Интервью, Кино — 22 декабря 2022, 14:40

«Все это ради искусства». Интервью с актером Никитой Еленевым о самокопании, театре и «1000 дешевых зажигалок»

22 декабря в онлайн-кинотеатре KION вышла драма «1000 дешевых зажигалок». Одну из главных ролей там сыграл Никита Еленев — артист «Гоголь-центра», которого многие помнят по сериалу «Молодежка». Эдуард Голубев поговорил с Никитой о театре, рефлексии и эмоциях от профессии.

Пару лет назад я общался с Дашей Чарушей. Одна из основных тем того интервью заключалась в том, что перед разговором я вообще не знал, кто она такая. И вот меня просят поговорить с тобой. Я пытаюсь вспомнить, где я мог тебя видеть — и пустота. Поэтому первый вопрос простой: ты не очень известный актер, как тебе с этим живется? 

Знаешь, мне моя известность или безызвестность побоку. Это не меняет мою жизнь. Я горжусь своей работой, а конвертация ее в узнаваемость — вопрос времени. Не знают меня сейчас, значит, узнают потом. Вообще, мне кажется, что любая творческая профессия — это отчасти лотерея, где кому-то везет больше, кому-то меньше. При этом известность не является объективной мерой твоих способностей или таланта. Поэтому повторюсь, я счастлив быть собой, жить эту жизнь, а остальное придет или не придет, но это тоже нормально. 

#INSERT_ARTICLE#

То есть ты из тех, кто кайфует от процесса? 

Да. Я испытываю драйв от работы, во время которой происходят разные настроения. И я правда думаю, что внутри этого дела и заложена, скажем так, универсальная модель моего существования (я ведь хотел быть актером с детства), где сплетаются мечта, энергия и люди. 

Если говорить про настроение в профессии, то что ты сейчас думаешь о своем актерском будущем? 

Сейчас мне кажется, что все, что было «до», уже не имеет никакого значения. Как минимум потому, что «Гоголь-центра» больше нет. То есть представь: большой живой коллектив людей, внутри которого строились планы, надежды и мечты, сейчас лишился дома. Это фрустрирует. 

А театр точно закрылся? Или есть варианты возродить его в каком-либо виде? 

Понимаешь, театр это очень сложная структура, построенная на планировании. А прогнозировать что-то сейчас — гиблое дело. «Гоголь-центра» на улице Казакова не будет точно никогда. Откроется ли в другом виде — не знаю.

Вообще, знаешь, ты задаешь такие сложные вопросы, которые касаются моей самоидентификации, и я сейчас отвечу тебе честно: последнее время ощущаю себя бродягой. Просто живу так, будто вчерашнего дня нет. Приспосабливаюсь и стараюсь лезть выше.

#INSERT_ARTICLE#

Давай снова вернемся к тебе. Как происходит процесс выбора роли? Я имею в виду, есть ли у тебя выбор как таковой? Или берешься за все предложенные проекты?  

С одной стороны,  стоит все же отметить, что актерство — моя единственная работа и средство заработка. С другой — я не берусь за все подряд и, когда мне предлагают роль, руководствуюсь принципом: нравится мне или нет. Вернее, так: если история коррелирует с моими внутренними переживаниями, дает попробовать что-то новое — я в деле. И часто интересные роли, как и сотрудничество с настоящим режиссером-автором, не приносят денег. Например, мои роли в короткометражках или у Кирилла Серебренникова — все это ради искусства. А вот когда роль, грубо говоря, простая или мне в ней что-то не нравится, но на кону хороший гонорар — можно думать. 

А так, я могу играть и скинхеда, и скрипача в XIX веке, и хоккеиста. Это дает мне преимущество выбора роли. То есть кастинг-директора не застолбили за мной один образ, как это часто бывает с молодыми актерами. 

Почему ты решил сыграть в «1000 дешевых зажигалок»?

Сперва я хотел очутиться в состоянии такого старшего брата. А когда я пришел на пробы, то режиссер Ирина Обидова согласилась с моим видением персонажа. И когда начали снимать, мы вместе добавляли в мою роль деталей. Например, в одной из сцен я должен был зайти в комнату и поговорить там с другом. Но решили с Ириной, что лучше мы будем общаться через закрытую дверь. И таких моментов было несколько. Плюс, это честное кино от молодых кинематографистов, где было приятно играть. Мы пробовали, приятно общались и делали общее дело. 

#INSERT_ARTICLE#

Дальше будет крамольный вопрос, но я часто задаю его актерам. За какие роли тебе стыдно?

За которые прям стыдно — у меня таких нет. Понятно, что ранние работы были слабее, чем сейчас. Но это ок. Часто бывает, что я смотрю фильм и вижу сцену, где я молодец, а за ней идет другая, которую я откровенно про@#$л. Причин может быть масса: плохая погода, не выспался, не договорились с режиссером. Вообще, мы заходим на территорию фундаментального вопроса о главном различии кино и театра. Хочешь об этом поговорить?

Да, давай. Но ты сперва все равно ответь: нравишься ты себе на сцене или нет?

Лично мне в большинстве случаев не нравится, что я делаю. Но повторюсь — это не значит, что я делаю плохо.

Просто я такой человек, который склонен к самокопанию. Поэтому всегда ищу в своей игре именно ошибки и проблемы, чтобы их прорабатывать.
#INSERT_ARTICLE#

Теперь давай про кино и театр. 

Кино, проекты на телевидении в частности — это не про творческий процесс, а про производство. Когда группа четко следует плану съемок и на эксперименты нет времени. И кино — это когда съемочный день навсегда будет увековечен камерой. Но бывает так, что именно в этот день ты уже устал, не выспался, тебе хочется домой, а какого-то актерского откровения все нет. Тогда ты работаешь техникой. И эта техника в итоге попадает в конечный результат. 

А театр — это постоянные эксперименты и новые прочтения одних и тех же ролей. То есть я как актер могу выходить на сцену каждый вечер и в одном и том же эпизоде быть разным, выдать новые эмоции. Театр — живой процесс, где, как я уже говорил, все завязано на людях. И вот такие маленькие изменения внутри сцен не влияют на сюжет. Благодаря им ты реагируешь как человек, а не прописанный персонаж. 

Поэтому в случае с кино я не особо парюсь. Там есть моя роль — это моя зона ответственности. Если роль получилась, если кино получилось — прекрасно. Если нет — нельзя зацикливаться, потому что рано или поздно это тебя загонит в депрессию. Мне вообще кажется, что чем меньше актер ассоциирует себя со своим персонажем, тем выше его профессионализм. Вообще, артистам очень легко потерять связь с реальностью. Ты можешь окружить себя лизоблюдами, которые будут лишь хвалить и вторить. А можешь загнать себя так, что будет страшно выходить даже на репетицию.

Во всем надо искать золотую середину. И театр эту середину дает. 

Там ты можешь постоянно улучшать свои навыки, перепридумывать роль, находиться в контакте со зрителями. А можешь просто играть — и если играешь хорошо, то всем будет ок. 

Мне кажется, я тебя понял. И думаю, театр тебе ближе, да? Другой вопрос — мне правда интересно — а не устаешь, когда выходишь на сцену каждый вечер? Ты сам сказал, что в кино ты отстрелялся и пошел дальше. А в театре ты физически проживаешь свою роль снова и снова. Есть ли выгорание? 

Понимаешь, в десять лет я решил стать актером. Мне сейчас 29. Я занимаюсь этим большую часть жизни и дико кайфую. Поэтому каждый раз я выхожу играть по эмоциям, как в первый. Возможно, это магия «Гоголь-центра». Но никакого выгорания нет вообще.

Кадры из фильма «1000 дешевых зажигалок»
#INSERT_ARTICLE#

Отвечу и на твой другой вопрос. Бывают очень энергозатратные спектакли. Например, «Море деревьев» Филиппа Авдеева — это его режиссерский дебют. Я играл одну из главных ролей и каждый вечер без перерыва носился по сцене по полтора часа. И раз уж мы говорим откровенно: иногда за пару часов до выхода меня одолевала обычная человеческая лень. Плюс я по своей физиологии очень потливый человек. И к финалу «Моря деревьев» я всегда был насквозь мокрый. Потому что реально физически тяжело это все. Но опять же, когда я на сцене, все остальное побоку. А когда мы выходим на поклоны, понимаем, что все не зря. То есть в этот вечер мы сотворили чудо, только сегодня оно релевантно.

И вот мы опять возвращаемся к различиям кино и театра. Черновой монтаж «Лета» составил примерно пять часов. Вышло огромное полотно в этом серебренниковском длинноплановом стиле. И вот представь: я полтора месяца работал над картиной, а большую часть сцен, где я есть, вырезали, чтобы сохранить темп. И мой труд никто теперь не увидит! Задавать себе вопрос «почему» нельзя — иначе сойдешь с ума. Но осадок все равно остается. А в театре я отрабатываю спектакль и к финалу воздух в зале настолько накаляется, что и актеры, и зрители как бы переживают общий катарсис. Понимаешь? 

Да, и это интересно. Вообще, хочу сказать спасибо за такую честность. И давай вернемся к «Зажигалкам». Почему этот фильм нужно посмотреть? 

Я его еще не видел, так что не могу сказать, что его НУЖНО смотреть. Но на съемках мне казалось, что я помогаю ребятам реализовать герметичное и искреннее высказывание. Одно из тех, которые должны выйти в свет. Этот фильм, очевидно, делался с большой любовью, и надеюсь, она будет чувствоваться с экрана.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: фотограф @Godmodeph
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Никита
Еленев
Режиссёр
Кирилл
Серебренников
Актёр, Режиссёр
Филипп
Авдеев
Актёр, Певец, Режиссёр, Сценарист
Дарья
Чаруша
Читайте также
Музыка — 16:00, 10 сентября 2024
Сабрина — маленькая ведьма: каким получился шестой (!) альбом Карпентер Short N' Sweet?
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
Linkin Park вернулись с новой солисткой и анонсами альбома и тура
Новости, Новости — 10 сентября, 13:33
Леди Гага работает над новым альбомом. Он выйдет в феврале
Новости, Новости — 9 сентября, 15:50
Кендрик Ламар станет хедлайнером Супербоула-2025
Новости, Новости — 9 сентября, 13:42
«Комната по соседству» Альмодовара получила главный приз Венецианского кинофестиваля
Новости, Новости — 9 сентября, 11:28
Скорость и драйв: Thomas Mraz, Дэни и Boris Redwall выпустили сингл «Мото»
Новости, Новости — 6 сентября, 17:06
Перестановка в мире моды: Хайдер Акерманн стал новым креативным директором Tom Ford
Образ жизни — 6 сентября, 13:47
«Рокки. Последний берег», «Я обязательно уволюсь», «Моя безупречная жизнь» и еще 9 книг, которые стоит искать на Московской международной книжной ярмарке 2024
Новости, Новости — 6 сентября, 13:31
Группа «Диктофон» выпустила альбом-триптих «Чутка, еще чутка — вот и все!»
Новости, Новости — 6 сентября, 11:13
Лирика и диско: Антоха МС и Баста дропнули фит «Серый пес»
Новости, Новости — 5 сентября, 14:30
«Во все тяжкие», «Атланта» и «Фарго»: Rolling Stone выбрал 100 лучших эпизодов сериалов
Образ жизни — 5 сентября, 12:38
Аня Покров, NANSI & SIDOROV, Алана Чочиева, Саша Новиков и Анриэль: школьные SRSLY-анкеты инфлюенсеров из «VK Клипов»
Новости, Новости — 5 сентября, 12:00
Дэвид Финчер снимет вестерн в духе «Непрощенного» Клинта Иствуда
Новости, Новости — 5 сентября, 09:53
Танцы, мистика и драма: Юлия Снигирь в первом трейлере сериала «Танго на осколках»
Новости, Новости — 4 сентября, 22:39
Смотрим на британский урбан в клипе Кассеты на трек «Голова»
Новости, Новости — 4 сентября, 17:14
В TikTok появились новые возможности для настройки рекомендаций
Новости, Новости — 3 сентября, 17:13
Дебют Мигеля как режиссера: начались съемки драмы «Искусство падения»
Новости, Новости — 3 сентября, 14:00
Настасья Самбурская сыграет Марину Мнишек во 2-м сезоне «Казачка»
Новости, Новости — 3 сентября, 11:29
Питт и Аффлек могут сыграть в ремейке «Незнакомцев в поезде» Финчера
Новости, Новости — 2 сентября, 19:31
«шалый» дропнул «Вспышку в ночи» — ремикс песни Никиты Малинина
Новости, Новости — 2 сентября, 16:30
Новые отношения и новый фит: Элджей и Anikv релизнули трек Sport
Новости, Новости — 2 сентября, 14:48
Сильвестр Сталлоне пишет сценарий приквела «Рокки»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 2 сентября, 12:18
Камбэк в 2017-й: GSPD выпустил EP «Грустные песни для веселых людей»
Кино — 1 сентября, 17:01
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Мария», «Планета Б», «Девятнадцать»
Новости, Новости — 1 сентября, 14:31
Вышел тизер драмы «Лихие» с Артемом Быстровым
Кино — 1 сентября, 11:21
Выбор Дениса Виленкина: «Май декабрь», «Химера», «Книга решений», «1993», «Супер Майк: Последний танец» и еще 15 лучших фильмов 2023 года
Новости, Новости — 31 августа, 17:57
«Трудные папы»: стартовали съемки комедии с Юлией Хлыниной и Гариком Сукачевым
Новости, Новости — 31 августа, 14:46
От эйфории влюбленности до угасания чувств: улавливаем все тонкости в первом лонгплее nkeeei — first date magic
Новости, Новости — 31 августа, 12:40
Привет, Барби! Mattel совместно с Nokia выпустила раскладушку в стиле культовой куклы
Новости, Новости — 30 августа, 17:44
Камбэк «Молодежки», шоу Бурунова и еще два проекта с «Импровизаторами»: докладываем о новом сезоне канала СТС
Новости, Новости — 30 августа, 12:45
Bad Bunny и Остин Батлер снимутся в новом фильме Даррена Аронофски
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха