Рецензии, Кино — 4 марта 2023, 21:05

If you wanna do it, do it right. Рецензия на «Супер Майк: Последний танец»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
На стримингах появилась заключительная часть трилогии про стриптизера Майка, снятая Стивеном Содербергом. Почему это крутое и прогрессивное кино, но совершенно не то, чего ждали фанаты — в рецензии Дениса Виленкина.

Завязавший с танцами Майк (Ченнинг Татум) работает бартендером на частных мероприятиях у богатых людей, на одном из которых его цепляет Максандра (Сальма Хайек) и просит для нее станцевать. Майк сначала отнекивается, но в итоге дарит ей потрясающий перформанс. Восхищенная пластическим мастерством Максандра берет плечистого Майка в охапку с собой в Лондон и настаивает на шоу в центре города, где танцор мог бы попробовать себя в качестве хореографа, но Майку сложно думать о танцах, ведь это прошлое, которое порой лучше не ворошить.

В чем феномен «Супер Майка»? Это редкий пример франшизы, ставшей культовой благодаря сиквелу. И более того, культ связан далеко не со Стивеном Содербергом, обнаженными парнями и грустным красавцем Татумом. Причины куда более глубокие. Первая картина, вышедшая в 2012 и снятая Стивеном, была своего рода переосмыслением танцевального жанра. Татум — звезда «Шага вперед» и высушенный до состояния выступающего культуриста в категории Men’s Physique Мэттью Макконахи в классическом голливудском изводе драм про «добейся успеха» пахали в поте лица и разбирались с внутренними демонами. Но уже в сиквеле 2015 года, над которым в качестве режиссера работал Грегори Джейкобс (постоянный продюсер Содерберга), а в качестве оператора сам Стивен, история поменяла вектор. «Супер Майк XXL» — меланхолическое и сексуальное роуд-муви о вытесненном желании, квинтэссенцией которого и является стриптиз. Фильм обладал поразительным мультисенсорным эффектом, играя на всех фибрах чувств, то очаровывая своими философскими диалогами, то возбуждая филигранными танцами под невероятную музыку. И, конечно, современной классикой в самой прихотливой и далекой от целевой аудитории (а именно — в синефильской среде) «Супер Майк XXL» стал потому что был вдумчивой деконструкцией жанра кино про танцы, где поездка по США представала соревнованием со старением, высказыванием о бесконечной работе над собой и поиске своего предназначения. Яркой, тактильной и конгениально ритмичной. Конечно же, новый фильм про Майка поклонники (среди которых и автор статьи) ждали долго и терпеливо. Почти восемь лет!

#INSERT_ARTICLE#

«Супер Майк: Последний танец» — абсолютно не то, что вы ожидаете увидеть. Вероятно, очередной поворот франшизы — вовсе не просчет, а обдуманный драматургический ход бессменного сценариста франшизы Рида Каролина (вместе с Ченнингом Татумом в прошлом году они выпустили свой режиссерский дебют «Лулу и Бриггс» с узнаваемым лиричным почерком). Не сердиться на Стивена невозможно: он вместе с Каролином решительно отказывается от едва ли не главной движущей сюжетной и метафизической силы сиквела — броманса. Коллеги Майка по стрингам появляются только во время видеоколла на правах фан-сервиса. Но и это отстранение от дома, близких и прошлого нужны сюжету для переосмысления Майком новой реальности, где стриптиз больше не может существовать как атавизм маскулинно-центричного мира.

Sexiest act of submission — is asking for permission, — говорит одна из актрис шоу. И Майк, стоящий на коленях на сцене и произносящий: May I touch you? — символ здоровой эпохи согласия.
#INSERT_ARTICLE#

Содерберг берет оптикой. В прямом и переносном смысле. Во-первых, как он порой работает с линзами — заглядение. Во-вторых, «Майк» в объективе новой этики постулирует не мужчину, предугадывающего желания женщины, а женщину, знающую, чего она хочет. Так, Максандра, отдающая бразды правления амбициозной постановкой в сильные руки Майка, мудро и нежно его направляет. Риду Каролину по-прежнему удается сохранять интимность и интеллигентность в работе над картиной про стриптиз. После первого танца — параграммы полового акта, Максандра берет с Майка обещание, что они не будут заниматься сексом. И Майк сублимирует сексуальную энергию в постановку, в процессе обретая себя и понимая свои чувства не только к танцам, но и к женщине.

#INSERT_ARTICLE#

К тому же, новый «Майк» — все еще тот же завораживающий пластический аттракцион (чего стоит только первый танцевальный выход). Но, к сожалению, высот, не побоюсь этого словосочетания, великого мета-кинотекста, как «Супер Майк XXL», так и не достигает. Удивительно, что Содерберг, ежегодно скрупулезно составляющий списки увиденного и прочитанного за месяцы, наплевал на музыку в фильме про танцы. Ни одна не композиция не идет в сравнение с I Want It That Way, Cookie и Pony (звучащим тут тоже на правах фансервиса) и более того, вовсе не запоминается. Sail от Awolnation в 2023 году? Вы серьезно?

#INSERT_ARTICLE#

Стивен — режиссер очень головной, overthinker, ему важнее подкрепить повествование закадровым текстом из уст Зэди (Джемелия Джордж), не по годам просвещенной дочери Максандры, пишущей культурологическое исследование о сути танца, чем просто снять штаны и зажечь. Его не интересуют личности танцоров (мы едва успеваем запомнить всех их лица, не говоря об именах), не интересует и ритмическое совершенство. В «Последнем танце» есть место только чувству, танцу на двоих. Поэтому многое хочется простить за финальный перформанс под дождем. Именно он и есть признание в любви своему творческому наставнику, женщине и судьбе. Are you real, Mike? — спрашивает героя Максандра, пленившаяся его древнегреческой красотой.



И только к концу третьего фильма Майк осознает, что он настоящий не только в софитах, но и в объятиях своей любимой женщины. Анима обнимемся с Анимусом. Осознает при том, через концепцию Карла Юнга, в которой проекция психического отражает представление человека о том, что существует внутри него самого, помогая в его стремлении к целостности, собирая воедино противоположности, спроецированные на другие предметы и на других людей. Сцену, стулья, стринги, обнажение. Все это в миг становится неважным, набором ритуалов-укрытий от внутренней пустоты. Майк претерпевает метаморфозу в Пину Бауш, а стриптиз в форму contemporary dance, отрицающим гетеронормативные стигмы прошлого. Ведь a sexiest act of submission — is asking for permission.  А позволить себе любить — высшая форма физического и психического удовлетворения.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр, Продюсер
Ченнинг
Татум
Читайте также
Кино — 14:50, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих