Обзоры, Кино — 14 августа 2022, 12:00

Новые хорроры: «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва», «Уховертка»

600-метровая телевышка. Ревнивая женщина с ликом ребенка. Душевные патологии и ледяные зубы. Антон Фомочкин рассказывает об ужасах кинопроката.

«Вышка» (Fall)

Целый год Бекки (Грэйс Фултон) безутешно скорбит, пьянствует и пачками глотает антидепрессанты, оплакивая трагическую смерть своего супруга Дэна (Мэйсон Гудинг), сорвавшегося при совместном восхождении со скалы. Одиночество — сволочь: девушка подумывает о том, что белый свет ей совсем не мил. Привести Бекки в чувство старается ее лучшая подруга Хантер (Вирджиния Гарднер), зазывая в новое приключение — забраться на 600-метровую телебашню посреди калифорнийской пустыни и почувствовать полноту жизни (и развеять там прах Дэна). Сказано — сделано. Постояв на верхушке, платформе размером полтора на полтора метра (от силы) и покривлявшись на камеру, девушки остаются без путей к отступлению: проржавевшая ветхая лестница камнем падает вниз.

Кадры из фильма «Вышка»
#INSERT_ARTICLE#

Пыточная для акрофобов и им сочувствующих. Не только первоклассный иммерсивный аттракцион, но и радикальный кинематографический жест. Зрительское кресло (смотреть «Вышку» дома — преступление) превращается в аналогичную платформу. От осознания экранной условности совсем не легче. Деваться некуда — только жмуриться, ерзать, отворачивать голову или вовсе покинуть кинотеатр (проиграв и сдавшись). Награда за смелость — эмоциональное очищение, предистеричное состояние и большое психофизическое переживание. История Бекки незамысловата и до отвращения прозаична, ведь все необратимые неприятности по природе своей необдуманны и неловки. Стервятники кружат. Открытые раны кровоточат. Новенькие кроссовки падают оземь. Ладони потеют. Чтобы досмотреть «Вышку» до конца, также нужно проявить недюжинное усилие — каждый титанический рывок героинь в попытке забраться выше или, наоборот, спуститься на несколько метров вниз бьет прямо в цель, отзываясь в зрительских мышцах и головах. Впрочем, фильм режиссера Манна не лишен киногении — чем дальше, тем чаще Бекки и Хантер становятся застрявшими между небом и землей, безликими силуэтами, венчающими ржавую лестницу в облака. 




«Дитя тьмы: Первая жертва» (Orphan: First Kill)

Эстония. 2007 год. Педагог по арт-терапии Анна (Гвендолин Коллинс) получает работу в богом забытой психиатрической клинике «Институт Саарне», где персонал и подопечных кошмарит сердитая на вид девочка Лина Кламмер (Изабель Фурман). Содержать ее — хлопот не оберешься: еженедельно сбегает, смотрит на остальных волком и держит наточенный карандаш так, будто вот-вот загонит его собеседнику в позвоночную артерию. На самом деле Лина — никакой не ребенок, а 30-летняя озлобленная женщина с редким гормональным расстройством. Устроив очередной дестрой в стенах «Саарны», она прячется в багажнике автомобиля Анны и уезжает покорять большой город. На новом месте (заодно и покуролесив) Лина ищет в интернете объявления о пропавших детях и, заприметив нужное, заявляет первому попавшемуся милиционеру, что ее зовут Эстер и она потерявшаяся американка. Некогда безутешная семья из Коннектикута внезапной находке рада, однако и сами новоявленные родственники не лишены явных странностей. 

#INSERT_ARTICLE#

Нежный возраст случается лишь раз в жизни, но время (на киноэкране уж точно) можно повернуть вспять. Приквел и оригинал разделяют долгих 13 лет. Изабель Фурман недавно исполнилось 25. И без того скромный бюджет оригинала, очевидно, оскудел минимум вдвое. Если все обстоятельства против, нужно брать хитростью и измором. Отсутствие должных ресурсов (например, для того, чтобы всполохи CGI-пламени не выглядели, как черновые эффекты) режиссер Белл («Кукла») компенсирует хорошим вкусом и наглостью, предпочитая работать так, будто до него в жанре «смышленый ребенок вышел убивать» (даже, если в кадре дитя лишь номинально) никто никогда ничего не снимал. Испачканные кровью, белоснежные клавиши фортепиано. Кукольный домик в детской спальне как модель особняка настоящего. Разорванная пополам фотография из семейного фотоальбома, на отсеченной и изуродованной стороне которой изображена «мать»-разлучница, а на целой — трепетно любимый «отец». Бравурная The Glory Of Love Джимми Дуранте как отлитая в виниле, чувственная греза, трепетно охраняемая Эстер. Ритмичная Maniac Майкла Сембелло как синоним пробуждения в героине женщины. Все это — клише, инструмент в метаигре со зрителем. 

Острые черты лица повзрослевшей актрисы Фурман, практически бесшовно (при помощи монтажно-оптических приемов) сочетаемые с телом десятилетней дублерши, вызывают подсознательный и нужный диссонанс. Выглядит фильм соответствующе концепту: архаично, словно появился в прокате где-то между третьей и четвертой частью «Омена» (в середине-конце восьмидесятых). Блюр, немного мыльная картинка. Безвременье — понять какой на экране год можно только по вступительному титру. Извечно актуальный буржуазный снобизм. Если авторы первого «Дитя» полагались на твист с не по годам злой «девочкой», то приквел этой привилегии лишен. Потому, ориентируясь на это знание, в приквеле Белл благополучно ставит аудиторию в эмпатический тупик, стравливая жабу и гадюку — человеческую подлость и недолюбленную психопатию.



«Уховертка» (Earwig)

Каждый новый день в жизни маленькой Мии (Романа Хемеларс) начинается с ритуала — ее опекун Альберт (Пол Хилтон), мужчина с уставшим лицом запойного алкоголика, разливает слюну девочки по специальным формам, после чего бережно укладывает их в морозилку. Так закаляются зубные протезы — надев которые, ребенок наконец может позавтракать. В отсутствии каких-либо забот досугу парочки можно, что называется, позавидовать. Альберт либо сидит на табуретке, растирая ладонями свои щеки, либо чахнет над коллекцией стеклянных бокалов, вдохновенно рассматривая их на свету. Мия клацает зубами и перебирает газетных человечков. Иногда вместе они усаживаются напротив необъяснимо депрессивной картины старинного особняка, вглядываясь в огонек адского пламени, мелькающий (бывает, он исчезает) на полотне. Но однажды глухой голос по ту сторону телефонной трубки приказывает Альберту готовить ребенка в дорогу. 


Обобщенная пасмурная европейская реальность времен после Второй Мировой. Сумерки Богов рассеялись, да все вымерло и сгнило. В Багдаде спокойно, в обобщенном Брюсселе — уже не очень. Мирно, да как-то неуютно. В воздухе сквозит иррациональная тревога, а души Альберта, Мии и прочих отчужденных экспонатов этого паноптикума будто бы разъедает осадок. Ранее режиссер Хадзихалилович уже изучала как девочек («Невинность»), так и мальчиков («Эволюция»), теперь взялась за болезненную родительскую нелюбовь. Альберт, конечно же, никакой не опекун, а отец Мии. Только после гибели жены он не хочет ничего помнить (в том числе и самого себя). 

В «Уховертке» нет чувств, только манипуляции (и над зрителем тоже), инстинкты и очевидные рифмы. Поглощение — пошлейшая вариация мунковского «Поцелуя» в финале. Приказ — выдуманная героем роль надсмотрщика девочки напитана страхом проступка перед некими «распорядителями». Подчинение женского начала мужскому и наоборот. Отец продает дьяволу душу — душой, понятно, выступает ребенок, ибо чист, как застывшие в морозилке ледяные зубы. Альберт символически «пережевывает» пищу немощному птенцу. Эфемерность — все те же ежедневные протезы, которые противопоставляются манящему искушению стеклом коллекционных бокалов, прельститься которым равно пораниться об осколки. Музыкальное сопровождение — звук кристаллофона, переходящий в мучительный тиннитус. Сплошные переливы, как блики мутного стакана, мелькающие на свету. «Уховертка» — тягостное живописное эпигонство Магритту, Дельво и Мунку. Вариативная вещь в себе, рекурсия (надо ли уточнять, что особняк с картины — не просто образ), трюк ради трюка. Хадзихалилович побуждает зрителя уподобиться Альберту и часами разглядывать полотно в поисках дьявольского огонька, но, увы, нет здесь ни искры, ни мысли, ни потустороннего света. Художника стоит оставить одного — пусть себе смотрит.



#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 14:00, 3 июля 2025
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Новости, Новости — 3 июля, 14:00
Создатель игры The Last of Us Нил Дракманн не будет работать над сериалом от HBO
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Новости, Новости — 3 июля, 11:50
Евгений Цыганов исполнит главную роль в фильме «Человек, который смеется»
Новости, Новости — 2 июля, 19:00
Сериал «Медведь» продлили на пятый сезон
Новости, Новости — 2 июля, 18:00
Списки задач и предложенные посты: вышло обновление Telegram
Новости, Новости — 2 июля, 17:00
Netflix будет создавать персонализированные трейлеры с помощью ИИ
Новости, Новости — 2 июля, 15:50
Илья Соболев будет обучать стендапу в новом шоу на ТНТ
Новости, Новости — 2 июля, 13:38
«Краски – только мы»: группа «Сироткин» показала песню «Ты да я»
Образ жизни — 2 июля, 12:48
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Новости, Новости — 2 июля, 11:24
Стартовало производство продолжения «Дьявол носит Prada»
Музыка — 1 июля, 20:00
Первый VK Fest в Казани: чак-чак с лицом Басты, эчпочмаки и 20 тысяч человек под открытым небом
Кино — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Новости, Новости — 1 июля, 16:40
Райан Гослинг спасает человечество в трейлере фильма «Проект “Аве Мария”»
Новости, Новости — 1 июля, 15:10
AFELIA выпустила сингл «двинулась»
Новости, Новости — 1 июля, 13:45
«Приключения Электроника» получат ремейк
Новости, Новости — 1 июля, 11:40
Вышел трейлер «Государя» — сериала о жизни Петра I
Новости, Новости — 30 июня, 19:05
Объединение GLAM GO! вернулось с треком «Игра»
Новости, Новости — 30 июня, 15:50
Объявлен каст байопика о группе Scorpions
Новости, Новости — 30 июня, 13:39
Сергей Романович и Гоша Куценко в трейлере сериала «Хутор»
Новости, Новости — 27 июня, 19:20
Завершились съемки нового сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 27 июня, 16:00
BEARWOLF выпустила «Ястребов» — саундтрек к сериалу «Этерна»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июня, 13:50
Сюзанна и NEMIGA выпустили совместный трек «Нежная душа»
Образ жизни — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Новости, Новости — 27 июня, 11:27
Олеся Иванченко дебютирует в кино. Она сыграет в сериале «Няня Оксана»
Новости, Новости — 26 июня, 17:20
Pixar работает над сиквелом «Рататуя». Но это не точно
Новости, Новости — 26 июня, 14:51
Дэйзи Эдгар-Джонс сыграет в новой экранизации «Разума и чувств» Джейн Остин
Новости, Новости — 26 июня, 11:40
Charli XCX выпустила кеды в коллаборации с Converse
Новости, Новости — 25 июня, 19:00
Трэвис Скотт стал «главным визионером» бренда Oakley
Новости, Новости — 25 июня, 17:30
Создатели «Актрис» и «Балета» снимут сериал про «Горбушку»
Музыка — 25 июня, 13:50
С корабля на бал. Гид по фестивалю «Планета K-30» в Петербурге
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето