Комфортный Никола-Ленивец
В первый же день фестиваля я думал только об одном: вода вот-вот закончится. Но она не закончилась. Утром второго дня я сказал друзьям, что сейчас последний шанс принять душ — вода вот-вот закончится. Но она снова не закончилась, как и на третий, и на четвертый день.
На фестивале такого масштаба, как «Сигнал», ждешь комфорта — и в прошлом году у организаторов с этим были сложности. В этот же раз многое преобразилось: мест для палаток стало больше, проблем с туалетами и душами практически не было, еда и напитки на фудкортах не заканчивались, а между музыкальными сценами было несколько точек с бесплатной питьевой водой.
Попасть в Никола-Ленивец тоже стало проще: на подъезде к арт-парку наконец-то сделали дорогу (ее проложили еще перед «Архстоянием»), а процесс аккредитации ускорился. В общем, стоять несколько часов в очереди из сотен машин не пришлось, как и бесконечно кружить по парковке. Организаторы явно прислушались к фидбэку с прошлого года и наладили инфраструктуру фестиваля — как минимум по дороге на следующий «Сигнал» я уже не буду так переживать из-за какой-то там воды.
Сцен по пальцам двух рук
С каждым годом на «Сигнале» становится все больше новых сцен — фестиваль продолжает охватывать свежие музыкальные жанры, поэтому появление новых площадок не удивляет. Костяк из Möbius, Meadow, Signal, Rodnya и Prizma пополнился Flower — шестой основной сценой, оформленной в эстетике эпохи хиппи, где среди берез крутились диско-шар, качели и десятки «детей цветов». Вращались все и вся под музыку трех промогрупп: Odyssey, Radi Mira i Lubvi и Leveldva, известных своими чил-рейвами и тусовками, на которых ноги отдыхают, а не умирают.
Уже второй «Сигнал» подряд не обходится без «Радуги», которая снова украсила арт-объект «Ротонда» блестками, гирляндами и розовыми красками. В этот раз лайнап сцены Pop-Up оказался более экспериментальным: площадку открыл долгий (пятичасовой!) сет Cream Soda с Машковым, а в субботу (самый плотный день фестиваля) посреди огромного поля играл оркестр Kito’s Eleven: Kito Jempere Love Orchestra с певицей Mirèle. После этого из «Ротонды» доносился рэпчик МС Сенечки. Да, такой вот контраст.
«Радуге» удалось привлечь к себе внимание даже после того, как разогнались главные сцены. Из мобильного приложения «Сигнала» спонтанно пришел пуш с текстом «Секретный гость — Антоха МС на Pop-Up прямо сейчас», и толпа, уже убежавшая на другие сцены, вновь собралась вокруг «Ротонды». Хитро, хитро!
«Москвичам тут скучно»
Если в прошлом году, когда я только перебрался в Москву и первый раз попал на «Сигнал», каждый диджей был для меня открытием, то в этот раз удивить фестивалю было сложнее. Большая часть музыки, которую играли в разных концах Никола-Ленивца, доносится с московских тусовочных площадок каждые выходные. Сложилось впечатление, что организаторы умышленно заявили в лайнапе самые сливки столичного техно, чтобы привлечь людей знакомыми именами — с громкими зарубежными привозами сейчас, по понятным причинам, туго, так что пришлось выкручиваться.
И все же несколько жемчужин организаторам удалось выцепить (а мне — успеть до них добежать с одной сцены на другую). Вроде турецких альт-рокеров Lalalar, которые к началу своего выступления на Meadow собрали пару десятков людей, а под конец счет пошел на сотни. Или бразильца Gezender, который разогревал (а точнее, жарил) толпу на Prizma перед столичным любимчиком Raumtester. А на Signal (или «мейне», традиционно самой «тяжелой» сцене «Сигнала») раздавал колумбиец Gotshell, от битов которого, казалось, вот-вот начнет трескаться деревянная сцена.
Московским диджеям тоже было что показать: резиденты промогрупп Popoff Kitchen и Applique часы напролет ломали Prizma, сеты Simple Symmetry и Errortica из System 108 собирали тысячи рейверов на Möbius, а на Rodnya во время Private Persons было не протолкнуться. Но, опять же, столичным рейверам все это не в новинку.
Рейв рейвом, а чай по расписанию
Еще в прошлом году я обратил внимание на удивительную черту «Сигнала» — фестиваль дает тебе не только оторваться на сценах, но и предоставляет множество вариантов отдохнуть от зубодробящего техно. Хочешь погреться? Забегай в вигвам между сценами Signal и Rodnya, где еще и бесплатный чай с мяткой наливают. Чувствуешь себя нехорошо? Выпей абсорбент и поспи в «Шатре Заботы», в котором волонтеры присматривают за перебравшими. Нужно восстановить водно-солевой баланс? Иди в кемп «Техносамовар», где все дни фестиваля бесплатно раздают соленые огурцы и наливают чай.
Днем же на «Сигнале» все либо спят, либо проводят время в кемпах — разбросанных по всей фестивальной зоне комьюнити со своими активностями. За мой мейкап на ночь отвечали ребята из кемпа A CASAхCWAXA, разогревался перед сценами я в «Предвкушении» (там каждый вечер угощали настойками!), а переводил дух в эльфийском кемпе Garden of Beatriz, где удалось даже пострелять из лука.
В ночь с субботы на воскресенье (самые загруженные часы «Сигнала») спокойствие, на удивление, нашлось даже на Meadow. Концертную сцену закрывали лайвы Soft Blade, Kedr Livanskiy, Zarya и Plenka — последние часы на огромной акустической поляне царила буквально гипнотическая атмосфера, которую подхватывала и поддерживала каждая из исполнительниц. Именно сюда поздней ночью все приходили перезаряжаться и отдыхать от «туц-туц-туц» — так мило и лаконично Zarya назвала музыку с соседних сцен.
Болотный портал и бар, который не бар
«Сигнал» — это не только про музыку, но и искусство. В этом году фестиваль представил несколько новых инсталляций и преобразил сцены, но далеко не все арт-объекты удивили.«Бар-Горизонт» (авторства арт-группы Nonfrozenarch) оказался высокой смотровой площадкой, которая вмещала всего шесть человек (больше охранник не пускал). Вид сверху открывался на всю акустическую поляну вблизи Meadow — завораживает, конечно, но с барной философией инсталляция совсем не сочеталась. В прошлом году на месте «Бара-Горизонта» стояла постройка Pyramis в форме деревянной усеченной пирамиды, на перекладины которой мог забраться любой желающий. Все и забирались, предварительно купив коктейль у основания инсталляции, — вот тогда-то царила атмосфера настоящего бара.
Хитом же этого «Сигнала» стала инсталляция Portal (авторства Radugadesign) — подсвеченный зелеными лучами мост, проходивший через болото. Ночами на мосту собирались сотни людей, из-за чего на третий день фестиваля организаторам пришлось достраивать перила — ходить по арт-объекту и впрямь было опасно. Но вид того стоил — Portal действительно ощущался как портал, завораживающий проход между двумя измерениями, дополняемый медитативной музыкой на фоне.
Оригинальной, но не совсем функциональной постройкой оказался «Сарай-Градиент» (тоже авторства Nonfrozenarch) — сарай посреди леса, который постепенно «растворялся» между деревьев. Здесь должны были проходить поэтические чтения и театральные постановки, но в первый же день фестиваля организаторы перенесли сцену в другое место. А неподсвеченный и пустой сарай, по задумке авторов, все же растворился в лесу.
А что со светом?
А свет снова — топ. Над сценами, как и в прошлом году, работали команды «Силы Света» и «СЕТАП». Первые приземлили на Meadow огромный НЛО и светоотражающие воздушные шары, а вторые вновь украсили сцену Signal — инсталляция на «мейне» получилась не такой масштабной, как в прошлом году, но все равно захватывала. Нужно было лишь дождаться «нужного» диджея вроде Lena Popova или PTU, от чьих битов световые лучи впадали в лихорадку, передавая эстафету толпе перед диджейкой.
«Если “Сигнал” позволит»
На фестивале эту фразу уместно добавлять практически к каждому предложению. Успеть на всех и посмотреть на все здесь невозможно, поэтому приходится полагаться на судьбу. Если «Сигнал» позволит — успеешь залететь на сет любимого диджея, посмотреть выступление и попасть на раздачу настоек. Если не позволит — по пути к кумиру случайно завернешь на другую сцену, вместо перформанса засмотришься на новую инсталляцию, а настойкам предпочтешь чай с солеными огурцами. Таков путь «Сигнала».