Колонка, Образ жизни — 15 июня 2020, 16:09

Бесшумная сенсация. Борис Барабанов о первом в истории альбоме, записанном роботом

Разработка робота, способного не только исполнять песни, но и сочинять их, на протяжении нескольких лет велась в технологическом колледже Georgia Tech (Атланта). Руководил этой программой профессор Джил Вайнберг. Вместе со своими студентами он учил роботов играть на маримбе, танцевать под музыку, импровизировать на готовые музыкальные темы. В марте нынешнего года появилась информация о том, что его машина, получившая имя Shimon, обрела способность сочинять музыку и тексты песен, создавать для них аранжировки и наконец — петь. Как сообщали в Georgia Tech, робот изучил 50 тысяч текстов и мелодий, относящихся к джазу, прогрессив-року и хип-хопу. Было объявлено о выходе в апреле первого альбома Шимона и последующем турне. Правда, тогда, в марте, мало кто верил в то, что новый робот, внешне отдаленно напоминающий Марвина из «Автостопом по галактике», сможет давать концерты — по домам уже сидели и музыканты, и зрители. Но альбом был готов, оставалось только залить его на цифровые платформы.

По словам Ричарда Сэйвери, одного из разработчиков и аккомпаниаторов Шимона, в этом альбоме команда сделала акцент на сотрудничество робота и живого автора, несмотря на то, что Шимон в состоянии сочинить песню от начала до конца, пользуясь только заданной коллегами-людьми темой. «У нас, как и в любой группе, есть слабые и сильные стороны, — рассказывал Сэйвери изданию IEEE Spectrum, — и в нашем случае никто не умел писать тексты песен, кроме Шимона. Он получал ключевые слова, например, "земля" и "человечество", и на их основе строил текст. В помощь ему также была мелодия песни. Сначала он работал с понятием "земля", затем переходил к близким или противоположным по смыслу — "мир", "океан" и другие».      

Среди прочих удивительных свойств Шимона его разработчики отмечали способность «отличать хорошее от плохого», что само по себе звучало как сенсация. Фактически речь шла почти о том, что у Шимона есть «вкус» — абстрактное качество, которое, казалось бы, невозможно описать при помощи кода.

В клипе, снятом для продвижения первого сингла Шимона Into Your Mind, роботу подыгрывали пять живых музыкантов (ритм-секция, два гитариста и профессор Вайнберг на клавишных), а Шимон аккомпанировал себе на маримбе. Назвать его в полном смысле «антропоморфным» роботом было бы преувеличением — у него, например, восемь рук. Но в его голосе было определенное обаяние. И, если не знать, что поет робот, уловить в нем оттенки «электронного» тембра сложно. Он звучит гораздо более естественно, нежели голос робота из любого фантастического фильма. И гораздо более по-человечески, чем обработанные автотюном голоса сегодняшних поп-звезд.

23 апреля вышел полноценный альбом артиста, чье официальное имя — Shimon The Robot. Он называется Shimon Sings и содержит 11 песен, первая же из которых, Biological Inclusion, включает в себя рэп-элементы и трэповую перкуссию. На нескольких дорожках обнаруживаются партии трубача и рэпера Дэшила Смита. Обязательно послушайте трек Children Of Two, в котором Дэшил Смит устраивает с Шимоном настоящий рэп-баттл.

Чувство рифмы и способность мгновенно подбирать нужное слово — одно из тех качеств робота, в которые сложно поверить с ходу. Как и в идеальное многоголосие в песне Consciousness Performs. Как и у любого начинающего артиста, у Шимона на альбоме есть кавер-версия — Under My Thumb The Rolling Stones. Шимон даже успел подготовить к релизу альбома актуальный номер на тему пандемии — трек Pandemic Hope, который на пластинке предваряет полуминутный Pandemic Slam. 

Если говорить о стиле альбома в целом, то это, скорее всего, прогрессив-рок и джаз-рок, подновленные средствами хип-хопа. Как сказано в одном из анонсов релиза, звучит это все «устрашающе по-человечески». Может быть, это еще одна составляющая сенсации: многие сегодняшние хиты в гораздо большей степени производят впечатление сделанных машиной в соответствии с алгоритмом, нежели песни, написанные восьмирукой железкой.

Мне бы очень хотелось прочитать более подробный анализ уже вышедшего альбома. Его ведь можно послушать на всех цифровых сервисах. Но вот какая штука. Рецензий на Shimon Sings я не нашел ни на одном из авторитетных ресурсов, отслеживающих все новое и необычное в музыке. Ни положительных, ни отрицательных. Если же заглянуть на ютьюб-канал Georgia Tech, то можно обнаружить, что ролики с Шимоном редко набирают хотя бы две тысячи просмотров. Рекорд — Into Your Mind, 22 тысячи просмотров.

Нам казалось, что в период пандемии любой оригинальный контент получит гораздо больше внимания, чем обычно. Люди сидят дома, ищут в интернете интересное и новое. Можно, конечно, сказать, что внимание от альбома Shimon The Robot отвлекли пандемия и волнения в США. Но цифры, которые показывают песни робота, это совсем катастрофа. Ролик с рэп-баттлом человека и машины может набрать 1,2 тысячи просмотров только в том случае, если стоящие за этим проектом люди намеренно не будут делать ничего для того, чтобы о нем узнали за пределами научного сообщества. Те, кто научил машину сочинять песни, оказались никудышными пиарщиками. Роботу пора подумать о смене менеджмента.


Фото: www.shimonrobot.com
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Бизнес — 22:12, 22 января 2021
Миллионы дизлайков, дельфины Шипа, Wylsacom и iPhone. Топ блогеров за 2020 год
Герои — 22 января, 22:12
Почувствуй мой бицепс. Диджей-дуо Bicep о новом альбоме Isles, будущем техно и схожем менталитете ирландцев и россиян
Новости, Новости — 22 января, 18:54
Опубликовано самое детальное изображение «Девушки с жемчужной сережкой»
Новости, Новости — 22 января, 17:39
Почему сериал «Секс в большом городе» безнадежно устарел? Объясняет «Маша, давай!»
Новости, Новости — 22 января, 16:51
Что станет с искусством после пандемии? Выясняет Сергей Шнуров
Новости, Новости — 22 января, 15:55
Что показали на презентации Resident Evil Village: новый трейлер, бесплатное демо и дата выхода
Новости, Новости — 22 января, 14:52
Сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон
Образ жизни — 22 января, 13:00
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Beach Bunny, священник и пельмени
Новости, Новости — 22 января, 12:35
Премьеру фильма «Не время умирать» опять перенесли
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 22 января, 10:15
HBO снимет еще один приквел «Игры престолов»
Новости, Новости — 22 января, 08:55
«Ля ты крыса» теперь не только мем, но и трек группы «Пиджаков»
Образ жизни — 21 января, 20:51
Рецензия на Hitman 3. Он придет, он будет добрый и ласковый
Новости, Новости — 21 января, 19:19
Apple выпустит шлем виртуальной реальности в 2022 году. Будет дорого
Новости, Новости — 21 января, 18:46
Ученые нашли способ «омолаживать» мышей с помощью «гормона спорта»
Новости, Новости — 21 января, 17:49
«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» будут блокировать пользователей за неуважительное отношение к курьерам
Герои — 21 января, 16:30
О буллинге, любви к себе и фотошопе. Интервью с блогером Катей Новиковой
Новости, Новости — 21 января, 16:18
H&M и Lee выпустили коллекцию экологичного денима
Новости, Новости — 21 января, 15:23
Роналду стал лучшим бомбардиром в истории футбола: он забил 760 голов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 января, 14:01
«Познер Online» удалит аккаунты в социальных сетях. Проект переходит в телеграм
Новости, Новости — 21 января, 13:31
Английская полиция сорвала вечеринку. Ее участники утверждали, что не знали о существовании пандемии
Новости, Новости — 21 января, 11:23
Новый этап снятия ограничений в Москве: музеи возвращаются к работе, а кинотеатры увеличивают количество зрителей
Новости, Новости — 20 января, 21:19
Почему Ваня Усович отказывался от участия в «Что было дальше» и когда он запустит ютьюб-шоу? Узнали в подкасте «Время от времени»
Кино — 20 января, 20:03
Супергерои не сдаются. Краткая история Marvel Studios
Новости, Новости — 20 января, 19:28
Главную роль в приквеле «Чарли и шоколадной фабрики» могут сыграть Тимоти Шаламе или Том Холланд
Новости, Новости — 20 января, 18:27
Ученые посчитали углеродный след напитков Starbucks
Новости, Новости — 20 января, 12:08
Повар из мема Salt Bae теперь тоже в тиктоке
Герои — 19 января, 19:38
Про Рона Уизли, семью и алкоголь. Интервью с Рупертом Гринтом
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)