DIDENOK TEAM Кириллом Диденок и Пейзуллой Магомедовым
Кино — 29 октября, 16:05
В гостях у страшной сказки. Репортаж со съемок «Метода 3»
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 29 октября, 11:25
Пополнение в музыкальной тусовке: у System 108 и «Диско-клуба» появился саблейбл «Ручеек»
Новости, Новости — 29 октября, 09:33
«Жизнь — лава»: группа «внимание брусника!» выпустила дебютный лонгплей
Новости, Новости — 28 октября, 19:00
Организаторы Hinode анонсировали Console Gaming Festival — семейный фестиваль видеоигр
Новости, Новости — 28 октября, 17:27
В Китае началось строительство первого в мире завода по производству летающих автомобилей
Новости, Новости — 28 октября, 15:44
Сервис Ask.fm объявил о прекращении работы
Образ жизни — 28 октября, 14:00
Это мэтч! Рассказываем о коллабных дропах онлайн-кинотеатров с Befree, Concept Club и другими брендами
Новости, Новости — 28 октября, 13:40
Производство третьей «Дюны» стартует летом 2025 года
Новости, Новости — 28 октября, 11:22
«Дождь накрывает с головой»: слушаем фит Thomas Mraz и ray! «Мокрые люди»
Образ жизни — 27 октября, 18:41
ZA_ZA, CHERVONSKY, Avaiia и еще 5 брендов с Московской недели моды, за которыми мы будем следить
Новости, Новости — 27 октября, 15:24
Chanel станет спонсором старейшей гребной гонки в Великобритании
Образ жизни — 27 октября, 12:15
Что бы посмотреть? «2 комнаты», «Мой первый рэп», «Выгул» и другие новые шоу
Новости, Новости — 26 октября, 16:00
«Добро пожаловать в Америку»: вышел трейлер «Бруталиста» от студии А24
Новости, Новости — 25 октября, 17:44
«Нажимай на газ — это KISS THE WALL»: CAKEBOY & КлоуКома релизнули второй совместный альбом
Новости, Новости — 25 октября, 15:22
Антоха МС, Beautiful Boys и «Хадн дадн» выпустили «Эконелогично» — экосаундтрек «Яндекса»
Новости, Новости — 25 октября, 13:44
Крис Хемсворт может сыграть Прекрасного Принца в новом фильме Disney
Кино — 25 октября, 11:50
Три буквы: ОПГ. Вспоминаем лихие 90-е с Ирой Смелой и Антоном Токаревым
Новости, Новости — 25 октября, 11:33
Электроника и сказки: Федук дропнул EP «Принцесса & Робот»
Новости, Новости — 25 октября, 09:16
Guess who's back? Eminem даст концерт в Саудовской Аравии
Новости — 24 октября, 16:57
Камера, мотор! Неочевидные профессии для старта карьеры в кино
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 24 октября, 16:55
Сергей Минаев рассказывает о кибермошенничестве в новом выпуске «Точки отсчета»
Новости, Новости — 24 октября, 15:00
Возвращение в офис: вышел тизер 2-го сезона «Разделения»
Новости, Новости — 24 октября, 12:51
Неизданные треки и каверы: вышло переиздание альбома «Знаешь, что я делала» от «Обе Две»
Образ жизни — 24 октября, 08:41
Борщ, мурмурация, Лолита в черном боди. Итоги III Moscow Fashion Week
Новости, Новости — 23 октября, 19:45
Мстители, к бою: съемки «Судного дня» начнутся весной 2025 года
Новости, Новости — 23 октября, 17:47
Apple работает над аналогом App Store для игр
Образ жизни — 23 октября, 16:06
Владимир Гарцунов, Егор Дружинин и Евгения Медведева попробовали себя в роли преподавателей истории в проекте «Ист.просвет»
Новости, Новости — 23 октября, 16:00
Оскар Айзек снимется во втором сезоне «Грызни»
Интервью — 23 октября, 14:10
Стилист Алексеей Сухарев — о том, как заставить моду работать на вас, любви к Yves Saint Laurent и желании видеть искренность. Интервью SRSLY
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих