Колонка, Музыка — 25 июня 2020, 16:02

Стриминг спешит на помощь. Борис Барабанов о том, как k-pop возвращает веру в онлайн-концерты

K-pop-группа BTS поставила рекорд для платного онлайн-концерта — 756 600 зрителей на пике просмотра. Борис Барабанов рассказывает о том, как корейский опыт вселяет надежду в отчаявшихся было концертных промоутеров.

Несмотря на то, что до полной победы над коронавирусом еще далеко, а скептики предсказывают вторую волну пандемии, музыкальная индустрия подводит кое-какие итоги прошедшего кризисного периода. Даже если болезнь вернется, эти три месяца можно расценивать как уникальный эксперимент над людьми, в том числе — над их потребительскими привычками. Едва ли не самый очевидный тренд этого времени — резкий рост онлайн-потребления всевозможного аудиовизуального продукта, в том числе музыки.

В недавнем материале ForbesLife о рынке онлайн-концертов сформулирована мысль о том, что без спонсорской поддержки такие выступления — не бизнес, и вся сверхъестественная статистика, которую приводят цифровые платформы, все эти миллионы кликов, о которых они сообщают, отчитываясь о концертах в интернете, — не более чем игра с цифрами. В тех случаях, когда музыканты тестировали модель выступлений за пожертвования, до самих исполнителей от этих донатов доходила лишь ничтожная часть. В России никто из больших артистов со стадионным потенциалом не рискнул сыграть за донаты, все выступили на деньги спонсоров и самих платформ. Никто из так называемых кассовых музыкантов не пошел ва-банк.

За рубежом совсем другая ситуация.

В начале лета рекорд по аудитории онлайн-концерта поставила корейская группа BTS. 14 июня главные герои k-pop сыграли программу под названием Bang Bang Con: The Live для 750 000 зрителей из 107 стран, каждый из которых заплатил за билет от 24 до 32 долларов. Доход от концерта составил 18 млн долларов. Это, конечно, совсем иной уровень разговора, нежели выступления в Сети русских поп-артистов, оплаченные рекламными бюджетами.  

Фото: Global Look Press

Продакшн концерта BTS был гораздо внушительнее, нежели привычные для нас декорации, напоминающие обычную телестудию с дополнительным концертным светом. Для BTS были сооружены две большие сцены и пять специально декорированных комнат. Зрители могли самостоятельно переключаться между шестью разными ракурсами. Кому-то нравился вариант «экран смартфона», а кто-то наслаждался общим планом с музыкантами и балетом.

756 600 зрителей (такова точная цифра в момент наибольшего числа подключений) — это эквивалент пятнадцати стадионных шоу, пишет профессиональное издание концертной индустрии IQ. И это не автоматический учет любого, даже секундного просмотра концертного эфира в ленте соцсети (что дает русским артистам цифры с шестью нулями), а реальные люди, купившие реальные билеты.

Такие показатели могла получить только группа с феноменальной фанатской поддержкой. 

Группа BTS была сформирована в 2013 году ведущей продюсерской компанией сегмента k-pop Big Hit Entertainment. На сегодняшний день это единственный корейский коллектив, чей альбом, благодаря усилиям фанатов, дебютировал в чарте Billboard 200 на первом месте и продержался там семнадцать недель. Это прошлогодний альбом Map Of The Soul: Persona.


100-минутный концерт Bang Bang Con: The Live вошел в историю как самый посещаемый виртуальный концерт, на который продавались билеты. Причем члены фанатского объединения ARMY, поддерживающего BTS по всему миру, имели возможность купить билеты на $8 дешевле, нежели обыкновенные зрители.

Талант зарабатывать онлайн BTS продемонстрировали еще год назад, когда вдобавок к 120 тыс. билетов, проданных на два концерта на стадионе Wembley, они реализовали еще 140 тыс. доступов к онлайн-трансляции этих концертов и заработали на этом дополнительные 3,5 млн фунтов.   

На первый взгляд, такие сенсационные цифры — удел только нескольких топовых артистов с очень молодой аудиторией, которая готова платить за любые варианты взаимодействия с кумирами. Однако, судя по последним событиям в американской концертной индустрии, онлайн-трансляции останутся на повестке дня и после того, как поразивший планету недуг отступит, а концерты вернутся в обиход.

Крупнейшие мировые концертные операторы — Live Nation и AEG — недавно заявили о радикальных переменах в отношениях с артистами. Теперь на плечи исполнителей ложится гораздо больше ответственности. Например, до выступления артисты будут получать только 10% от оговоренной в контракте суммы гонорара, и то — только при выполнении маркетинговых обязательств. Остальное — после концерта. А если концерт отменен из-за плохих продаж билетов, артист получит только 25% фиксированного гонорара. То есть теперь артистам не так-то просто будет отказывать журналистам в интервью — работа со СМИ впрямую сказывается на их заработке. Что же касается онлайн-трансляций, то теперь музыканты обязаны обеспечить съемку своих выступлений и передать сигнал партнеру — телекомпании или стриминг-сервису. А работа со спонсорами, которые чаще всего и финансируют трансляции, полностью переходит в зону ответственности промоутеров. Отныне артист не может запретить устроителю выступления осуществлять стриминг концерта под брендом спонсора.

Так промоутеры снижают свои риски. Формат, который в упомянутой статье ForbesLife назван «историей на один раз», приживается не только как вариант домашнего досуга, но и как источник дохода. Надо только научиться этот доход извлекать.   


Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 22:28, 27 января 2021
«У песни про чувства больше шансов стать популярной». Интервью с Фогелем
Новости, Новости — 27 января, 22:28
Николай Дроздов завел аккаунт в тиктоке
Герои — 27 января, 21:46
«Каторга в цветах». Интервью с артистами балета
Герои — 27 января, 19:55
Об экзистенциальных кризисах, рисках в кино и свободе в сериалах. Интервью с режиссером Петром Тодоровским
Новости, Новости — 27 января, 17:40
«Стараюсь себя дозировать»: Юрий Дудь отказался приходить в видеоподкаст к Сергею Мезенцеву
Кино — 27 января, 15:18
«Рассекая волны» Ларса фон Триера глазами Гордея Петрика
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 января, 14:49
Один клон TikTok купил другой. Clash и Byte станут единым приложением
Новости, Новости — 27 января, 14:21
Роберт Родригес работает над перезапуском «Детей шпионов»
Новости, Новости — 27 января, 12:56
В Москве отменили «удаленку» и сняли запрет на работу заведений в ночное время
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 27 января, 10:23
Томас Тухель стал главным тренером «Челси»
Новости, Новости — 26 января, 23:40
Вышел трейлер нового мультфильма Disney «Райя и последний дракон» от продюсеров «Моаны»
Образ жизни — 26 января, 20:34
ЖатропеР: день рождения Ольги Бузовой
Музыка — 26 января, 16:07
Почему Stardust важен. Барабанов, Ганкин и Артемьев о том, как Дэвид Боуи живет в кино и литературе
Новости, Новости — 26 января, 14:29
Александр Гудков и Иван Дорн стали новыми ведущими «Орла и Решки»
Новости, Новости — 26 января, 13:53
ВКонтакте появилась платформа «Музейный гид». Там актуальная информация о выставках, подкасты и видеоэкскурсии
Новости, Новости — 26 января, 13:09
Мерч для тех, у кого нет PS5, но очень хочется: Sony выпустила набор c бутылкой, кепкой и наклейками
Новости, Новости — 26 января, 10:48
Почему Милохин не появляется в шоу «Пусть говорят»? Рассказывают сам Даня и Ярослав Андреев
Новости, Новости — 26 января, 08:17
Майли Сайрус выступит с концертом в тиктоке в честь Суперкубка
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 января, 21:47
Warner Bros. разрабатывает сериал по вселенной «Гарри Поттера». Пока это слухи, но надежда есть
Новости, Новости — 25 января, 18:18
Катя Адушкина записала кавер на трек Арианы Гранде Dangerous Woman
Музыка — 25 января, 17:27
Новое в музыке за неделю: Jarryd James, RHYE, Антоха МС, Billie Eilish & ROSALIA
Образ жизни — 25 января, 16:10
Инстасамка оскорбила курьера «Яндекс. Еды». Реакция других блогеров на конфликт
Новости, Новости — 25 января, 13:04
Центр цифрового искусства Artplay Media открылся после реновации
Новости, Новости — 25 января, 11:49
Как мигрантам из Ближней Азии живется в России? Разобрались на ютьюб-канале «Урюк и клюква»
Новости, Новости — 25 января, 08:55
У Ани Покров новый трек — «Последний предатель». В тиктоке все уже плачут
Кино — 25 января, 00:49
«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?
Новости, Новости — 24 января, 22:08
Вышел трейлер «Годзиллы против Конга»
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)