На днях SRSLY рассказал о премьере спектакля «Небо», который Эмилия Кивелевич поставила внутри игры The Sims 4. Борис Барабанов связался с режиссером и расспросил ее о том, как в The Sims появились персонажи Александра Островского и Максима Курочкина, а герои «Неба» стали ангелами апокалипсиса.
Вы живете в Израиле. Чем вы там занимаетесь и что вас связывает с «Мастерской Брусникина»?
Учу здесь иврит, погружаюсь в культуру страны. С «Мастерской» меня связывает все — это моя основная и любимая работа, я завтруппой театра «Мастерская Брусникина» и продолжаю работать там, несмотря на мой временный отъезд.
Правильно ли я понимаю, что «Небо» — это один из серии спектаклей в The Sims 4, а первым был «Бассейн»?
Немного не так. Первым спектаклем в формате игры The Sims действительно был не «Небо», а «Бассейн», премьера которого состоялась год назад офлайн в рамках лаборатории Виктора Вилисова «Смещение» в Театре на Таганке. «Бассейн» мы создали вместе с художницей Линой Хасановой, на данный момент из офлайна он переведен в онлайн, так же, как «Небо». Посмотреть «Бассейн» можно на странице HSE ART GALLERY.
«Небо» стал не одной частью серии с «Бассейном», а самостоятельным проектом «Мастерской Брусникина», который мы начали создавать с художницей Леной Микулинской — она тоже волею судеб задержалась в Израиле. Спектакль «Небо» стал той тоской, что зародилась и культивировалась во время самоизоляции. В чате театра я предложила создать актеров в игре. Дальше эта идея раскрутилась в реальность, мы создали персонажей, и я начала ими жить, рассказывая актерам, что они делают в игре: кто с кем живет, к кому ходит в гости и так далее. Это было удивительно. На данный момент «Небо» является первым в серии подобных спектаклей.
Спектакли в The Sims 4 — ваше изобретение?
Это была совместная идея с художницей Линой Хасановой, идея, которую мы обсуждали для лаборатории «Смещение» год назад. Тогда мы за полчаса накидали первые мысли по «Бассейну» в кафе и дальше разошлись по домам. Я установила The Sims на компьютер и поняла, что это дивный, новый мир. Следующие две недели я из компьютера не вылезала.
Давно ли вы знакомы c этой игрой? Чем она вас привлекла ?
Знакома с детства, играла еще в предыдущую версию, и мне нравилось. Но нравилось не так задорно как, например, Heroes of Might and Magic, а нравилось тем, что она «съедает» свободное время, ты погружаешься в нее, забыв про все, и что-то создаешь: прям вот реально создаешь дом, придумываешь одежду, персонажа и так далее. В общем, этим она меня привлекает и сейчас. Это абсолютный симулятор жизни. Который был очень актуален во время самоизоляции, когда казалось, что все остановилось и все чего-то ждут, не живут, а пребывают в некоем режиме ожидания жизни. Тогда спектакль и создавался.
Может ли человек, не знакомый с этой игрой, получить удовольствие от спектакля?
Любой человек, который смотрит спектакль, может получить удовольствие, если он готов воспринимать новые форматы. И это касается не только спектаклей в The Sims, это вообще про новые форматы в искусстве.
Можно ли понять замысел автора, смотря «прохождение» спектакля в записи в ютьюбе? Или все же нужно быть игроком?
Думаю, можно. В какой-то момент спектакль начинает смотреться как мультфильм, ты привыкаешь к языку и включаешься в текст. Но тут вопрос к вам, что вы имеете в виду под «прохождением» спектакля. Спектакль существует как мозаика сцен, которые были сыграны и сняты. Они в разных локациях. И, конечно, зрители, которые когда-то играли в The Sims, понимают, что, чтобы перенести героев из одной локации в другую, да так, чтобы они все вместе туда перенеслись и находились в нужной мизансцене, не разбегаясь, нужно придумать, как это сделать, исходя из алгоритма игры. Не всегда это получается с первого раза.
Вы знакомы с Максимом Курочкиным? Как по-вашему, остается ли его стиль актуальным для театра?
К сожалению, лично с автором я не знакома. Курочкин — культовый драматург и лидер «новодрамовцев». Я считаю, что его тексты очень актуальны сейчас. И я невероятно благодарна автору, который, несмотря на свою жесткую принципиальную позицию, бесплатно дал поработать с его культовым текстом. Пьеса «Небо» входила в легендарный спектакль «Мастерской» — «Выключатель». Он был поставлен на курсе, когда ребята еще учились, именно поэтому к ней была определенная интенция.
«Бассейн» производил очень странное впечатление: всем хорошо знакомый текст «Бесприданницы», начитанный искаженными голосами за кадром, практически мультфильм. Уверен, неподготовленный зритель воспринимал неоднозначно. Реакция публики воодушевила вас или разочаровала?
Именно в этом и была задумка «Бассейна» — взять максимально русское произведение, которое всем известно, и перенести его в новую реальность, переосмыслить. Реакция была различна, и за ней было очень интересно наблюдать. Кто-то выходил из зала с большими глазами и говорил: «Круто». Кто-то давал советы: а вот бы вот это добавить или вот это убрать. К сожалению, я видела спектакль вживую только один раз, когда мы показывали его на Таганке, а художница «Бассейна» Лина наблюдала за зрителями еще и второй раз, когда мы показывали спектакль на закрытии выставки «What time are you? Прогулка в игровом времени» в HSE ART GALLERY. Я уже тогда находилась в Израиле и не могла присутствовать. Но надо сказать, что все зрители, которые видели «Бассейн», приходили по записи, то есть они предварительно прочитали, что это, и понимали, куда они идут. Намного интереснее наблюдать за неподготовленными зрителями в интернете.
Как происходили репетиции «Неба»? По ходу пьесы актеры непременно читали свой текст прямо по ходу игры? Или это была своего рода «озвучка»?
В «Бассейне» изначально были правила лаборатории, то есть мы не могли привлекать к работе артистов, и тот голос, что есть в спектакле, — это мой голос с наложенными на него фильтрами. Концепция «Неба» была изначально другая — мы вместе с артистами и директором Екатериной Троепольской обсуждали, какой материал можно взять для Sims. Предложений и мыслей по этому поводу было несколько. Я остановилась на пьесе «Небо», по ней мы сделали читку в зуме, я ее записала. И уже только потом эти голоса были наложены на сыгранные сцены, в итоговом монтаже.
«Небо» — история о конце света, который персонажи обсуждают, в общем, обыденным тоном на фоне вполне буржуазных «декораций». Не могу не спросить: эта форма родилась уже во время пандемии? Или раньше?
Этот ход пришел именно во время пандемии, вы верно заметили. Когда стало казаться, что весь мир рушится и пора «сворачиваться». Прежде чем остановиться на «Небе», я прочитала несколько пьес Курочкина и в итоге вернулась к «Небу». Мне показалось, что именно этот текст нужен для этой Вселенной. И именно сейчас.
Как вы видите будущее спектаклей в играх? Можно ли адаптировать их для обычной, не игровой аудитории?
Мир меняется, сейчас актуальны разные форматы в онлайне, но большого будущего спектаклей в играх я не вижу. Что-то из новых найденных форматов, возможно, войдет в театр после пандемии, и это хорошо, это развитие. Но когда-нибудь все закончится, и человеческую энергию, взаимообмен ею, тактильность с живым звучащим текстом, сценой, артистами на ней заменить полностью не удастся.