Развернуть Свернуть
Интервью — 3 июня 2020, 16:47

Америка, психоделика и рок-н-ролл. Интервью с лидером «Ножа для фрау Мюллер» и Messer Chups Олегом Гитаркиным

Олег Гитаркин основал группу «Нож для фрау Мюллер» как бескомпромиссный хардкор-проект, а в нулевых ввел моду на психоделический лаундж, причудливо миксуя архивные кинофрагменты, джангл, биг-бит и ретро-сэмплы. Но пульсирующим нервом его музыки всегда был рок-н-ролл, и уже больше 10 лет Олег неутомимо колесит по Европе и США с группой Messer Chups, околдовывая все новых фанатов винтажным саундом и видеодекорациями из трэш-хоррор-фильмов. В вынужденном перерыве между трансатлантическими гастролями Олег нашел время рассказать о своем героическом пути шестиструнного самурая.
Твой первый коллектив «Группа О» был очень успешным для школьного ансамбля — клипы даже крутилась на петербургских каналах. Тогда телевидение было более открыто для экспериментов?

Да, в Питере на «Пятом канале» было несколько популярных передач: «Кружатся диски», «Музыкальный ринг», «Поп-антенна». Там нам помогли снять два клипа — это был прорыв, так как кроме телевизора не было ничего, и это была хорошая реклама для любого исполнителя. Люди думали: если это показывают — значит, это что-то интересное. Но нам самим было смешно, что они решили транслировать наше творчество.

Ты говорил, что Сергей Курехин был для тебя «чем-то типа музыкального руководителя». В чем это выражалось?

Курехин работал в ДК «Кировец» музыкальным руководителем, но его еще заставляли иногда приходить к нам в школу и типа учить нас музыке. Он был у нас на двух репетициях — я тогда на барабанах играл. Мы все очень вдохновились его персоной: Курехин был интересным в общении и большим энтузиастом. Он несильно повлиял на мой вкус, так как мы виделись нерегулярно, а потом была большая пауза. Но Сергей всегда давал советы, и я прислушивался — но делал все по-своему.

Краст/хардкор-звучание ранних «Нож для фрау Мюллер» — как вы к нему пришли? Насколько оно отражало общее ощущение от жизни в Петербурге 90-х?

Нам надоел постпанк, и в моду тогда вошли psychobilly и rockabilly, индастриал, хардкор и еще куча всего. Мы попытались как-то замешать сразу все: ускорили темп и утяжелили звучание, но это был не классический хардкор, а скорее панкобилли... и еще хрен знает что. Время было странное, но мне нравилось, что мы как будто пытались раскрутиться на карусели, зная, что обычно потом сильно кружится голова и блюешь. Но кого это останавливало! Вот мы и раскрутились, пока не улетели кто куда в разные стороны.

Какую роль в тогдашней жизни играла психоделическая культура?

Нам было очень интересно и любопытно. В моде была эзотерика типа Карлоса Кастанеды и Теренса Маккенны, и мы просто хотели идти в ногу со временем. Но потом эволюция сделала свое дело: телепатия и контакты третьего вида стали чем-то обыденным, а черная магия ушла на второй план. 

Gitaracula & Zombierella
#INSERT_ARTICLE#

Какая была атмосфера в клубе «Тамтам» Севы Гаккеля и насколько органично вы там себя чувствовали?

Атмосферно там действительно было, но кому-то и в метро спуститься — как на Тибет съездить. Мне нравилось там выступать: во-первых, больше просто негде было, а во-вторых — мы были молодыми, и все казалось новым и интересным. Казалось, что в «Тамтаме» зарождается новая русская музыка, но это все, конечно, было большой иллюзией.

По мере приближения нулевых музыка группы «Нож для фрау Мюллер» становится более благозвучной и благодушной. Насколько это связано с установлением «стабильности»?  

Ну просто мой состав распался, и я познакомился с группой The Fantom: Мишей Малиным и Олегом Костровым. Записав с Олегом несколько треков, я понял, что надо двигаться в этом направлении. Я не думал тогда о концертах: хотелось делать только студийные альбомы. Постепенно мы стали делать более легкую и неказистую музыку, называли ее post easy listening и «семплоделика». 

«Нож для фрау Мюллер» — «Лучшая девушка в СССР»/YouTube-канал Андрея Харькова
#INSERT_ARTICLE#

В нулевых этот твой post easy listening стала часто звучать в рекламе — от Orbit до Audi. Писали даже, что невозможно включить телевизор, не услышав Гитаркина.

Работ было очень много: я делал музыку для рекламы, кино, сериалов, театрально-цирковых представлений типа «Кракатук». Знаковых было много, но цены всегда были разные: от 100 долларов до совершенно немыслимых гонораров. Но меня всегда радовало, что я никогда специально не писал музыку, а просто продавал уже написанную для самого себя, так как в процессе ее создания я никогда не думаю, понравится ли она покупателям. Это и люблю в своем творчестве.

Альбом Messer Chups Crazy Price (2003) выпущен лейблом Ipecac Recordings фронтмена легендарных Faith no More и номинанта на «Оскар» за саундтрек к «Месту под соснами» Майка Паттона. Как это произошло и как Паттон отзывался о вашей музыке?

Нас посоветовал его лейблу наш друг из Нью-Йорка — артист по имени END. Сам Паттон говорил, что ему нравится, и мы даже выступили на разогреве его пропета Fantomas в Москве. Альбом Crazy Price стал очень успешным в Америке и Европе, и нас стали любить совершенно разные люди: от ценителей электроники до фанатов рок-н-ролла и серва. Позже мы изменили стиль и превратились в живую группу: я понял, что скоро такие группы будут более востребованы и что вживую играть намного интереснее и приятнее.

Какова судьба вашей коллаборации с Сергеем Шнуровым «Гитаркин Шнур»?

Мы записали пять или шесть треков, они есть в открытом доступе в сети. Это была шутка, о которой все потом забыли. Мне там три трека нравится, но это, конечно, на любителя.

«Гитаркин Шнур» — «Гроб от Армани»/YouTube-канал A6paM1
#INSERT_ARTICLE#

Ты встретил бас-гитаристку Messer Chups Свету Zombierella Нагаеву, когда она была официанткой, и превратил ее в музыканта. Что было самым сложным в этом процессе?

Процесс был скорее приятный, чем сложный, и это произошло не за одну минуту. На это ушли годы, и даже до сих пор я продолжаю учить Свету играть на бас-гитаре. Учить человека с нуля — это, конечно, сложная задача, так как я сам не особо подкован в музыкальной грамоте. Но когда понимаешь, что главное — совсем не это, а что-то другое, то все получается как надо. И нужно, конечно, понимать, что и зачем делаешь, или, наоборот, ни о чем не думать и кричать: «Давай играй! Давай играй уже, @?!#ь!» — и ногой еще стучать при этом.

Почему именно вы писали музыку к фильму Рашида Нугманова «Игла Remix»? И как тебе нынешний проект группы «Кино»?

Мой друг Дима Мишенин работал как художник над «Иглой 2», он рассказал про меня и Свету Зомбиреллу режиссеру Рашиду Нугманову. Тот решил нас приобщить — они хотели заменить все эти треки Пьехи и Магомаева. Моя музыка им подошла, дальнейшее — уже история. Что до нового проекта группы «Кино»… Я видел пару видео в интернете и читал восторженные отзывы людей, которые нахваливают современный звук. Но мне, наоборот, эта группа нравилась именно тем своим оригинальным звуком. С другой стороны, сама идея дерзкая, а я всегда приветствую любые эксперименты. Но если бы они вызывали дух Виктора Цоя и он бы пел с ними, то это было бы интереснее. Ну или говорили бы всем, что это не запись, а реально Виктор поет, и построили декорацию — громадную доску ведьм. И пару треков, чтобы зал пел с ними караоке.

Выступление Messer Chups на Open Stage Berlin
#INSERT_ARTICLE#

В силу каких факторов вы выступаете в США чаще, чем в России? Русский рок въелся в россиян?

Мы выступаем там, где нам интереснее в данный момент. Нам очень интересна Америка, так как Европа за 10 лет бесконечных туров уже поднадоела. Америка — очень сложная страна для туров и концертов, но нам везет и нас там полюбили. Въелся ли в россиян русский рок — мне неизвестно, но в России, конечно, не хватает именно рок-н-ролл фестивалей.

Где ты сейчас и чем занимаешься в самоизоляции?

Я у себя дома. Cводил новый альбом Messer Сhups Don’t Say Cheese 2020, сейчас монтирую видео, делаю ремастеринг и новое сведение нашего старого альбома Bermuda 66. Или просто смотрю кино и интернет, играю на гитаре и иногда пью пиво, но в самоизоляции стал пить меньше. Вирус, конечно, сильно скорректировал наши планы: у нас сорвались три тура. В первом — по Европе — мы должны были играть на разогреве у культовой гараж-группы 60-х The Sonics. Еще отменились два тура по Америке с очень хорошими фестивалями. Теперь все подвисло, и это грустно.

Расскажи про ваш новый альбом — и о guest stars, которые приняли участие в его записи.

Мы пригласили спеть четыре трека нашего друга из Америки Шона Уилера (Sean Wheeler) — певца из культовой группы Throw Rag. Мы выступали с ними в Калифорнии в последнем туре 2019 года на Хеллоуин. Вообще мы часто сотрудничаем с разными певцами, но в этот раз сделали акцент на Америку, так как Шон там популярен в рок-н-ролльной тусовке. Текст для двух треков в нем написала Zombierella. Думаю, в Америке мы позже снимем с Шоном клип. Он живет в Палм Спрингс, мы уже снимали там клип на трек Humanica.

Humanica
#INSERT_ARTICLE#
 





Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 17:00, 17 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы