Обзоры, Кино — 1 августа 2022, 12:12

Вики, Кристина, Барселона и все-все-все. Европейская гастроль Вуди Аллена

До 10 августа в кинотеатрах «Москино Музеон» и «Москино Сокольники» пройдут показы фильмов Вуди Аллена, в числе которых и «Фестиваль Рифкина» — последняя на сегодняшний день работа режиссера, посвященная прогулкам по Сан-Себастьяну. Антон Фомочкин рассказывает о знаменательном европейском периоде в творчестве Аллена, который начался около 15 лет назад и совершенно точно продолжится в ближайшие годы.

Нью-Йорк просто так не бросишь. Длящийся и по сей день вояж Вуди Аллена по Европе — не из тех историй, когда заслуженный кинематографист в затяжном кризисе обрел вдохновение, стоило только пересечь океан. Просто бизнес, ничего личного. 20 лет назад наступление миллениума растревожило Аллена. После «Сладкого и гадкого» его американские картины казались необязательными и промежуточными, а нечто исповедальное и важное не получалось. Не ладились и поиски своевременного альтер эго: и без того невротичный режиссер сомневался еще больше, чем обычно, безуспешно выискивая свой аватар в рядах молодых голливудских артистов. Прибыли не было, падал интерес. Образ застенчивого и рассеянного манхэттенского писателя стоило оставить в покое, хотя бы на пару лет. И без того не самая щедрая американская киноиндустрия неохотно спонсировала авторскую инерцию, тогда как в Европе, наоборот, были счастливы вложиться в маленький фильм со звездами. 

#INSERT_ARTICLE#

Нетрудно представить себе сборы режиссера Аллена в очередную поездку. Выглаженные однотонные рубашки (иногда для разнообразия — в клетку), слаксы цвета крафтовой бумаги, пиджак на случай холодов, запасная пара очков, несколько книг, обязательная панамка — и все это сопровождается непрерывным бурчанием под нос о нежелании выбираться из собственной квартиры на Манхэттене. Для Западной Европы Вуди — один из тысяч туристов, ежемесячно гостящих в чужой стране, чтобы несколько ночей подремать в «колыбели культуры». В этом статусе, Аллен неотделим от своих американских персонажей, случайных наблюдателей, которые поначалу не брезгуют втридорога скупать сувениры, лелеют свое происхождение и следуют по маршрутным картам «топ-10 главных достопримечательностей». Сакральная туристическая метаморфоза (невозможная для режиссера в том же Нью-Йорке) сводится к новообретенному чувственному опыту, когда вместо намоленных Колизея, Эйфелевой башни и храма Святого Семейства для его заезжих героев открываются неизвестные потаенные места, неразрывно связанные с очередной «курортной» влюбленностью. 

Дом, милый дом — позовет обратно, не сможешь отказаться. Две подружки Вики (Ребекка Холл) и Кристина (Скарлетт Йоханссон) поочередно соблазнются Барселоной (о названии фильма нетрудно догадаться) и всерьез задумываются о том, чтобы задержаться в Каталонии надолго, а то и навсегда. Чуждый край, впрочем, не принимает юные умы, сформированные на ином языке и образе мыслей. Барьер языковой не так страшен, как разница менталитетов. Девушки успеют обжечься на связи с местным художником свободных взглядов (Хавьер Бардем), а после уезжают восвояси с хорошей историей за плечами (будет что рассказать за бранчем с друзьями). Так случается практически со всеми, кто по воле Аллена проводит романтический летний (а иногда и дождливый) день в чуждом европейском городке. 

#INSERT_ARTICLE#

Чемодан, вокзал, Манхэттен. От влюбленности до покупки билетов домой от силы месяц. За столь короткий срок чувства не успевают отсыреть, а новый город — наскучить. Для героя «Фестиваля Рифкина» даже сны в Сан-Себастьяне ярче, чем в манхэттенском быту. Пересечь географические границы сродни подсознательному преодолению собственных страхов, иначе в себе не разберешься. Если Рифкин (Уоллес Шоун) становится участником любимых фильмов, блуждая в потемках апатии, то Аллен подглядывает за буднями других на расстоянии вытянутой руки, глазами американцев, которые не могут оторваться от лицезрения ссор импульсивных испанцев, итальянцев и французов. 

Формула деликатного невмешательства в мелодрамы других, достигнет своего абсолюта в «Полночи в Париже», где Гил (Оуэн Уилсон), ночами шатаясь по Монмартру, встречает фантомы творческой буржуазии прошлого. Они иллюзорны, так же как и любая парочка вечно скандалящих, влюбленных художников готовых друг друга убить. Разница в том, что одни — видение, а другие — люди из плоти и крови. Но что с того? Каждого из них невозможно представить в других географических условностях. Любой «местный» (твой современник он или нет) — счастливый узник той страны, на языке которой он воспитан, так и работает культурная память. 

#INSERT_ARTICLE#

Казалось бы, режиссером воспето низкое — курортные романы, плотские соблазны и низкие поступки, но они становятся особенными, непорочными и возвышенными, благодаря пресловутой «силе момента». Аллен не стыдится слова «открытка», которым критики клеймят его лазурные наважденческие приключения по Европе. Как истинно влюбленный человек Вуди видит Францию, Италию или Испанию в лучшем виде: странами вечными, но далекими, автономно мыслящими и чувствующими. 

«Американское мышление сковано», — не стесняясь, утверждает своими фильмами Аллен. Любое такое путешествие для его героев (зачастую зажатых и чопорных) становится возможностью выйти за пределы внутренних табу, зоны комфорта и границ разумного. Будь то открывшийся у Кристины в Барселоне талант к фотографии. Беседы Гила с Дали, Хемингуэем и прочей культурной элитой прошлого. Или разочарование извечного скептика Стэнли (Колин Ферт) в своем цинизме, стоило ему только влюбиться («Магия лунного света») в шарлатанку Софи (Эмма Стоун), конечно же, на Лазурном берегу. 

#INSERT_ARTICLE#

Единственная европейская страна, которую стоит обособить в разговоре о каникулярных фильмах Аллена — Великобритания. Отсутствие языкового барьера возводит извечно пасмурный, депрессивный Лондон в ранг театральных подмостков, на которых, следуя шекспировской традиции, ничего кроме трагедий и инфернальных комедий положений поставить не удается. В легкомысленной, на первый взгляд, «Сенсации», ирония и смерть неразрывны — неупокоенную душу акулы пера Джо Стромбела (Иэн МакШейн) мучает разоблачение нового серийного убийцы. Дух обращается к студентке журфака Сондре Прански (Скарлетт Йоханссон), та проводит собственное расследование: то соблазняется, то разочаровывается, но все время находится на волоске от собственной погибели. 

Тогда как другой фильм из лондонского цикла — «Ты встретишь таинственного незнакомца» — начинается неточной цитатой Шекспира о бессмысленной жизни, полной слов и страстей. Вместо того, чтобы опровергнуть этот тезис, Аллен с нескрываемым удовольствием его подтверждает, наказывая своих бессовестных героев за аморальные и бесчестные поступки бременем неопределенности. Не менее тоскливы (в своем антураже) «Матч пойнт» (и вовсе один из лучших фильмов Аллена) и «Мечта Кассандры». Две истории, вдохновленные прозой Достоевского и Драйзера: о кровной мести, (не)оправданной жестокости и тонкой грани между гуманным/бесчеловечным.  



Другая любопытная закономерность, с которой Аллен пишет европейские портреты, заключается в выборе операторов. Начиная с «Матч пойнта» режиссер отказывается от услуг американцев. В Великобритании и Испании Вуди прощупывал почву, работая над первыми фильмами («Матч пойнт» и «Вики Кристина Барселона») с британцем (Реми Адефаразин) и баском (Хавьер Агирресаробе) соответственно. А Рим, Париж и Лазурный берег он видел глазами иранца Дариуса Хонджи, что особенно символично, так как в этих фильмах принципиальным был мотив мультикультурализма, образ нелепого светского Вавилона. Последняя на сегодняшний день коллаборация Аллена с итальянцем Витторио Стораро растянулась на краткосрочное возвращение режиссера в родной Нью-Йорк и изгнание обратно в Европу. Но, когда в Америке идут дожди, в Сан-Себастьяне солнечная погода. Отличительная черта Стораро в работе с кадром — слепящий золотой свет, заливающий собой все пространство, так что его единство с Алленом кажется символичным. Ведь там, где ясно, — покой.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Певец, Продюсер
Скарлетт
Йоханссон
Актёр, Продюсер
Эмма
Стоун
Читайте также
Кино — 12:04, 7 июня 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Новости, Новости — 7 июня, 12:04
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 6 июня, 18:00
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости, Новости — 6 июня, 16:00
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости, Новости — 6 июня, 13:50
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости, Новости — 6 июня, 11:34
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Новости, Новости — 5 июня, 19:05
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости, Новости — 5 июня, 14:34
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости, Новости — 5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 4 июня, 19:10
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»
Новости, Новости — 4 июня, 17:50
Колин Фаррелл и Марго Робби в трейлере фильма «Большое смелое прекрасное приключение»
Музыка — 4 июня, 16:04
Фестивали, собачки и Толя. 13 вопросов Mary Gu
Новости, Новости — 4 июня, 16:00
Редактирование голосовых и HD-изображения: вышло крупное обновление Telegram
Новости, Новости — 4 июня, 13:50
Объявлен каст сериала «Кэрри» по роману Стивен Кинга
Новости, Новости — 4 июня, 11:37
Сериал «Папины дочки. Новые» получит фильм-сиквел
Новости, Новости — 3 июня, 19:03
EIGHTEEN выпустил трек «НЕТ ПРАВИЛ»
Новости, Новости — 3 июня, 17:40
«Любить не перелюбить»: Mirèle и «Бонд с кнопкой» выпустили совместную песню «Цветы»
Новости, Новости — 3 июня, 16:00
Приключения сироты и кулачного бойца в трейлере фильма «Волчок»
Новости, Новости — 3 июня, 13:50
Новый главный герой в тизере 2-го сезона сериала «Постучись в мою дверь в Москве»
Кино — 3 июня, 12:25
На пару слов: Дженна Ортега — о «Последнем завтра» и работе с The Weeknd
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 июня, 11:22
Хиты в акустической аранжировке: Ваня Дмитриенко выпустил новый альбом
Новости, Новости — 2 июня, 16:50
Финальные испытания в трейлере 3-го сезона «Игры в кальмара»
Новости, Новости — 2 июня, 14:40
Бенуа Бланк и новое дело: вышел тизер триквела «Достать ножи»
Кино — 1 июня, 16:15
Все бывает в первый раз. 5 российских сериалов о подростках
Образ жизни — 1 июня, 13:12
Дачакор, воительница любви и вдохновение космической экипировкой: новые дропы от WARRO, Le Papa et Les Trois Fils и других брендов
Новости, Новости — 30 мая, 17:04
Катя Милтей выпустила сингл All Night
Новости, Новости — 30 мая, 16:01
Поколение мечты: на «Снобе» вышел документальный фильм о зумерах
Музыка — 30 мая, 15:30
Только джампстайл. МС Улыбочка — о продвижении в индустрии, разнице поколений и о том, как быть клевой
Новости, Новости — 30 мая, 15:00
Антоха МС, Geju и «ЛАУД»: «Архстояние» объявило музыкальную программу
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы