Теплый апрельский денек. Во дворе обычной школы на севере Москвы стоит караван из трейлеров, между которыми деловито снуют люди в черных худи. Жители окружающих многоэтажек со своих балконов снимают происходящее на телефоны и обсуждают в домовых чатах. Вскоре уже весь район знает, что в школу № 1482 приехали Сергей Жуков и Ваня Дмитриенко. Тут проходят съемки «Плаксы» — музыкальной драмы о проблемах подростков и их родителей.
Главную роль в «Плаксе» играет Ника Жукова (да, дочь). Ее героиня Маша училась в элитной школе, но после того, как отец девочки (Роман Маякин) потерял работу, была вынуждена переехать в вымышленный приморский городок Новоморск и отправиться в обычную районную школу, где не особо рады столичной мажористой девчонке. Маша пытается найти новых друзей, сталкивается с буллингом со стороны местной queen bitch Крис (Диана Енакаева из «Бати» и будущего «Последнего Ронина» Макса Шишкина) и безразличием родителей, которые погружены в свои проблемы. Обуревающие ее чувства Маша транслирует в музыке, собирая вокруг себя группу из таких же подростков, жаждущих быть услышанными.
«"Плакса" — сериал не только про буллинг. Он о том, как нужно слушать и слышать своих детей. А дети сейчас слушают не нас, а музыку в наушниках. И музыка порой подсказывает им, учит, рассказывает, что хорошо, а что плохо. Они полностью во власти неизвестных нам групп. Поэтому мы очень хотим показать людям — через музыку в нашем сериале, — где выход из этой ситуации. И выход не камнем вниз, а туда, где тебя ждут, — в студию, к друзьям, к родителям, которым можно все рассказать и услышать в ответ: "Класс!"» — объясняет солист «Руки вверх!» и генеральный продюсер сериала Сергей Жуков.
Музыка играет в «Плаксе» ключевую роль: она не только служит для Маши средством самовыражения, но и позволяет зрителям понять, что творится на душе у главной героини. В коротких музыкальных видео, вшитых в драматическую конструкцию сериала, демонстрируется воображаемый мир, куда Маша уходит в моменты сильных эмоциональных переживаний — как радостных, так и печальных. К слову, все песни из сериала выйдут отдельным саундтреком, где будет девять треков, исполненных Никой Жуковой, две композиции Вани Дмитриенко, а также их дуэт. Пока композиции по отдельности появляются на музыкальных площадках (параллельно с выходом серий), а потом будут сформированы в цельный альбом.
Несмотря на то, что действие сериала разворачивается где-то на побережье Черного моря, почти все сцены в декорациях школы снимают в Москве — благо учебные заведения по всей стране примерно однотипные. И вот в опустевшей школе по полу змеятся провода, а в полупустом актовом зале на сцене готовятся «вдарить рока в этой дыре» Ника Жукова, Ваня Дмитриенко и Даниил Муравьев (brother from another mother Томаса Сэнгстера), получивший роль Тима — барабанщика в группе. Актеры играют и поют сами, но для чистого звука музыкальные композиции записываются в студии, а не на площадке.
Никита, которого играет Дмитриенко, по сюжету влюблен в Машу, и режиссер Андрей Силкин («Тетя Марта») требует, чтобы они показывали свои чувства при помощи взглядов. Получается не с первого раза. Улучив момент, интересуемся у Вани, за что можно полюбить Машу.
«У нее очень интересная судьба, интересная история. За ней приятно наблюдать, она такая — девчонка, выступающая за справедливость. Простая, красивая, душевная», — начинает перечислять артист. Сниматься с Никой Жуковой Ване тоже нравится. «Ника очень круто в кадре работает. Я видел нарезки моментов, где я не снимался, и там ее актерская игра, чувство роли и чувство персонажа меня прям до мурашек пробирали», — признается Дмитриенко.
В соседнем помещении, куда на специальный монитор выводятся видео и звук с камер в зале, за Никой пристально наблюдает ее отец, у которого тоже мурашки от происходящего. Жуков внимательно следит за съемками, но в процесс вмешивается минимально, ведь главный на площадке — режиссер.
«Для меня есть режиссер, команда и работа, которую я проделываю на съемочной площадке. А папа — только дома. Я не хочу, чтобы меня ассоциировали с папой, хотя я ему безумно благодарна, что он мне помогает. Но все, что вы видите в кадре, — это моя работа и мои актерские данные», — отмечает сама Ника.
Хитмейкер Ваня Дмитриенко не только сыграл влюбленного в Машу бас-гитариста Никиту, но и, конечно же, подарил сериалу несколько своих песен. Сергей Жуков тоже написал для проекта восемь роковых композиций. Кроме того, в «Плаксе» прозвучат каверы на песни группы «Кино» и «Сектора Газа» (нежданчик, стоит отметить) — любимых исполнителей детства самого Жукова, музыка которых, по задумке креативного продюсера, должна объединить поколение клиперов/тиктокеров и их родителей.
После первых анонсов «Плаксу» окрестили новыми «Ранетками», но это сравнение все же не совсем корректно: группа Маши в сериале не планирует собирать стадионы — ее концерты проходят в рамках школьных мероприятий и представляет собой «дивертисмент районного масштаба». Любопытно, что, в то время как Маша рубит рок, ее антагонистка Крис читает рэпчик. Вот думаем: стоит ждать музыкальные баттлы в духе «Скотта Пилигрима»? Обычные-то баттлы точно будут: Диана Енакаева по секрету рассказала, что в одной сцене она «дралась» с Никой в школьном туалете, и это было жестко. А еще в сценарии есть эпизод с пожаром, ради которого создатели сериала изучали, как быстро горят волосы и одежда — похоже, кто-то серьезно пострадает. Креативный продюсер Вадим Бакунев заверил, что в этой сцене молодых актеров подменили дублеры.
«Весь сериал мы будем шокировать зрителя простыми вещами. Покажем им их самих. Развернем к ним зеркало и скажем: "Смотрите, вот ваша семья". Пусть они увидят, что нужно не к психологу сразу бежать, а дать ребенку возможность высказаться. Нашу главную героиню будут слышать миллионы, потому что она выражает себя через музыку», — признается Сергей Жуков.
Пока в съемочном процессе возникает техническая пауза, журналистов отводят в класс и сажают за парты. Все очень напоминает родительское собрание, только у доски вместо классного руководителя — команда сериала. Пытаемся прочекать, насколько хорошо продюсеры проекта разбираются в сленге школьников, о которых снимают историю: «Машины одноклы будут стэнить своих крашей?» Вадим Бакунев на провокации не ведется.
«Когда создавался сценарий, у нас в авторской комнате была целая доска, куда мы выписывали молодежные словечки с расшифровкой. Но, так как сериал будет выходить на семейном канале, нас должен понимать и взрослый зритель. Если мы будем "крашами" и "кринжами" разукрашивать речь, кто-то не сможет подключиться. Плюс ко всему любой новояз — это временное явление, а мы хотим, чтобы наш сериал просуществовал долго и чтобы люди продолжали понимать, о чем говорят герои. Так что мы используем молодежный сленг, но дозированно», — объясняет Бакунев.
Афина Лукиди (Лера из свиты Крис) тоже всех заверяет, что с пониманием у создателей «Плаксы» все окей. Режиссер оказался настолько «комфортным дядькой», что в один из съемочных дней его подопечные написали на классной доске: «Андрей Силкин — краш».
Про травлю в реальной жизни молодые актеры отвечают осторожно: так, Даниил Муравьев рассказал, что еще в детском саду защищал девочек, разруливая ситуации «как психолог», а Ваня Дмитриенко вообще предпочел отшутиться.
«Я был в школе раз шесть за последние три года. Возможно, я сталкивался с буллингом только из-за этого. Не все относятся к пропускам с пониманием. У меня была учительница математики, которая все время говорила, что у меня ничего не получится, что я бездарность, что я не знаю ее предмет. Всю жизнь она меня за это опускала, и когда после девятого класса я ушел из этой школы и перешел в другую, она тоже ушла. Только я подписал документы и забрал аттестат, как мне сказали: "А Вера Ивановна тоже уволилась". Я считаю, это был буллинг с ее стороны», — признался Ваня.
Не забыли поговорить и с художницей по костюмам Татьяной Сударьянто — по ее словам, размышляя над образами героев, она вдохновлялась сериалом «Половое воспитание» (Sex Education). А вот «Эйфория» для этих целей не подошла — слишком радикальная история, слишком отчаянные персонажи.
«Крис придумала себе жизнь как у знаменитостей, которых видит на фото в интернете, она хочет быть похожей на них и носит дешевую, но яркую одежду, как будто все время находится в контексте клипа. При этом Крис всегда готова к бою, так что одежда у нее всегда очень удобная, — рассказывает нам Татьяна о нарядах главной антагонистки. — Крис и Маша должны быть в противовесе. Маша приехала из Москвы, у нее другое представление об одежде, и она не очень зациклена на внешнем виде. Маша носит вещи сдержанных цветов, но высокого качества. В ее гардеробе мы видим столичные тренды — например, рваный свитер, который она явно не руками дома рвала, а купила в брендовом магазине. Видно, что она чистюля и немного рафинированная. При этом по мере развития сюжета Маша все больше закрывается, и ее одежда становится многослойной, похожей на кокон. В ней зреет внутренний протест, который мы видим в конце, когда она надевает "голый" костюм».
Съемки продолжаются до темноты, но, несмотря на поздний час, возле ограды кучкуются школьники, которые хотят увидеть Ваню Дмитриенко. Не знаем, получилось ли у них в тот вечер посмотреть на него «живьем», но зато на экране теперь — сколько угодно. «Плаксу» показывают на платформе Wink (вышло уже три серии), а потом сериал можно будет ловить на канале СТС.