Обзоры, Кино — 21 июня 2023, 15:50

Новое французское кино: «Зимний мальчик», «То самое лето», «Соколиное озеро», «Худшие»

Антон Фомочкин рассказывает о четырех новых французских фильмах, юные герои которых — каждый по-своему — прощаются с детством.

«Зимний мальчик» (Le lycéen)

17-летний Люка (Пол Кирхер) так и доживал бы свой растерянный век старшеклассника, если бы не смерть выехавшего накануне на встречку отца (Кристоф Оноре). Вернувшись из лицейского общежития домой, в кругу безутешной родни юноша лишь глупо улыбался, вежливо отвечая всем, кто заключал его в утешительные объятия — «привет, как дела», словно все они собрались в сочельник. Добравшись до своей комнаты и запрыгнув на кровать в обуви — почему-то теперь то, что было нельзя, совсем перестало заботить, — Люка чувствует, как резко обожгло легкие. Его тело, содрогаясь в припадке, ощутило это раньше сознания — он насильно стал старше. Близкие твердят — «никто не говорил, что будет легко», но в 14 ты обычно не слышишь обратного. Старший брат Квентин (Венсан Лакост) — свободный художник, перебравшийся некогда в Париж — предлагает Люке погостить у него недельку и отвлечься — за пасмурными прогулками по Елисейским полям он и начнет понимать/принимать себя заново. 

#INSERT_ARTICLE#

Сложно свыкнуться с мыслью, что ты всего лишь обычный старшеклассник (Le lycéen), но возложенных на тебя надежд хватило бы на целый гимназический класс одаренных детей. Обладатель непослушной вьющейся гривы Люка только и делает, что задает вопросы отцу и страдает — ведь ответов уже не получить. Тот не понимал сына и редкими встречами до аварии, когда мальчик сидел на пассажирском сиденье, мужчина, чью голову седина тронула вместе с печалью, лишь сожалел о прошлом: «Жить нужно так, чтобы ни о чем не жалеть» — следуя этому правилу, всегда можно было и лучше. Невольно получив такое безрадостное последнее родительское напутствие, Люка остался на перекрестке 17 лет — геоточке, где проще поддаться искушению сдаться, чем что-то выбирать. Весь фильм мальчишка будет боязливо перепрыгивать с одной тропы на другую — то методично отравляя себя (мыслями и делами), то силясь спасти ближнего. Все до тех пор, пока Люка не поймет: это бесцельное движение — тоже путь и его молодость никто не собирается похищать. 

Мир для Люки из провинциального, состоящего из двух точек на карте (лицей + дом, разделенные двумя часами езды), одним днем разросся до 20 округов Парижа — побуждая познавать все его крайности: попеременно отвлекаясь на случайные связи и посещая католический храм. В этом позднеосеннем фильме, окрашенном в меланхоличные лиловые оттенки, — преображающие засохший с наступлением холодов ландшафт, так же, как юность смягчает тоскливую повседневность, Оноре вспоминает свое собственное детство (он также потерял отца). Между этим романом воспитания и созвучным ему «Подростком» Достоевского — связи, как между прошлым и тем, что ты из него помнишь: хаотичные, бесформенные фразы, краски и детали. Но что есть воскрешение, как не внезапное воспоминание того, о чем мы просто забыли. Так, Оноре воскрешает свою взбесившуюся молодость, что как дикий зверь, скалящийся и шипящий, не подпускает к себе других. О какой сознательности может идти речь, если он все еще впопыхах надевает только один носок? «Ты должен быть сильным»,  — слышит он и силится обнять этот ставший огромным мир и усадить на свои хрупкие плечи. Как и любая другая картина Оноре, «Зимний мальчик», обращенный к грусти — то трагичной, то светлой, — одиночный танец. Его завораживает утешительная сила обыденности — дни идут, и становится легче. Груз ответственности перед матерью (Жюльет Бинош) и братом перестает тяготить, ведь дома всегда поймут и примут. А все прочие страхи — явление сезонное.


«То самое лето» (Cet été-là)

Тиаго (Гаэль Гарсиа Берналь) и Сара (Марина Фоис) берут свою дочь Дюну (Роз Пу-Пеллисер) в поездку на побережье, где некогда останавливались каждое лето, но пару лет назад перестали — после чего в браке начался разлад. В гостевом доме — все как прежде. Лучшая летняя подружка Матильда (Жюльетт Авланж) — неизменно непосредственна. Дядя Клод (Пело Лавьель) — заботливо ведет хозяйство, как и всегда, разве что прибавилось морщин. Но что-то безвозвратно надломилось в самой Дюне — в свои десять лет она решительно прощается с детством, готовя большой побег подальше от вечных родительских ссор. 

#INSERT_ARTICLE#

Одноименный спорный — сексуальный подтекст не по возрасту подростков — графический роман, к счастью, смягчен до легитимизации слова «сучки», звучащего из уст юных героинь. Голые взрослые для них — дикость. Оральный секс — как они обсуждают по секрету, означает лишь разговоры «об этом», а не что-то конкретное. Подруги засматриваются на парней и мужчин, но пока не понимают зачем — поддаваясь бессознательному интересу. Важны им куда более лиричные метаморфозы. Дюна протестно разлюбила голубые леденцы-черепа и салки-догонялки. Песок в этом году не такой мягкий, разонравились ужастики, капли падают на пол тоже как-то не так — раньше они стекали по ногам на полной скорости. Все свои заметки об увиденном Дюна фиксирует на допотопную видеокамеру (смартфон обещают подарить осенью), казалось, составляя мозаику семейного разлада, а на деле — выискивая в этом беспорядке воспоминаний истину.

Режиссер Лартиго, как и в своем самом народном фильме «Голос семьи Белье» (на американской земле он стал аморфной оскароносной CODA), приводит семью к единому знаменателю от противного, через кризисы, ссоры и маленькие, безмолвные переживания. Все здесь учатся говорить не только о праздном. Тиаго и Сара друг с другом. Дюна — с окружающими ее друзьями и близкими, не замыкаясь на внутреннем цифровом монологе. 

«Всякая вещь живая, вопрос в том, чтобы разбудить ее душу», — цитирует Маркеса Тиаго. В фильме Лартиго ее тормошить не приходится, он задорен, остроумен, груб и полон безвинного детского восторженного нигилизма, который обыкновенно появляется в тот момент, когда начинаешь ставить под сомнение всю свою макровселенную. И так же легко, как появилось, это противление проходит. Опасно произносить, что грядущее лето будет лучшим — но, может, стоить дать шанс? Тогда все перестанет казаться мерзким, и нет-нет, да и придется признать, что синие черепа слишком вкусны, чтобы от них отказываться. Нужно будет попробовать красные, но, наверное, уже в следующем году. 



«Соколиное озеро» (Falcon Lake)

Вместе с семьей 13-летний парижанин Бастьен (Жозеф Энжель) останавливается у маминой подруги в квебекском шале на берегу озера. Загадочная — насколько обычно бывают девчонки постарше — 16-летняя дочь хозяйки Хлоя (Сара Монпти) неустанно сидит на берегу, украдкой хлещет вино и верит в байку о местном призраке, которую сама и выдумала. Бастьен начинает делить с девушкой не только комнату, но и коротать дни — из-за строптивой подружки, по которой невозможно не вздыхать, он даже забывает про свой Nintendo Switch. Разве не это любовь? 

#INSERT_ARTICLE#

Квебекское двоемирие ничем не отличается от любого каникулярного. Второплановые родители, не покидая террасы и прилежащего к нему сада, либо едят, либо монотонно переговариваются на языке взрослых — о налогах, работах и прочих заботах. За стенкой то у злосчастного Соколиного озера, то под одеялом детской комнаты — настоящая подростковая драма. Наивное чувство началось с широкого жеста: Бастьен принес Хлое банку холодного пепси — она в знак благодарности (не подавая вида) увела юношу из комфортного мира малышни (с чипсами и аниме) распивать красное полусухое из запасников родителей. Неопытность берет свое, не прошло и часа, как парижанина стошнило — спутница держать голову не стала, но полила из душа и приняла с ним ванну, как это бывает у подростков, без намека на что-либо, но пацан, что называется, «пропал». 

Бастьен, смущаясь и вытирая вспотевшие ладони о футболку, познает все прелести тактильной коммуникации. Полнометражный дебют инженю-актрисы Шарлотты Ле Бон («Пряности и страсти», «Прогулка») небезосновательно получил приз Луи Деллюка — важную французскую награду за лучший первый фильм — вместе с охапкой трофеев поменьше. Дни становятся короче. Дождик выбивает сердцебиение. Пломбир помогает от печалей. Соседский утырок с заячьей губой приударяет за Хлоей — и, кажется, нет большего @#$ака на всей земле. Ле Бон точно понимает и воспроизводит раздражающее и присущее (в разные моменты) любому подростку ощущение — быть лишним что в компании старших, что наедине с собой. С Хлоей хорошо, хоть и приходится выпрямлять осанку, чтобы казаться 14-леткой. Она романтизирует смерть, рядится в простыню, чтобы походить на призрака, и пытается до крови прокусить перепонку между большим и указательным пальцем — все не от больших радостей в личной жизни. Их роднит одиночество и секрет — а большего в этом возрасте и не надо. 

Ле Бон точна в фактуре. Первая сигаретная затяжка. Кресло в цветочек на берегу озера. Накаляканные рожицы дразнящей парочки на стене — хотя бы они останутся вместе. В привычке матери Хлои — разбивать сердца. С возрастом девушка наверняка оставит ни с чем многих парней, но сердце Бастиана разобьет не она, а неизбежный конец родительского отпуска. Наверное, если бы это был русский фильм, в финале играла бы песня Цоя «Скоро кончится лето» — к счастью, он заканчивается на выдохе. 

«Соколиное озеро» ограничено так же, как загородный отдых в четырех локациях. Герои по несколько раз пытаются прокусить свои руки, преодолевая инстинкт самосохранения, рядятся в простыни, злоупотребляют вином. Познав первые чувственные печали, по пути домой Бастьен наткнется на безголовую тушку бэмби-олененка — приз Деллюка это, конечно, хорошо, но сколько можно живописать конец невинности четвертованной животинкой? 



«Худшие» (Les pires)

Режиссер-дебютант (в 54 года) Габриэль (Йохан Хелденберг) находит в неблагополучном городе Пикассо (на севере Франции) нескольких подростков, которых берет на роли в своем фильме. Местные недоумевают — они-то считают этих детей «худшими». 

Кадр из фильма «Худшие»

«Вы нас стиг-матизируете», — обидчиво произносит одна из жительниц Пикассо, обращаясь к съемочной группе. Это произнесенное с нарочитой запинкой «стигматизируете» — и есть «Худшие», 100-минутный социальный ролик под Дарденнов, о том, что каждый имеет право на маленькое счастье, будь то роль в кино, придающая тебе значимости (прежде всего в своих глазах) или билет на концерт локального репера в качестве благодарственного режиссерского жеста. «Если такие дети есть, не нужно их показывать», — ссылаются на брезгливую реплику одного из соседских чиновников в кадре, тем самым объясняя даже самому несведущему зрителю рассеивающую тьму предрассудков, просветительскую силу искусства. 

Затравленных обществом детей показали — в кругу своих семей, взрослых, чьи лица измучены годами алкоголизма и бедности (на контрасте). Разницу между кино и жизнью — обозначили: в одном из эпизодов Габриэль разрешает подросткам оскорблять друг друга и драться по-настоящему (на камеру), потому что написанные им реплики не столь органичны, как реальность. Но при неоспоримых благих намерениях все это — киноправда «своими словами», пробный бесплатный сеанс психотерапии. Съемки закончатся. Группа уедет. Дети так и останутся худшими — теперь уже из зависти тех, кто не прошел кастинг. 


#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 10:40, 21 мая 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 21 мая, 10:40
«В этой жизни я турист»: слушаем альбом Джарахова «Эл»
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 20 мая, 19:04
От заявлений к откровению. BATO выпустил альбом 6lankname 2
Новости, Новости — 20 мая, 17:40
«Фандом Фест» объявил даты проведения
Образ жизни — 20 мая, 16:26
Что бы почитать? «Хип-хоп-поколение», «Все не то, чем кажется» и другие новые книги
Новости, Новости — 20 мая, 14:50
Дэкой дропнул альбом «Москвич»
Новости, Новости — 20 мая, 11:23
Жан-Люк Годар снимает кино в трейлере «Новой волны» Ричарда Линклейтера
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Музыка — 18 мая, 19:37
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Все звёзды и инфлюенсеры
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы