Очень много историй о том, как представители старшего поколения познают новые реалии и со временем начинают принимать непривычные для них правила игры
Завязку сразу двух сериалов фестиваля можно описать одной фразой в духе «пожилой мужчина осваивает высокие технологии, чтобы стать ближе к семье». В обоих проектах главную роль играют многоопытные и любимые публикой актеры — Юрий Стоянов и Федор Добронравов. Даже названия у этих сериалов очень похожи: «Мамонты» и «Мастодонт». Но при этом, если первый по итогам фестиваля был назван лучшим по мнению как зрителей, так и представителей прессы, то второй имеет все шансы оказаться проходным и непримечательным проектом.
В «Мамонтах» Юрий Стоянов играет милого и совершенно неприспособленного старичка Николая Николаевича, который разговаривает цитатами из советских фильмов и трогательно пугается проезжающего по квартире робота-пылесоса. Николай Николаевич продал квартиру в провинции, чтобы переехать в Москву, поближе к дочери (Марьяна Спивак) и внучке (Лиза Ищенко), но стал жертвой телефонного мошенника и лишился всех своих денег. После этого пенсионер принимает решение самостоятельно вычислить злоумышленника — правда, для этого ему нужно в кратчайшие сроки научиться пользоваться компьютером и смартфоном. Герой Стоянова здесь — не строгий патриарх, как в «Вампирах средней полосы», а добрый дедушка, который видит во всех окружающих только хорошее и настолько сильно в них верит, что люди начинают меняться в соответствии с его ожиданиями. При этом режиссер Иван Соснин («Далекие близкие», «Иваново счастье») снял не приторно-сладкий, а тонкий и смешной проект, где даже порой проскальзывающая нецензурная брань смотрится уместно, оттеняя литературную речь главного героя.
Игнат (Александра Робака) в «Киберпапе» также пытается стать ближе к своему пасынку, всерьез увлекающимся соревновательными видеоиграми. Случайно выясняется, что Игнат, всю жизнь проработавший сварщиком на заводе, обладает моментальной реакцией и отлично развитой мелкой моторикой — идеальными качествами для киберспортсмена (благо в юности он играл в Duke Nukem, так что целиться мышкой и стрелять умеет). После того, как Игнат в соло затащил потную катку, пасынок Саня (Тимофей Кочнев) наконец-то начал смотреть на него как на человека, и даже пригласил в команду на место выбывшего игрока.
Впрочем, не все благосклонно относятся к попыткам научить их чему-то новому. В сериале «Про это самое» молодой медик Митя (Денис Власенко), отучившийся на врача по целевой субсидии, возвращается в родную деревню, чтобы работать по специальности. Только вот специальность у него — сексолог, а такие специалисты, как выяснилось, не пользуются спросом в российской глубинке. Однако это не значит, что они там не нужны, ведь местные жители предохраняются при помощи аскорбинки (которую кладут далеко не в рот) и верят в мифы вроде телегонии, то есть считают, что ребенок может унаследовать черты предыдущих половых партнеров матери. После первой предпринятой Митей попытки просветить соседей, его избивают всей деревней, но молодой сексолог и не думает сдаваться, ведь он считает, что разговаривать о контрацепции и ЗПП не стыдно — стыдно не знать элементарных вещей. Если режиссер Константин Смирнов («Жуки») и задумывал снять версию «Полового воспитания» à la russe, то у него вполне получилось.
Режиссерский дебют Бориса Дергачева под названием «Макрон» также рассказывает о «городском», приехавшем в деревню, и бонусом поднимает поднимает проблему эйджизма. Вова (Кузьма Сапрыкин) привозит свою девушку Вику в некогда родные места, чтобы познакомить ее с папой (Михаил Трухин) и мамой (снова Медынич). Только вот родителям совершенно не нравтся, что возлюбленная 23-летнего Вовы всего лишь на пару лет младше его матери. Допустим, мы поверим, что проблема пар с разницей в возрасте между партнерами по-прежнему актуальна где-то в глубинке, однако элегантную и ухоженную Вику играет Марина Александрова — и очень сложно представить семью, которая будет против отношений своего сына с такой женщиной (а ведь по сюжету она вдобавок умна и богата!). Родным Вовы предстоит побороть свои предрассудки и принять новые правила игры, но совершенно непонятно, почему они не могли это сделать на первых же минутах пилотной серии.
В «Лихорадке» сюжет крутится между отцом, не способным признать право своего отпрыска на принятие самостоятельных решений, и повзрослевшей дочерью. В несуществующей африканской стране Лемурии свирепствует лихорадка Эбола, и вирусолог Полина Матецкая (Любовь Константинова, «Праведник») хочет отправиться в чужие края, чтобы помочь людям. Однако ее отец Иван (также вирусолог) считает, что это слишком опасно для девушки и обманом заставляет ее остаться на Родине, тихонечко улетая в Африку. При этом Иван знает, что Полина разработала уникальный конструктор вакцин, с помощью которого с лихорадкой будет проще справиться, но ему все равно сложно смириться мыслью, что его дочь гораздо лучше подходит для решения столь сложной задачи. Тема болезненного принятия новых истин обыгрывается в сериале и на глобальном уровне: по легенде, племена Лемурии привыкли жить по вере предков, они блюдут старинные традиции, во многом утратившие смысл, и не доверяют традиционной медицине — но им придется научиться взаимодействовать с врачами, чтобы выжить.
Проект «Горящий тур» Дмитрия Тюрина (на минуточку, best director по мнению жюри «Пилота») также посвящен приключениям на чужбине. Два отца (Александр Робак и Тимофей Трибунцев) приезжают (по отдельности!) в Мексику, чтобы отдохнуть вместе со своими дочками (Дарья Харченко и Василина Юсковец). В какой-то момент девушки отправляются потусить за пределами отеля и пропадают, поэтому двум героическим батям приходится вписаться в собственное расследование и влезть по самые уши в разборки с картелями, чтобы узнать, что случилось с их чадами. Спойлер: отправляясь в путешествие, все же не лишним будет изучить нравы чужой страны.Наконец, самое тяжелое принятие предстоит совершить персонажу ситкома «Сидоровы», указанному в титрах просто как Муж (Георгий Дронов). Сценарий «Сидоровых» написала нейросеть, натасканная на сериалах СТС, которая даже не дала героям имена. Режиссер Сергей Знаменский, к слову, решил ей подыграть и запретил актерам менять или просто как-то адаптировать реплики. Исполнителям главных ролей пришлось учиться играть по необычным правилам, периодически сталкиваясь с тем, что сюжету, созданному нечеловеческим разумом, порой недостает логических связей. Меж тем в рамках самой истории Муж осознает, что его семья живет очень странной жизнью. Так, они ежедневно едят щи на завтрак, обед и ужин, Дед все время порывается уйти на рыбалку, но никогда не уходит, а сам Муж не помнит, когда в последний раз покидал квартиру. В конце пилотной серии Муж приходит к шокирующему выводу: они живут в комедийном сериале. Лайк за попытку поиграть в «Шоу Трумана» Питера Уира и Эндрю Никкола, но за 25 лет, прошедших с релиза фильма, лучше них на эту тему все равно больше никто не смог высказаться. Да и целом сомнительно, что нейросеть на данный момент все же способна развить сгенерированную завязку в связную историю.
Истории о том, как бумеры в сериалах принимают окружающую действительность и учатся взаимодействовать с ней, пока зумеры стараются сбежать от реальности самыми разными способами
В драмеди «Ира» заглавная героиня в исполнении Ингрид Олеринской работает в МФЦ и ненавидит свою работу, о чем на первых же секундах сообщает зрителю, ломая четвертую стену в духе «Дряни». Ира также ненавидит поездки на общественном транспорте, заумные фильмы, занудный бубнеж своего парня-сценариста (Григорий Калинин) и много чего еще. Она борется с фрустрацией при помощи вина и шумных вечеринок, но этот способ побега от реальности становится для Иры недоступен: в конце первой серии героиня понимает, что ждет ребенка.
Рита (Евгения Борзых) из сериала «Убить Риту» Марии Агранович («Люби их всех», «The Телки») тоже любит крепкие спиртные напитки в маленьких бутылочках. Когда-то она работала учительницей химии в провинциальной школе, но слишком уж любила совмещать работу и удовольствие, поэтому спокойно занималась сексом со своим учеником из 11-го класса — да, прямо в кабинете. После того, как об этом стало известно, Рита вылетела с работы с волчьим билетом — мать парня оказалась большой шишкой в местной администрации. Любвеобильная учительница не смогла найти в городе работу по специальности (а на то, чтобы уехать куда-то еще, у нее просто не было денег), но ей вовремя подвернулась прибыльная «шабашка» — раз в неделю делать генеральную уборку в особняке скучающей жены влиятельного бизнесмена.
В один прекрасный день хозяйка обращается к Рите с более деликатной просьбой: убрать с пола пятно крови. Вскоре после этого девушка осознает, что за ней охотится и полиция, и мафия, и еще бог весть кто. «Убить Риту» — это сериал в духе «Идентификации» с Леной Трониной, где боевая блондинка, один раз уже сбежавшая от прошлой жизни, снова должна нестись прочь со всех ног. Борзых, кстати, увезла из Иваново звание лучшей актрисы сериала.
Персонажи сериала «Макс и Гусь» (спин-оффа «Земы») тоже верят, что все их трудности испарятся, если они заработают побольше денег и свалят подальше от родной Пензы. При этом пацаны считают, что быстро заработать большие суммы честным путем — невозможно (да и в целом они не очень-то хотят идти честным путем). В то время как «Зема» был низкобюджетной, но по-своему обаятельной историей о простом ровном пацане и его приземленных стремлениях, «Макс и Гусь» снят на совершенно ином качественном уровне (в касте целая плеяда звезд от Прилучного и Чеботарева до Калюжного и Самбурской) — но с прежним драйвом. Макс (Никита Кологривый) похож на сжатую пружину, от любого касания готовую разрядиться вихрем ультранасилия, но каждый раз, когда он дает волю кулакам, это лишь ухудшает ситуацию, в которой находится.
Сбежать от реальности также можно, перестав быть собой, и именно это происходит с Викторией, героиней Екатерины Варнавы из сериала «Безбашенная». Вика — жена крупного бизнесмена (Юрий Чурсин), баллотирующегося в мэры сибирского города Таштагол. Виктория уже давно привыкла к роскошной жизни, но, по мнению женщины, она и трудилась ради нее весьма упорно. Уверенная, что только благодаря ее советам и усилиям дорогой муж сумел достичь столь высокого положения в обществе, Виктория ссорится с ним (ведь супруг считает, что так произошло по другим причинам), сбегает в ночь и попадает под машину. От удара о бампер женщина, подобно Голди Хоун в старой комедии «За бортом» (Overboard, 1987), теряет память и обретает новую личность — сбивший ее лесник Михаил (Евгений Цыганов) приносит бесчувственную даму к себе домой, где его трое детей убеждают Вику, что она — их мама. Дело усугбляется тем, что Михаил неожиданно включается в мэрскую гонку.
Проект «Одна жизнь» напоминает об еще одном популярном способе эскейпа — видеоиграх. Если в «Киберпапе» они подаются как хобби, спорт или способ заработка, то в «Одной жизни» игры показаны как нечто весьма аддиктивное и при этом ломающее судьбы. 30-летний Игорь (Даниил Вахрушев) так плотно сидит на этой дряни, что не может перестать гамать даже когда девушка (Таша Цветкова) удовлетворяет его орально. Из-за игр он уже не раз забивал на нужды друзей и родных — например, отказывался ехать на презентацию, чтобы еще пару часиков провести перед экраном.
Режиссер Владимир Боровой, похоже, задался целью снять притчу о вреде видеоигр в духе «Черного зеркала», поэтому постепенно дурацкая игра начинает влиять на мир вокруг Игоря и из средства побега от реальности превращается в нечто, грозящее уничтожить все, что ему дорого.
Истории об эксцентричных гениях
Сериал «Шеф» — это российский ответ проекту Hulu «Медведь» с Джереми Аллен Уайтом. Знакомый нам по «Капельнику» Денис Прытков вдохновенно играет Кая — шеф-повара престижного столичного ресторана. Кай — профессионал своего дела и подлинный перфекционист, не привыкший отступать от своих принципов. Как-то раз у него выдался адовый денек на работе: в ресторан пришла проверка, придирающаяся к каждой мелочи и явно вымогающая взятку (а взяток Кай принципиально не дает), а управляющий в преддверии праздников уплотнил посадку, поставив в зале больше столов, так что теперь кухня едва справляется с возросшим потоком заказов. Наконец, Каю периодически названивает жутко раздражающая подруга-блогерка (Татьяна Струженкова) с какими-то нелепыми претензиями. Персонаж Прыткова похож на живую молнию, брыжущую искрами и заряжающую зрителей своей энергией.
Отдельным подвидом эксцентричных гениев являются необычные сыщики, и такового мы можем наблюдать в ретродетективе «Цербер» Владимира Щеголькова, действие которого происходит в Санкт-Петербурге в 1826 году, через несколько месяцев после подавления восстания декабристов. Неизвестный злоумышленник убивает всех, кто доносил на участников восстания, оставляя возле трупов записки со строчками из пушкинских стихов. Для поимки убийцы из Москвы прибывает следователь (загримированный практически до неузнаваемости Тимофей Трибунцев), обладающий странными повадками: порой он, подобно собаке-ищейке, носом утыкается в землю, в прямом смысле вынюхивая след преступника. Впрочем, этот modus operandi оказывается неожиданно эффективным.
По сравнению с героем Трибунцева капитан Евгений Чагин (Максим Стоянов) из детектива «Черное солнце» кажется почти обычным: он всего лишь пьет как лошадь, вступает в беспорядочные половые связи и весьма вольно трактует УК РФ, а это почти что джентльменский набор любого крутого мента в современных проектах. При этом Чагин, прямо как майор Гром, тащит на себе всю раскрываемость в отделе, что дает нам возможность хоть и с натяжкой, но все же причислить его к гениальным сыщикам.
Генеральный продюсер фестиваля «Пилот» Антон Калинкин на церемонии закрытия заметил, что сложные времена порождают новые смыслы. Так что заглядываем в грядущее будущее, аккуратно косясь в сторону.