Очевидно, что название альбома отсылает к Хемингуэю. Насколько я помню, «Прощай, оружие!» — это роман о двух любящих людях, чьи отношения разворачиваются в декорациях агрессивной реальности. Насколько это применимо к сему альбому?
На все 100%. В момент написания пластинки я читал роман в очередной раз и понял: то, что я делаю, созвучно с тем, что происходит в книге. Для меня в этом романе важнее ощущение того, что главные герои никому ничего не должны, а просто обязаны заниматься только друг другом. Я полностью разделяю эту мысль.
Почему нет запятой в названии?
Это сделано намеренно, чтобы оставить возможность для интерпретации. Если нужна кому-то запятая, он может поставить ее сам. Не в этом суть. Суть именно в самом говорящем названии, в которое каждый для себя может вложить собственный смысл.Как происходила работа над альбомом?
Я проводил много домашних компьютерных экспериментов, результаты которых фиксировались в рабочих проектах. Что-то я просил сыграть ребят, которые со мной работают, или предлагал им один из набросков, и они мне в ответ — варианты гитарных партий, клавишных или басов. И дальше я уже продолжал работать с тем, что они мне дали. В какой-то момент набрался критический материал, из которого можно было собирать финальные треки. Многое не вошло, что-то кардинально поменялось в процессе доведения до ума. Когда уже был понятен примерный трек-лист, я написал слова, и так получилась эта пластинка.
Почему что-то не вошло? Оно не совпадало по настроению, было недоработанным?
Да, скорее, не вошло то, что мне казалось материалом из другой пластинки. Возможно, будущей. Какие-то номера, казалось, относятся к прошлым моим поискам, и они остались за бортом.
По саунду заметно, что ваша симпатия к My Bloody Valentine и шугейзу 90-х с годами только крепнет.
Этот коллектив – одно из моих больших впечатлений юности, и в принципе уникальная группа. То, что они делали, в таком объеме, воспроизвести никто так и не смог. То, что делается сейчас — бледные тени того, что, на самом деле, они вытворяли. Даже их собственный последний альбом!Какой объем из альбома вошел в концертную программу, и насколько концертные версии отличаются от студийных?
Мы максимально (где-то на 75−80%) обновили концертную программу. Играем почти все новые треки и многое из предыдущих пластинок. Большинство песен, до этого момента, никогда не исполнялись на концерте или игрались очень давно, но по настроению подходят к новому материалу.
Поэтому, когда начнется тур, мы будем следить за тем, что происходит, как укладываются песни в трек-листе, как они влияют на слушателей. Возможно, будем что-то менять, что-то выкидывать, как это обычно и происходит. Так, реальная, настоящая концертная программа должна сложиться через выступлений пять-шесть.
Часто бывает, что артисты неохотно играют новые треки, потому что люди просто их еще элементарно не выучили, не привыкли и с полуслова не узнают.
У меня другая ситуация. Мне, наоборот, больше нравится всегда играть что-то новое, нежели старое, которое уже пережито много-много раз. Оно на меня не производит должного эффекта.Прямо в процессе концерта бывает, что зрители скандируют, требуя какую-то песню? Бывает, что зал влияет на ваш выбор следующей композиции?
Нет, не бывает такого. Мы подходим к концерту как к определенного рода спектаклю. Важно расположение треков, очень важно, что за чем идет — это влияет на зал. Поэтому мы не можем по ходу пьесы менять какие-то акты.Вы чувствуете катарсис, когда этот спектакль завершен?
Иногда бывает — да. Но часто, в силу множества причин (как технических, так и эмоционально-физических), что-то не совсем получается. Но порой происходит и так, что все складывается отлично.
Как вы оцениваете прогресс в сфере российской концертной индустрии?
Все становится намного лучше, намного профессиональнее, намного качественнее как по звуку, так и по специалистам, которые работают с этим звуком. Как в крупных городах (в Москве, Питере, Екатеринбурге), так и в городах поменьше уровень стал намного выше, и без особого страха можно выступать на площадках, на которых до этого не выступал.
Какие условия нужны вам, чтобы сконцентрироваться на написании музыки и стихов?
Ничего специального. Может быть, я всегда в этих условиях нахожусь. Так или иначе, каждый день я что-то делаю: то ли для концерта, к которому готовимся, то ли какой-то новый трек. Я всегда нахожусь в процессе — для меня это рядовая, бытовая ситуация. Если я что-то не делал сегодня в сфере творчества, то это странно.Насколько вы непритязательны в гастрольной жизни?
Сейчас сложность гастролей заключается в логистике. Нужно грамотно совместить перемещение по стране (если, скажем, мы по России гастролируем) с отдыхом, со сном, потому что это самая важная часть, лично для меня, в любом туре.
Поэтому перед тем как отправиться в подобное путешествие, мы стараемся тщательно продумывать именно возможность поспать хотя бы восемь часов в сутки.
Вы часто на концертах играли на ударных пэдах — от Roland по-моему.
Давно на них уже не играю. Теперь у меня есть устройство, которое называется Monotribe. Оно издает приятные, шипящие, нойзовые звуки. Иногда я позволяю себе использовать их, в определенных моментах, в качестве усиления.
Расскажите, как родилась идея клипа GN-z11?
Мы отталкивались от звучания самого трека. Несмотря на текст, он все равно оставляет веселящее впечатление — и рождает ассоциацию с подобного рода видео. Решено было использовать эстетику с космическими рейнджерами — был такой сериал, да и сейчас есть. Он, конечно, намного круче выглядит, но мы попытались примерно что-то такое воспроизвести. Скорее всего, мы просто развлекались, решив, что будем работать в таком ключе, потому что до этого такого никогда не делали. Было забавно.
Как вы выбирали команду для работы?
Мы работали с командой Hot Pixel Media. Мы давно к ним обращаемся, поэтому особо не выбирали, с кем нам сотрудничать. Они, так сказать, продолжение нас в сфере видео. Я, к сожалению, не знаю лично ребят, которые занимались графикой, их привлекли Hot Pixel Media.
Какие еще будут выходить видео в связи с этим альбомом?
В работе находится еще один видеоклип. Мы его сняли, на днях будем приступать к монтажу. Надеюсь, как раз до концерта закончим его.