Обзоры, Кино — 29 мая 2023, 19:00

Искусство выживать. Рецензия на фильм «Переводчик» Гая Ричи

В прокат вышел «Переводчик» Гая Ричи, увлекательный фильм в котором Джейк Джилленхол путешествует по пустыне в предсмертной агонии, лежа на самодельных носилках. О том, почему этот значительный военный триллер — плоть от плоти картина его автора (в фирменном стиле и направлении мысли), рассказывает Антон Фомочкин.

За три года до вывода американских войск из Афганистана норовистый (положено по званию) мастер-сержант Джон Кинли (Джейк Джилленхол) вместе со своей разведывательной группой впустую глотает пыль, безуспешно выискивая склады с боеприпасами талибов («Талибан» (талибы) — организация, признанная террористической, деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. SRSLY). Образованные местные в обмен на иммиграционную визу и гарантированный переезд в Штаты (вместе с семьей) идут в переводчики и стоически терпят издевки соотечественников на тему прислуживания кафирам. Когда замызганный грузовик взрывается при досмотре, вместе со штаб-сержантом погибает проверенный толмач, и Кинли приходится нанять нового. В процессе выбора переводчика как рысака на базаре (нужен в хорошей форме) из шеренги выстроившихся кандидатов сержанту советуют того — «лысого с бородой»: Ахмед (Дар Салим) опытен и знает четыре языка, но «парень строптивый, помыкать собой не даст», придется «объезжать». 

#INSERT_ARTICLE#

Получив наводку, группа собирается посетить два объекта. По пути на первую точку инициативный и не в пример американцам проницательный Ахмед предупреждает засаду талибов. Вторая вылазка (туда, где действительно находится оружейный схрон) заканчивается бесперспективной перестрелкой в горах — в 120 километрах от базы, — по результатам которой в близлежащем леске удается спрятаться (и остаться в живых) только сержанту и его переводчику. Силясь выкарабкаться из плена каменистых карьеров и отбиваясь от теснения боевиков, Кинли получает ранение. Недолго думая, человек чести Ахмед принимается волочить товарища по импровизированной полосе препятствий до победного — пока не найдут либо свои, либо чужие. 

Принято полагать, что появление доппельгангера — предвестие смерти: этого предзнаменования побаивались цари, ждать беды всегда учила и большая литература. Кинли и Ахмед — двойники. Оба — механики по разные стороны океана. У Джона своя мастерская, бизнес благополучный, и в его отсутствие семейным делом на месте заведует супруга (Эмили Бичем). Ахмед при знакомстве поясняет, что разбирается во всем, где есть двигатель. Мужчину у Ричи всегда объясняло его дело, а еще имя или кличка, что по дворовым законам позволяет сразу получить и личную характеристику, и даже понять чей-то статус-кво. Шерлок Холмс — миф. Король Артур — миф в квадрате. Орсон Форчун — везунчик. Тренер из «Джентльменов» — воспитатель по жизни. Чего говорить про обезличенного Эйча (человека, которого не существует) в «Гневе человеческом» или Ави, Зака, Джейка (Авраам, Ицхак, Яаков) и золотого тельца Сэма Голда в сотканном по выкройке каббалы «Револьвере». 

#INSERT_ARTICLE#

Кинли — ирландское имя, означающее «светловолосый викинг» (проще говоря, white warrior). Соответствуя своему предназначению, персонаж Джилленхола — тот самый пресловутый «белый спаситель», которому долг (исполненный напарником по несчастью) не позволяет умереть, только лишь проползти чистилище в опиумном приходе (единственное обезболивающее, которым разживается Ахмед), а после вернуться, чтобы выполнить свою часть обета. Так вышло, что «Переводчика» стали рассматривать буквально, будто бы вычеркивая идентичность Ричи: американскую прессу возбудил политический подтекст фильма, а про его автора стали уверенно говорить, что тот повзрослел и перестал хохмить (оба утверждения, естественно, ложны). 

В кадре, как и всегда у британца, задорно язвят: в процессе очередной вылазки в город, планового обыска или посиделок в стенах родного американского форпоста у гриля с запекшимся стейком. «За трехчасовую поездку на Hummer по пустоши спина спасибо не скажет», — сухо и коротко посмеиваются уставшие мужчины. День в Афганистане — за два. С наслаждением, смакуя момент, члены группы Кинли разве что потягивают пиво. Тараторят, смеются и думают, наоборот, быстро — так же, будто за двоих. Но за остроумной болтовней всегда скрывались не менее важные для Ричи ремарки немые: переглядки, понятные и без слов. Равноудаленно по фильму Кинли и Ахмед обмениваются кивками, как бы заключая тот самый пакт — быть в одной связке. Дело чести в этой системе координат не требует пустословия, его соблюдение должно восприниматься как данность, но почему-то считается подвигом и проявлением силы воли (примета времени). Последующее решение американского правительства бросить Афганистан волнует кинематографиста на уровне убеждений — не по-пацански, вот и все


«Твоя работа переводить» — «Скорее интерпретировать (толковать)», — отвечает Ахмед. Так и Ричи интерпретирует истории частной жизни, складывая из них не меньше чем рыцарскую легенду. Он дает выдумке веса — снабжает каждого, даже третьестепенного члена отряда Кинли своим именем и кличкой, словно это докуфикшн; сопровождает титры фотографиями настоящих военных; отстраненно фиксирует будни на службе, время от времени подглядывая за героями с неба (оком дрона). Но все это, конечно, не более чем шахматная партия на минном поле, разыгранная по вечным учебникам. Структура «Переводчика» — re-volvo (не нужно пояснять, с какого фильма это пошло у Ричи), повторение, движение по спирали. Кинли и рад бы раскумариться в потаенной афганской кальянной до утра, но некогда. В этом краю все время лают собаки — не медлит и караван. 

Кровь, песок и слюни. Это напряженное путешествие, помимо своего приключенческого назначения, как и любая дорога, имеет куда больший масштаб, чем метраж на карте. Ключевое в фильме — не коллективный опыт, а культурологический. Неслучайно в руках Ахмеда появляется яблоко, а после он, как Сизиф, тащит самодельные носилки с Кинли в гору. И поездка на Меркаве (божественная колесница. — Прим. SRSLY) — это ли не повторенное дважды спасение? Зависит от того, чем награждает тебя этот путь — короной или терновым венцом. Что твое обещание, если не благословение и одновременно проклятие. Такой он, Guy Ritchie's The Covenant (в переводе с английского — «Завет Гая Ричи». — Прим. SRSLY).

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: пресс-служба
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Гай
Ричи
Актёр, Продюсер
Джейк
Джилленхол
Читайте также
Образ жизни — 16:05, 22 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих