Печатью на 3D-принтерах сейчас мало кого удивишь. Ну а как тут удивляться, если японцы научились печатать дома всего за сутки, эквадорцы решили построить 3D-деревню, а англичане создали с помощью принтера протез глаза? Достижения американского стартапа Simplifyber на этом фоне кажутся куда скромнее. Местные умельцы с помощью печатных устройств создают одежду и обувь из жидкой целлюлозы. Этот проект нужно рассматривать с точки зрения перспективы: получившиеся вещи полностью биоразлагаемы. Так компания пытается решить экологические проблемы, в частности, сократить количество отходов от производства, притом значительно.
Есть еще один важный нюанс: Simplifyber руководит Мария Интшер-Овранг, которая прежде работала дизайнером в модных домах, в том числе в Alexander McQueen и Vera Wang. Поэтому предметы гардероба, выходящие под ее именем, не только экологичны, но и носибельны — этого зачастую не хватает конкурентам. В доказательство издание Fast Company показало, как выглядят кроссовки. Они необычной фактуры, с пористой подошвой, но при этом весьма привлекательные.
По словам Интшер-Овранг, и обувь и одежда выходит из печати уже в готовом виде. «Мы создаем формы с помощью 3D-принтера. Затем заливаем туда нашу жидкую суспензию, которая в конечном итоге превращается в материал, похожий на ткань», — вкратце объяснила она принцип технологии. В отличие от традиционных производств, материалы не тратятся впустую — Simplifyber использует ровно то количество жидкой целлюлозы, которое необходимо. Если товар нужно окрасить, краситель добавляют сразу же, пока материал находится в жидкой форме. Это, говорят производители, экономит потребление воды. А когда срок службы вещей подходит к концу, их можно переработать и создать новые элементы одежды.
Варьируя состав и густоту смеси, можно менять характеристики ткани. Кроме того, можно менять текстуру изделий и подгонять товар под конкретного клиента, предварительно его «отсканировав». Стартап собирается начать именно с индивидуального пошива. Однако в перспективе Simplifyber хочет запустить массовое производство. Оно, вопреки предрассудкам, может оказаться более доступным, чем традиционные аналоги. Почему? Огромное количество процессов компания заменяет всего одним. Поэтому Simplifyber нацелен на более бюджетный сегмент. В будущем фирма планирует производить футболки. Говорят, что за день она сможет выпускать столько же тишек, сколько традиционная фабрика производит за месяц. Но это пока в теории.
При этом стартап не собирается работать в одиночку. Своим примером он хочет заразить другие компании и доказать, что использовать новый волшебный материал целесообразно, экономически выгодно и очень экологично. Simplifyber уже начинает сотрудничать с брендами. Первым 3D-продуктом, запущенным в массовое производство, вероятно, станут кроссовки. Новая модель может появиться на рынке уже в следующем году.