Интервью, Кино — 22 декабря 2022, 14:40

«Все это ради искусства». Интервью с актером Никитой Еленевым о самокопании, театре и «1000 дешевых зажигалок»

22 декабря в онлайн-кинотеатре KION вышла драма «1000 дешевых зажигалок». Одну из главных ролей там сыграл Никита Еленев — артист «Гоголь-центра», которого многие помнят по сериалу «Молодежка». Эдуард Голубев поговорил с Никитой о театре, рефлексии и эмоциях от профессии.

Пару лет назад я общался с Дашей Чарушей. Одна из основных тем того интервью заключалась в том, что перед разговором я вообще не знал, кто она такая. И вот меня просят поговорить с тобой. Я пытаюсь вспомнить, где я мог тебя видеть — и пустота. Поэтому первый вопрос простой: ты не очень известный актер, как тебе с этим живется? 

Знаешь, мне моя известность или безызвестность побоку. Это не меняет мою жизнь. Я горжусь своей работой, а конвертация ее в узнаваемость — вопрос времени. Не знают меня сейчас, значит, узнают потом. Вообще, мне кажется, что любая творческая профессия — это отчасти лотерея, где кому-то везет больше, кому-то меньше. При этом известность не является объективной мерой твоих способностей или таланта. Поэтому повторюсь, я счастлив быть собой, жить эту жизнь, а остальное придет или не придет, но это тоже нормально. 

#INSERT_ARTICLE#

То есть ты из тех, кто кайфует от процесса? 

Да. Я испытываю драйв от работы, во время которой происходят разные настроения. И я правда думаю, что внутри этого дела и заложена, скажем так, универсальная модель моего существования (я ведь хотел быть актером с детства), где сплетаются мечта, энергия и люди. 

Если говорить про настроение в профессии, то что ты сейчас думаешь о своем актерском будущем? 

Сейчас мне кажется, что все, что было «до», уже не имеет никакого значения. Как минимум потому, что «Гоголь-центра» больше нет. То есть представь: большой живой коллектив людей, внутри которого строились планы, надежды и мечты, сейчас лишился дома. Это фрустрирует. 

А театр точно закрылся? Или есть варианты возродить его в каком-либо виде? 

Понимаешь, театр это очень сложная структура, построенная на планировании. А прогнозировать что-то сейчас — гиблое дело. «Гоголь-центра» на улице Казакова не будет точно никогда. Откроется ли в другом виде — не знаю.

Вообще, знаешь, ты задаешь такие сложные вопросы, которые касаются моей самоидентификации, и я сейчас отвечу тебе честно: последнее время ощущаю себя бродягой. Просто живу так, будто вчерашнего дня нет. Приспосабливаюсь и стараюсь лезть выше.

#INSERT_ARTICLE#

Давай снова вернемся к тебе. Как происходит процесс выбора роли? Я имею в виду, есть ли у тебя выбор как таковой? Или берешься за все предложенные проекты?  

С одной стороны,  стоит все же отметить, что актерство — моя единственная работа и средство заработка. С другой — я не берусь за все подряд и, когда мне предлагают роль, руководствуюсь принципом: нравится мне или нет. Вернее, так: если история коррелирует с моими внутренними переживаниями, дает попробовать что-то новое — я в деле. И часто интересные роли, как и сотрудничество с настоящим режиссером-автором, не приносят денег. Например, мои роли в короткометражках или у Кирилла Серебренникова — все это ради искусства. А вот когда роль, грубо говоря, простая или мне в ней что-то не нравится, но на кону хороший гонорар — можно думать. 

А так, я могу играть и скинхеда, и скрипача в XIX веке, и хоккеиста. Это дает мне преимущество выбора роли. То есть кастинг-директора не застолбили за мной один образ, как это часто бывает с молодыми актерами. 

Почему ты решил сыграть в «1000 дешевых зажигалок»?

Сперва я хотел очутиться в состоянии такого старшего брата. А когда я пришел на пробы, то режиссер Ирина Обидова согласилась с моим видением персонажа. И когда начали снимать, мы вместе добавляли в мою роль деталей. Например, в одной из сцен я должен был зайти в комнату и поговорить там с другом. Но решили с Ириной, что лучше мы будем общаться через закрытую дверь. И таких моментов было несколько. Плюс, это честное кино от молодых кинематографистов, где было приятно играть. Мы пробовали, приятно общались и делали общее дело. 

#INSERT_ARTICLE#

Дальше будет крамольный вопрос, но я часто задаю его актерам. За какие роли тебе стыдно?

За которые прям стыдно — у меня таких нет. Понятно, что ранние работы были слабее, чем сейчас. Но это ок. Часто бывает, что я смотрю фильм и вижу сцену, где я молодец, а за ней идет другая, которую я откровенно про@#$л. Причин может быть масса: плохая погода, не выспался, не договорились с режиссером. Вообще, мы заходим на территорию фундаментального вопроса о главном различии кино и театра. Хочешь об этом поговорить?

Да, давай. Но ты сперва все равно ответь: нравишься ты себе на сцене или нет?

Лично мне в большинстве случаев не нравится, что я делаю. Но повторюсь — это не значит, что я делаю плохо.

Просто я такой человек, который склонен к самокопанию. Поэтому всегда ищу в своей игре именно ошибки и проблемы, чтобы их прорабатывать.
#INSERT_ARTICLE#

Теперь давай про кино и театр. 

Кино, проекты на телевидении в частности — это не про творческий процесс, а про производство. Когда группа четко следует плану съемок и на эксперименты нет времени. И кино — это когда съемочный день навсегда будет увековечен камерой. Но бывает так, что именно в этот день ты уже устал, не выспался, тебе хочется домой, а какого-то актерского откровения все нет. Тогда ты работаешь техникой. И эта техника в итоге попадает в конечный результат. 

А театр — это постоянные эксперименты и новые прочтения одних и тех же ролей. То есть я как актер могу выходить на сцену каждый вечер и в одном и том же эпизоде быть разным, выдать новые эмоции. Театр — живой процесс, где, как я уже говорил, все завязано на людях. И вот такие маленькие изменения внутри сцен не влияют на сюжет. Благодаря им ты реагируешь как человек, а не прописанный персонаж. 

Поэтому в случае с кино я не особо парюсь. Там есть моя роль — это моя зона ответственности. Если роль получилась, если кино получилось — прекрасно. Если нет — нельзя зацикливаться, потому что рано или поздно это тебя загонит в депрессию. Мне вообще кажется, что чем меньше актер ассоциирует себя со своим персонажем, тем выше его профессионализм. Вообще, артистам очень легко потерять связь с реальностью. Ты можешь окружить себя лизоблюдами, которые будут лишь хвалить и вторить. А можешь загнать себя так, что будет страшно выходить даже на репетицию.

Во всем надо искать золотую середину. И театр эту середину дает. 

Там ты можешь постоянно улучшать свои навыки, перепридумывать роль, находиться в контакте со зрителями. А можешь просто играть — и если играешь хорошо, то всем будет ок. 

Мне кажется, я тебя понял. И думаю, театр тебе ближе, да? Другой вопрос — мне правда интересно — а не устаешь, когда выходишь на сцену каждый вечер? Ты сам сказал, что в кино ты отстрелялся и пошел дальше. А в театре ты физически проживаешь свою роль снова и снова. Есть ли выгорание? 

Понимаешь, в десять лет я решил стать актером. Мне сейчас 29. Я занимаюсь этим большую часть жизни и дико кайфую. Поэтому каждый раз я выхожу играть по эмоциям, как в первый. Возможно, это магия «Гоголь-центра». Но никакого выгорания нет вообще.

Кадры из фильма «1000 дешевых зажигалок»
#INSERT_ARTICLE#

Отвечу и на твой другой вопрос. Бывают очень энергозатратные спектакли. Например, «Море деревьев» Филиппа Авдеева — это его режиссерский дебют. Я играл одну из главных ролей и каждый вечер без перерыва носился по сцене по полтора часа. И раз уж мы говорим откровенно: иногда за пару часов до выхода меня одолевала обычная человеческая лень. Плюс я по своей физиологии очень потливый человек. И к финалу «Моря деревьев» я всегда был насквозь мокрый. Потому что реально физически тяжело это все. Но опять же, когда я на сцене, все остальное побоку. А когда мы выходим на поклоны, понимаем, что все не зря. То есть в этот вечер мы сотворили чудо, только сегодня оно релевантно.

И вот мы опять возвращаемся к различиям кино и театра. Черновой монтаж «Лета» составил примерно пять часов. Вышло огромное полотно в этом серебренниковском длинноплановом стиле. И вот представь: я полтора месяца работал над картиной, а большую часть сцен, где я есть, вырезали, чтобы сохранить темп. И мой труд никто теперь не увидит! Задавать себе вопрос «почему» нельзя — иначе сойдешь с ума. Но осадок все равно остается. А в театре я отрабатываю спектакль и к финалу воздух в зале настолько накаляется, что и актеры, и зрители как бы переживают общий катарсис. Понимаешь? 

Да, и это интересно. Вообще, хочу сказать спасибо за такую честность. И давай вернемся к «Зажигалкам». Почему этот фильм нужно посмотреть? 

Я его еще не видел, так что не могу сказать, что его НУЖНО смотреть. Но на съемках мне казалось, что я помогаю ребятам реализовать герметичное и искреннее высказывание. Одно из тех, которые должны выйти в свет. Этот фильм, очевидно, делался с большой любовью, и надеюсь, она будет чувствоваться с экрана.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: фотограф @Godmodeph
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Никита
Еленев
Режиссёр
Кирилл
Серебренников
Актёр, Режиссёр
Филипп
Авдеев
Актёр, Певец, Режиссёр, Сценарист
Дарья
Чаруша
Читайте также
Образ жизни — 15:50, 1 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты