Интервью, Кино — 23 ноября 2023, 22:28

«Кто-то должен ему платить, чтобы он продолжал снимать». Актеры Фанни Ардан и Оливер Мазуччи — о «Дворце» Романа Полански

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
23 ноября в российский прокат вышел «Дворец» (The Palace) Романа Полански — хулиганская комедия, показанная вне конкурса на 80-м Венецианском кинофестивале. SRSLY эксклюзивно пообщался с актерами, звездой сериала «Тьма» Оливером Мазуччи и великой Фанни Ардан, о работе с Полански, любимых рождественских фильмах и о том, как Оливер и Фанни встретили свой Миллениум (действие в фильме происходит в канун Нового 2000 года. — Прим. SRSLY).

Как проходили съемки? Когда смотришь кино, происходящее выглядит как полнейший…

Фанни: Беспорядок. (Смеется.)

Оливер: Над кино работало две команды: итальянская и французская. Было много разговоров на площадке, иногда Роман говорил: «Как режиссеры делают это? Как снимают кино с итальянцами, если они всегда кричат и болтают?»

Фанни: (Смеется.) Это правда, но было весело. 

Оливер: Всегда было весело. Что касается съемок — отель снаружи был очень большой, а лифт всего один, да и тот крошечный. Было сложно засунуть в него всю съемочную группу. Чтобы лифт не сломался, они каким-то образом его утяжелили, поэтому иногда он останавливался и отказывался двигаться дальше. Тогда часть команды была вынуждена ждать своих коллег, потому что другая часть команды не могла добраться до нужной локации. Было непросто, мы уставали. Полный бардак! (Смеется.)

#INSERT_ARTICLE#

Оливер, забавно, что вы играете менеджера отеля, а одного из постояльцев играет Джон Клиз, который, в свою очередь, изображал одного из главных администраторов в фильме «Отель "Фолти Тауэрс"».

Оливер: Да, это правда забавно, мы часто смеялись над этим. Джон как-то сказал мне: «Я собираюсь снять кино об администраторе отеля, не хотел бы ты стать моим администратором отеля?» Думаю, он уже его снимает. (Смеется.)

Работать с Джоном очень весело, я знаю все эти шутки — когда мне было 15−16 лет, мы смотрели «Монти Пайтон». Я разговаривал с ним об одной из шуток оттуда, и он тут же сыграл ее специально для меня. Было замечательно с ним работать.

Джон Клиз в фильме «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

А каково работать с Роман Полански? 

Оливер: Чудесно. У него есть четкие идеи, он хочет, чтобы все было отрепетировано, будто мы заняты в спектакле. Роман показывает, как нужно сыграть каждую роль — он замечательный актер. Потом роли играют сами артисты. Сначала Полански хочет разобраться в тонкостях каждой роли сам, потом работает с видением: делает замеры, определяет перспективу, с которой будет снимать сцену. Он довольно старомоден. Роман как-то показал мне специальный девайс — видоискатель — древнее приспособление, элементарное в использовании, но очень полезное в постановке сцен. 

Роман знает, что хочет, он по-прежнему полон энергии. Мы как-то ходили с ним кататься на лыжах: ему тогда было 88 лет, но он катался так, будто ему тридцать. Он популярен, его все узнавали. (Смеется.) Мы катались полдня незадолго до начала съемок, и в один момент я такой: «Блин. Если что-то случится и мы сломаем ногу, о фильме можно забыть». Мы съехали вниз, все было в порядке. И тут Полански говорит: «Черт, Оливер! Мы забыли снять друг друга на видео, пойдем обратно!» Если этот парень что-то хочет, он дойдет до конца.

Фанни, а вы были знакомы с Романом?

Фанни: Да, я была знакома с Романом, и он сам предложил мне роль Маркизы. Мы виделись в театре в Париже на одном из мастер-классов. Мне нравится он как режиссер, нравится его прагматизм и реалистичность, любовь к мелочам, отсутствие детального объяснения в кадре. 

А как проходила ваша работа с собакой? (Смеется.)

Фанни Ардан в фильме «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Фанни: Это была чудесная итальянская собака, с ней оказалось легко работать, она совершенно ничего не боялась.

Оливер: Зачастую работать сложнее не с животными, а с их тренерами, которые за ними следят.

Оливер, а вы помните пробы? Как вы попали в фильм?

Оливер: Кастинга не было, как-то раз один из продюсеров  сказал: «Ты должен позвонить Роману по видеозвонку прямо сейчас». И я такой: «Я в машине в Гамбурге». Я позвонил, а потом мы встретились вживую, и Роман предложил мне две роли: ту, которую играет Микки Рурк, и еще его экранного сына. Я ответил, что сомневаюсь. 

Вы сказали «нет» Роману Полански?

Оливер: (Смеется.) Да. Ну, технически я не говорил «нет», я сказал, что был бы рад сыграть другую роль. Я сомневался. Потом он показал роль менеджера отеля и спросил, хочу ли я ее, и тогда я ответил, что да. И тогда он начал: «Но… Кристоф Вальц подойдет лучше, ты слишком высокий». Я ответил, что все равно попробую. Он посмеялся и перезвонил через два дня, утвердив меня.

Оливер Мазуччи и Роман Полански на съемках фильма «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Оливер, расскажите, как вы работали над акцентом для роли. Ваша манера говорения во «Дворце» не похожа на классический немецкий английский.

Оливер: После второго дня съемок Роман позвал меня на ужин с каким-то парнем. Я не знал, кто это, думал, что Полански собирается взять его на какую-то роль. Оказалось, что мужчина работал в журнале, поэтому он взял у нас интервью. Но основной смысл ужина был в том, чтобы я научился у него нужному акценту для роли — он говорил именно так, как Роман хотел, чтобы говорил я. Его это очень веселило.

Вы практикуете акцент для роли самостоятельно или у вас есть тренер для таких случаев?

Оливер: Актерская игра зачастую заключается в том, что тебе нужно рискнуть, чтобы что-то сделать. Вот как это работает. Актеры подходят к режиссеру и рассказывают свои идеи. В эти моменты режиссеры начинают беспокоиться: они не понимают, что говорит актер. В данной коммуникации одинаковые слова могут означать разные вещи. 

Актер продумывает замысел и простраивает конкретные шаги из точки А в точку Д через Б и В, которые со стороны выглядят полнейшим безумием для тех, кто не в теме.
#INSERT_ARTICLE#

Поэтому вот что: если хочешь что-то сделать — просто сделай. Потом потренируйся, послушай комментарии режиссера и приди к совершенству. Это все, что тебе нужно, тренер тебе ни к чему. Для подготовки я общался со швейцарской семьей, но актерская игра хороша тогда, когда ты не перемудрил. Не показывай людям то, что ты делать не умеешь. Покажи, в чем ты хорош. 

Оливер Мазуччи и Фанни Ардан на съемках фильма «Дворец»
#INSERT_ARTICLE#

Фанни: Ты все верно сказал о режиссере, люди действительно боятся вопросов. Как-то мне прислали сценарий и спросили, есть ли у меня вопросы. Я ответила, что нет. И режиссер ответил: «О боже». (Смеется.)

У вас было время потусоваться с Микки Рурком?

Оливер: Это было дикое время, он дикий мужчина. (Смеется.) На его спине есть тату на латинском, переводится как «Прости мои грехи». Как-то он сказал мне: «Оливер, ты можешь разрушить свою карьеру только один раз». Он заговорил со мной лишь в конце съемок — Рурк не особо любит общаться с людьми, но постепенно мы смогли найти общий и приятный для нас обоих язык. На площадке он часто был невыносим, но когда съемочный процесс уже сворачивался и все хлопали актерам, Микки заплакал. Мне кажется, что у всех нас есть схожая черта: внутри мы — маленькие дети, и хотим играть. Но нам нужна аудитория, и мы жаждем признания. Для чего стоять на сцене под прицелом тысячи глаз, если тебе это не нужно? Только нехватка чего-то в жизни может подтолкнуть вас к тому, чтобы стать актером.

Микки Рурк в фильме «Дворец»

Вопрос, на который лучше ответить самому Полански, но раз уж его здесь нет — говорил ли он что-нибудь о своих будущих проектах? 

Оливер: Роман никогда не говорил, что это его последнее кино. Мы созванивались неделю назад, и он сказал: «Оливер, этот фильм меня вымотал, мы делали его три года». Ему 90 — мы встретились в Париже, Полански пришел в кожаном пальто, черных джинсах и черных туфлях, белой футболке, похожий на Джоуи Рамона (фронтмен панк-рок группы Ramones. — Прим. SRSLY). Он был полон энергии, по-прежнему занятой и всегда в движении. Я не думаю, что, если люди не пойдут на этот фильм, он станет его последним произведением. Но кто-то должен ему платить, чтобы он продолжал снимать.

«Дворец» — новогодняя комедия. Какой ваш любимый рождественский фильм?

Оливер: На ум приходит фильм «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life, 1947). Главный герой стоит на мосту и хочет спрыгнуть. Тут приходит ангел и показывает, какой жизнь будет без него, показывает скорбь его матери. Герой думал, что он плохой человек, но понял, что совершил и много хороших вещей. Это отличное рождественское кино.

Фанни: А я его не видела! У меня «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1939), потому что на французском телевидении его всегда показывают под Рождество.

А вы помните, как вы встретили свой Миллениум — ночь с 1999 на 2000 год?

Оливер: Было громко, много фейерверков. Я находился в Гамбурге, немного погулял и пошел домой спать.

Фанни: Я не помню, для меня эта ночь не была особенной. Я редко праздную окончание года. Постоянные концы света меня тоже мало интересуют.

Оливер: Конец света в последнее время обещают слишком часто. А перед наступлением Миллениума я был занят в спектакле в Гамбурге, и когда ты в театре, снаружи может происходить что угодно, ты все равно не заметишь. (Смеется.)

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images / Alessandra Benedetti
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 14:50, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих