Если Эдвард — это про абьюз, то Джейкоб — это про что?
На самом деле к Джейкобу накопилось не меньше вопросов. Он кажется классным другом, который всегда рядом и готов помочь, но одновременно с этим Джейкоб на протяжении всей истории «Сумерек» манипулирует чувствами Беллы. Ему, конечно, не нравится Эдвард по разным причинам, и к тому же нравится девушка. Поэтому он требует ее внимания, применяя разные манипулятивные приемы, из-за чего Белла постоянно чувствует вину.
Помните самую яркую иллюстрацию абьюза в Сумерках? Что это была за сцена?
В «Сумерках» каждая сцена — иллюстрация какого-то психологического насилия со стороны Эдварда. Наиболее ярким точно стала сцена, где Эдвард проник в комнату Беллы и смотрел на нее спящую без ее ведома, нарушив ее личные границы. А еще на протяжении всего первого фильма Эдвард активно играл в эмоциональные качели, то приближаясь к Белле, то отдаляясь от нее.
Давайте поясним, почему бежать?
Несмотря на то что «Дьявол носит Prada» — это (опять же!) романтизированная карьерная история из мира глянца, ее нельзя назвать здоровой. Перспективы, которые доступны Энди, — работа 24/7 с токсичным руководством, которое ни во что ее не ставит, да еще и насмехается над тем, как она выглядит. Это постоянная работа в условиях «принеси-подай» и «сделай все, что я хочу, даже если мир рушится». Конечно, как любая красивая история, она заканчивается хорошо, и нам кажется, что это все было на пользу девушке. Можно смотреть на это как на жизненный урок (кто из нас не сталкивался с кринжовым начальством!), но все же единственное классное, что есть в работе Энди, — это строчка о том, что она работала в лучшем глянце Нью-Йорка.
Как думаете, почему изначально Энди готова была войти в этот мир глянца?
Остается загадкой! Ведь Энди, только закончившая университет, хотела устроиться в газету и писать о социальных проблемах. Она приехала покорять Нью-Йорк и пыталась найти работу. Из вариантов оставались «Подиум» или «Мир Авто». Из двух зол Энди, как и любой нормальный человек, выбрала глянец. Как минимум, там больше перспектив.
И что ей помогло в итоге отказаться от этих перспектив?
Эта история помогла Энди обрести себя. Мы видим трансформацию героини: из застенчивой и не ценящей себя девушки она превратилась в уверенного в себе человека, который не готов терпеть к себе неподобающее отношение. Именно поэтому она в том числе расстается со своим парнем, уходит из «компании мечты». Она теперь понимает, чего она хочет, знает, что ее путь — другой. Уверенность в себе и своем будущем помогает Энди принять непростое решение.
Если продолжить тему отношений, насколько ее отношения с парнем были здоровыми? Ведь, если углубляться, он не принял изменений в ней, не поддержал ее мечту.
Отношения Нейта и Энди нельзя назвать здоровыми. На протяжении всего фильма парень осуждает Энди за то, что та изменилась. Он говорит, что работа в глянце (которую она раньше презирала) сделала ее не той, к которой он привык. И, конечно, тот факт, что он не поддерживал ее на этом сложном пути сыграл большую роль в расставании.
Отношения Аче и Баби — это про созависимость? Когда каждый из партнеров пытается решить свои проблемы с помощью другого?
Отношения Аче и Баби не только про созависимость, но и про манипуляции, психологическое насилие и другие приколы. Баби — хорошая девочка, которая через Аче познает другой мир, отличный от ее собственного. Мир, в котором есть место насилию, опасности и адреналину. Аче же так сильно любит себя, что каждый раз пытается самоутвердиться за счет привлекательности, силы и власти.
Есть ли в их отношениях вообще место любви?
Их отношения существуют в коротком промежутке времени, а потому ни о какой любви говорить не приходится. Конечно, им кажется, что они познали дивный новый мир, встретившись друг с другом, но на самом деле каждый из них закрывает свои проблемы через другого человека.
Можно ли примеры цитат, о которых говорилось выше?
Там их очень много.. Но вот хайлайты:
Назад дороги нет. И ты чувствуешь это. Ты пытаешься вспомнить, в какой момент все началось, и понимаешь, что началось все раньше, чем ты думал. Гораздо раньше. И в тот самый момент ты понимаешь, что все в жизни бывает лишь однажды. И как бы ты ни старался, тебе никогда не пережить те же чувства снова. Тебе больше никогда не подняться на три метра над уровнем неба.
Для меня одна минута с тобой – счастье, другая – ад.
Ты не найдешь такого, как он. Ты найдешь того, кто сделает тебя счастливой.
Какова главная проблема Тома, на ваш взгляд?
Том очень сильно идеализировал Саммер, из-за чего в какой-то момент он влюбился уже не в нее настоящую, а в ту ее версию, которую создавал в своей голове все это время. Он фокусировался на поверхностных вещах вроде ее вкуса в музыке (она же единственная девушка, которая слушает The Beatles), родинке в форме сердечка и челке как у знаменитых актрис прошлого века. Но при этом абсолютно не слышал ее, когда она сто раз на минуту хронометража говорила, что не хочет отношений. Поэтому в какой-то момент его сказочные ожидания разбились о грустную реальность. И вместо того, чтобы принять ситуацию как взрослый человек, Том устроил тантрум, свойственный людям в пубертате.
А проблема Саммер?
Проблема Саммер же заключалась в том, что она продолжала тусоваться с парнем, которому она явно нравилась, но с которым откровенно не хотела иметь ничего общего. Все точки над и были расставлены почти в самом начале, но она почему-то решила продолжить приятно проводить с ним время и в каком-то смысле давала ложную надежду на то, что однажды они окажутся вместе и будут жить самую красивую жизнь.
Какая девушка нужна Тому?
Возможно, для начала Тому нужно научиться любить людей, а не их вымышленную версию. Но глобально ему нужен кто-то, кто не будет заставлять его чувствовать себя недостаточно крутым, недостаточно желанным и недостаточно успешным – как будто именно поэтому он в отношениях с Саммер пытался все идеализировать в своем воображении, ведь его комплексы не давали ему адекватно смотреть на ситуацию.
Какова основная причина того, что их отношения терпят неудачу?
Столкновение воображения и реальности.
Фильм, научивший нас настоящей дружбе и тому, что наши травмы не делают нас худшими людьми.
А как лет 10 назад воспринимался этот фильм? Поменялись ли с годами герои, которым вы сопереживаете?
10 лет назад мы, наверное, не замечали того количества проблем, на которые обращает внимание Чбоски в фильме. Нам не так откровенно бросались в глаза проблемы в отношениях Чарли и Мэри-Элизабет и насколько абьюзивными были отношения его старшей сестры. Мы не понимали всей сложности положения Сэм и не замечали, что за всеми шутками Патрика скрывается вселенская боль в душе. Потому что в 13 мы еще не были на их месте и не могли сочувствовать так же сильно, как сейчас.
Какая она настоящая дружба?
Настоящая дружба в поддержке, в принятии, в заботе. В компании Сэм и Патрика Чарли открывается другой мир, с трудными моментами которого ему помогают справиться друзья.
Краткий экскурс в кибербуллинг и привилегерованность, который взрастил не одно поколение.
На ваш взгляд, как много в сериале идей, актуальных по сей день?
В «Сплетнице» на самом деле много хорошего, особенно учитывая, что сериал выходил в начале 00-х, когда социокультурный контекст был совершенно другим.
В конечном счете в основе всех сюжетных линий лежат дружба и любовь. Мы точно знаем, что каждый из главных героев максимально предан своим близким и пойдет на все, чтобы защитить тех, кто им дорог. То, как они показывают свои чувства, зачастую вызывает вопросы, но тем не менее факт остается фактом. Чего только стоят эти бесконечные мемы в интернете про 3 слова 8 букв.
Насколько реалистичными получились финальные пары в сериале?
Мы до конца своих дней будем отрицать финальные пары в сериале, потому что не существует ни одной версии вселенной, в которой пара Серена + Дэн будет лучше пары Серена + Нейт. Все еще кажется, что даже с точки зрения базовых жизненных ценностей второй вариант смотрится более гармонично, да и Серена в отношениях с Нейтом в одном из последних сезонов выглядела очень счастливой. Плюс, мы готовы отдать все на свете, чтобы Руфус и Лили были вместе, потому что они лучшая пара во всем сериале.
Чак и Блэр — самое токсичное дуо на планете, но при этом их союз как будто является самым логичным из всех в этом сериале. Кто еще простит своему парню обмен себя на отель…
Можно ли сказать, что «Сплетница» в каком-то роде заложила основу культуры отмены?
Вряд ли «Сплетница» — напрямую про культуру отмены, потому что, несмотря на все свои ужасные поступки, главные герои не то что не несут за них никакой ответственности, они еще сильнее укрепляют свое положение в обществе.
«Сплетница» скорее дала зеленый свет созданию бесконечных блогов вроде любимого нами Deux Moi, которые выносят на всеобщее обозрение последние сплетни из мира звезд, подкрепленные фотками почитателей блога и «наиболее надежных источников».
Росли, восхищаясь Кэрри Бредшоу и ее свободой во всем, но, когда выросли, поняли, что лучше быть ее тотальной противоположностью. Пусть и менее свободные, но более обезопасенные.
Насколько сейчас устарели идеи из сериала? А сами героини? Можно ли сказать, что самой актуальной героиней остается Саманта?
Многие идеи из «Секса в большом городе» для поколения зумеров выглядят максимально оторванными от реальности, потому что мы уже не можем представить себе тот мир, в котором живем, как Кэрри Бредшоу, и покупаем себе каждый месяц по сто пар новых Manolo Blahnik (а нам очень хотелось бы).
Если соотносить половину высказываний главных героинь с современными постулатами «правильности», волосы встанут дыбом: изобилие гомофобных и мизогинных шуток уже ни за что бы не попали в эфир, если бы шоу снималось сейчас. Единственной, кто хоть как-то прошел тест временем, стала Саманта. Что тогда, что сейчас она остается самой прогрессивной героиней, которая не смотрит свысока ни на кого, только если это не единственный ее бывший, посмевший разбить ей сердце.
А если говорить о продолжении сериала, как относитесь к нему? Какие мысли оно вызывает? Есть ощущение, что это тоже далеко от реальности?
Продолжение сериала вызывает смешанные эмоции, потому что, с одной стороны, попытки героинь быть современными периодически выглядят слишком натужно, но, с другой, – сейчас шоу ориентировано уже на совсем иную, более взрослую ЦА, из-за чего именно такой формат является наиболее логичным.
Нам очень понравилась сюжетная линия о детях Шарлотты и ее пути к принятию того, что они очень разные и не всегда будут соответствовать ее представлениях об идеальном, но тем не менее они не станут менее прекрасными и любимыми. Да и то, как Кэрри справляется с утратой и пытается адаптироваться под современные тренды, тоже выглядит достаточно забавно и свежо. Единственное, что в «И просто так…» кажется совсем уж странным – развитие Миранды, которое выглядит очень ломаным и абсурдным, но мы ждем второго сезона, чтобы сделать финальные выводы.
Одержимость Кэрри Мужчиной мечты — это про что? Про зависимость?
Наверное, одержимость Мужчиной мечты была вызвана тем, что он полностью соответствовал всем параметрам идеального партнера для Кэрри, но при этом никогда не подпускал ее максимально близко к себе. Из-за этого сохранялась постоянная интрига, элемент азарта, которого Кэрри так не хватало в отношениях с другими партнерами. Тот же самый Эйден, например, намного приятнее и стабильнее в своем желании быть с ней, но его стабильность и является проблемой: она точно знает, что он скажет или сделает в следующую секунду, ей с ним становится скучно. А Мистер Биг – человек-аттракцион, никогда не знаешь, что произойдет дальше.
Думаем, они остались вместе, потому что поняли, что являются двумя частями одного немного безумного целого. Потому что только он принимает ее такой, какая она есть, со всеми ее странностями и вредными привычками. А она принимает его с присущим ему холодом, скрытностью и желанием никогда не расширять их семью.
«Секс в большом городе» — это вообще про дружбу? Ведь та же Кэрри часто проявляла себя, как не очень хорошая подруга.
«Секс в большом городе» — про все сразу: и про дружбу со всеми ее взлетами и падениями, и про отношения во всем их многообразии, и про попытки найти свое место в мире, и даже немного про феминизм, и про материнство, и про зависимости, и про все-все-все. Что круто, каждая из тем раскрывается достаточно широко и позволяет взглянуть на нее с разных ракурсов, позволяет за счет вымышленных персонажей проходить школу жизни, не набивая шишки самостоятельно.
В каком возрасте идеально посмотреть этот сериал? Могут ли сюжетные линии зацепить условного взрослого 25+?
SKAM — сериал, который изначально ориентирован на школьников, но в то же время нам по 23, мы на регулярной основе пересматриваем все сто его версий. Кажется, в этой истории каждый сможет найти что-то для себя, потому что поднимаемые в ней темы максимально универсальны: все мы страдаем от неразделенной любви, ссор с друзьями и попыток понять, кто мы такие и чего хотим от жизни. Из года в год меняется лишь восприятие этих проблем, но не факт их наличия у каждого из нас.
Чем этот сериал лучше других проектов о подростковой жизни?
Главным секретом успеха сериала стал тот факт, что подростков здесь играют реальные подростки, которые выглядят как реальные подростки. То есть ты уже даже визуально можешь им сочувствовать больше, чем условным школьникам из «Ривердейла», которым в реальной жизни уже под 30. Плюс, тут та же история, что и с «Эйфорией» – максимально широкая репрезентация максимально широкого спектра проблем, с которыми сталкиваются школьники на ежедневной основе. Но, если в «Эйфории» это все происходит в немного оторванных от реальности декорациях, то в SKAM все очень заземлено. Мы все узнаем этих героев, потому что либо сами ими являемся, либо знакомы с ними в реальной жизни.
Да и вообще, создатели совершили переворот с точки зрения маркетинга. Например, шоураннеры создавали реальные аккаунты в соцсетях для персонажей и вели их на регулярной основе, отрывки серии заливались в течение недели, чтобы сохранялся эффект присутствия персонажей в наших жизнях (будто это наши друзья, с которыми мы периодически сталкиваемся и разделяем важные жизненные моменты). Те же скрины переписок между героями – туда же, к эффекту единения зрителей и абсолютно выдуманных персонажей. Из-за этого люди любили всех героев как собственных друзей и уже не представляли без них своей жизни.
С чем связана переоценка героинь? Почему в детстве хотелось быть как Нура, а теперь нет?
В подростковом возрасте казалось, что Нура – идеальная во всем: от того, как она выглядит (красная помада была куплена только ради того, чтобы косплеить ее на переменах), до ее жизненной философии. Но с годами стало понятно, что она больше всего страдала как раз из-за того, что не давала себе возможность выдохнуть и расслабиться, ей всегда нужно было быть оплотом прогрессивности и стабильности. Из-за этого желание быть ей постепенно отпало — мы и так оказались в той же позиции заложников собственного перфекционизма.
В этом плане та же Эва стала выглядеть чуть круче: она прекрасно понимала, кем она является со всеми своими плюсами и минусами. Она не корила себя за ошибки, а относилась к ним как к возможности расти и учиться. И такой подход стал нам со временем намного ближе.
Правильно ли понимаю, что со временем второстепенные персонажи вышли на первый план? Или они более современные (то есть тогда они опережали время)?
Со временем нас просто перестали так сильно беспокоить красивые братья Сальваторе, и фокус сместился на то, как развиваются остальные персонажи. Основное трио — Елена, Деймон и Стефан — по сути крутится вокруг одного и того же, особенно не меняясь с первой серии вплоть до самого конца.
Бонни и Кэролайн, например, вырастают из неуверенных в себе, местами капризных девчонок в настоящих легенд, которые своей силой миллион раз спасают Мистик-Фоллс. Не сказать, что они более продуманные по сравнению с другими, просто в их случае фокус был направлен не столько на романтическую линию, сколько на их личные достижения.
А вы сами кого из братьев поддерживали? Почему?
Я, Алёна, почетный член фан-клуба Стефана Сальваторе, потому что он хоть как-то балансировал на грани добра и зла, чего нельзя сказать о Деймоне большую часть сериала. Думаю, что, если буду пересматривать шоу сейчас, ситуация не сильно изменится — разве что смещу внимание в сторону Клауса.
Хейтеры обвиняли «Дневники» в дурном влиянии на подрастающее поколение. Что они учат детей клишированным ролевым моделям поведения и извращенному романтизму. Согласны?
По большому счету почти все сериалы, на которых мы росли, можно обвинить во всем этом, но в то же время это все еще шоу про то, как вампиры борются с другими вампирами, а помогают им в этом оборотни и ведьмы.
Хотя тот факт, что за сердце школьницы бьются два столетних брата, правда, вызывает миллиард вопросов. Ситуация здесь очень похожа на ту, что была в «Сумерках», разве что она растянута на 8 сезонов и несколько спин-оффов. Если пить каждый раз, когда Елена заявляет Деймону, что они расстаются, и наоборот, можно очень быстро опустошить все алкогольные запасы России. Поэтому, наверное, мы все-таки согласны.
Как вы думаете, сам сериал может чему-то научить? Поможет ли распознать суицидальные мысли?
Главный урок сериала — быть менее жестокими по отношению к окружающим, задумываться о последствиях своих действий. История учит нас многому, и в том числе помогает понять — когда тебе плохо, не стоит закрываться в себе, нужно искать поддержку в других.
На каком сезоне сценаристам надо было остановиться?
Стоило остановиться на первом сезоне — именно на нем заканчивается целостная история. В последующих сезонах сюжетные линии были высосаны из пальца и выглядели достаточно странно в общем контексте.
Изменилось ли восприятие первого сезона спустя время?
Первый сезон все еще лучший в сравнении с последующими! Даже пересматривая его спустя время, кажется, что эта история о важном. И здорово, что однажды такой сериал все-таки вышел.