Самоизоляция рано или поздно закончится, и мы рванем в салоны красоты, парки, любимые барчики и, конечно, на выставки, по которым, думаю, многие соскучились. В Италии, где ситуация с короноапокалипсисом гораздо страшнее, чем у нас, первым делом открыли именно музеи. И это очень правильное решение, потому что, хотите верьте, хотите нет, но именно искусство может излечить от стресса, который все мы переживаем во время изоляции.
Домашнее музицирование в Европе, кстати, появилось именно в эпоху пандемии чумы. Уличных музыкантов стало опасно пускать во дворец, вот жители этих дворцов и достали инструменты, чтобы учиться развлекать себя самостоятельно.
В этой статье Настя Четверикова — автор подкаста «Искусство для пацанчиков» — предлагает в преддверии выставочного сезона узнать, что интересного можно будет посмотреть в столице, когда музеи откроют. Только самое важное, без «воды» и заумных фразочек.Выставка «Микеланджело Пистолетто» (ММОМА на Петровке)
Даты будут уточняться
Микеланджело Пистолетто — мэтр итальянского концептуального искусства. Как и его знаменитый тезка, Пистолетто обожает скульптуру и живопись, а еще очень любит разбираться с тем, как искусство связано с экологией, политикой, экономикой. Вот, например, его знаменитая работа «Венера тряпичная» 1967 года из Музея современного искусства в Риволи. Автор берет за основу прекрасную скульптуру эпохи Ренессанса и ставит ее перед горой тряпок эпохи фаст-фэшна. Ясно, что художник здесь подчеркивает проблему общества потребления, в котором мы существуем. Если эту работу привезут — обязательно сделайте с ней селфи. Это будет отличный способ собрать множество лайков в своих соцсетях и заодно распространить «умное» искусство Пистолетто в массы подписчиков.
Кстати, если вдруг вы художник, можете поучиться на курсе Микеланджело Пистолетто. Для продвижения своих идей он создал учебное заведение «Цитадель Искусства» (cittadellarte.it). Там обучает студентов именно тому, как связывать искусство с окружающей действительностью и ее актуальными проблемами.
Микеланджело успел поработать не только с итальянскими коллегами из «Арте пОвера» (так называемое «бедное искусство», которое отрицало ценность произведений великих мастеров, утративших смысл в современном мире, и работа «Венера тряпичная» — яркий пример этого направления), но и с Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном. Правда, искусство Пистолетто вышло за рамки американского поп-арта, и он быстро понял, что его глубоким философским идеям не место среди банок супа «Кэмпбелл», но, думаю, этот опыт здорово отразился на его творчестве.
Сам Пистолетто считает себя скорее потомком Малевича и его «Черного квадрата», сравнивая свои «Зеркальные картины», которые привезут в Москву, с бесконечностью времени и пространства в работе нашего супрематиста: «Мои же "Зеркальные картины" — о времени, памяти, столкновении полярностей: "статика — динамика", "вечное — преходящее", "прошлое — настоящее". Я пришел к выводу: объективно только то, что отражается в зеркале, а не то, что изображено на холсте. Затем в 1960-м году я начал делать черно-золотые фоны-зеркала без изображения, что немного напоминало византийскую икону, но в них отражался я. И тогда я понял: это то, что я искал. Уже в 1962 году высветлил отражение и стал использовать фотографию — единственную технику, объективно фиксирующую момент, настоящее, и прошлое, то есть память».
В свои 86 этот седобородый художник завоевал все мыслимые и немыслимые премии мира искусства, его работы выставляются в лучших галереях мира: «Тейт» в Лондоне, Музей Гуггенхайма в Бильбао и Нью-Йорке, итальянские галереи. В России его выставки тоже проходили, правда, достаточно давно, поэтому особенно здорово, что мы сможем увидеть его работы сейчас. И, возможно, в связи с пандемией сможем как-то иначе на них взглянуть.
Даты: 13 июня — 29 ноября
В «Гараже» готовят много интересного: и «Секретики» советского андеграунда 1966-1985 годов из архивной коллекции, и новые имена на второй Триеннале российского современного искусства, но я расскажу о своем аргентинском любимчике Томасе Сарасено, чей космический объект будет радовать нас на территории музея.
Познакомилась я с его творчеством в 2019 году в Дюссельдорфе в музее «К21», где над пятиэтажным колодцем здания натянута его знаменитая работа «На орбите». Теперь представьте. Вам выдают комбинезончик, ботинки, даже резинку для волос, вы забираетесь по лестнице и идете по натянутой сетке над музеем. Ага. Мечта акрофоба. Если честно, мне пришлось уговаривать себя шаг за шагом вернуться обратно на лестницу, не поддаваясь панике, так что я так и не распробовала это чудо. Хотя мой муж и еще человек пять действительно испытали то же, что чувствуют космонавты над бездной, приземляясь на Луну, — и визжали от восторга.
А потом ты спускаешься на соседний этаж, видишь паутины в специальных ящиках и начинаешь понимать, откуда «растут ноги» шедевра «На орбите». Сарасено разводил пауков, а потом сплетенную ими паутину смоделировал в 3D и перенес на армированную сетку, по которой вы и сейчас можете рискнуть пройтись, если не боитесь высоты и если нас выпустят за границу в ближайшее время.
Этот 47-летний художник еще в 80-х работал в центре космических исследований и запускал уникальные инфракрасные монгольфьеры в верхние слои атмосферы — как я поняла, это аэростаты, только более совершенные, чем обычные. Они способны летать на 40 км и не падать. Один из прототипов такого аппарата мы и увидим в пространстве «Гаража».
Идея Сарасено — создать город над землей, в котором не будет коррупции, коронавируса, капитализма. И вообще, планете давно пора дать от нас отдохнуть. Наши авангардисты тоже об этом мечтали еще в начале XX века. Например, Эль Лисицкий предлагал в 1920-х построить воздушный город, где все будет very well, и таких идей было предостаточно. Но Сарасено — не просто художник, который фантазирует: он знает и изучает реальные материалы, которые используются в космической промышленности. Так, например, шар имеет прозрачную и зеркальную стороны. За счет первой поддерживается температура внутри шара ночью: прозрачная поверхность пропускает инфракрасное излучение от поверхности Земли. А зеркальная сторона отражает солнечную радиацию и не позволяет аэростату перегреваться в течение дня.
И пусть это пока только сферы из музея, но когда-нибудь мы сможем в них уединиться в воздушном пространстве. Я в это верю, а вы?
Даты: 16 июля — 8 ноября
Пушкинский расколдует нас после самоизоляции совмещением прекрасного классического и современного искусства. Направление музея «Пушкинский XXI», собственно, на это и рассчитано. Впервые за всю историю музея главные площади будут отданы видеоарту!
Билл Виола — известный американский художник, работающий именно в этом жанре. Ему 69 лет, он живет в Нью-Йорке, а видеоарту научился у итальянцев, когда после учебы в универе (он, кстати, доктор изящных искусств) увлекся музыкой и отправился в Италию. Там познакомился с Нам Джун Пайком — американо-корейским пионером видеоарта. И понеслась. Человек с таким бэкграундом смог легко совместить знание мирового искусства, различные философии, религии и новейшие технологии в видеоарте. Его работы — синтез света, цвета, музыки и впечатлений — заставляют задуматься о вечных вопросах жизни, смерти, раскаяния.
Кстати, Виола очень русский американец. Например, своего сына он назвал Андреем в честь Тарковского, с 1997 года выставляется в России — в Петербурге и Москве. Даже успел посотрудничать с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинки.
В Москву приедет его видеоарт из серии «Тристан» 2005 года. Первоначально проект создавался для постановки знаменитой оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса, где как раз и участвовал оркестр Гергиева. А потом видеофон оперы стал самостоятельным произведением. В нем герои как бы проходят испытание стихиями воды и огня. Этот «обряд очищения» очень здорово перекликается с религиозными сюжетами художников Возрождения и не только.
Для сравнения — вот последняя картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» 1519-1520 годы.
Я надеюсь увидеть работу из серии «Мученики» 2014 года, которая создавалась специально для демонстрации в соборе Святого Павла в Лондоне. Там четыре персонажа проходят испытания четырьмя стихиями. Герои вполне современны и не имеют отношения к какой-либо определенной религии. Да и какая может быть религиозная подоплека у природных стихий? Они существуют вне верований и обществ, при этом управляют всеми нами. Очень, на мой взгляд, актуальная работа. А вот свет, выступающий из темноты, напоминает о работах Караваджо и других художников, использовавших кьяроскуро (это когда луч света выхватывает персонажа из тьмы). Картины этих художников будут демонстрироваться в то же время в других залах Пушкинского, и эта параллель завораживает.
Даты: 21 июля — 8 ноября
Представьте: отойдете вы от видеоарта XXI века и окажетесь в параллельной вселенной. Вселенной Рафаэля Санти — одного из «черепашек» Ренессанса и автора знаменитой «Сикстинской мадонны».
Микеланджело Караваджо — художник, чьи работы долгие годы закрывали тканью на выставках и открывали последними, чтобы они «не ослепляли» посетителей сразу и дали шанс другим картинам. От них действительно дух захватывает, особенно если знать невероятные истории их создания.
Артемизия Джентилески — одна из ярчайших последовательниц Караваджо, и да — женщина, которая открыла дорогу другим представительницам прекрасного пола в живописи XVII века. Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Жестокие сюжеты (и кстати, это самые знаменитые работы художницы) были написаны еще до ее 18-летия. Отчасти потому что Артемизия стала прародительницей барочного Me Too, и в картинах, и в суде выступив против изнасиловавшего ее учителя живописи, в мастерской которого она училась. Мерзавец получил всего восемь месяцев тюрьмы, но мир обрел шедевры Джентилески.
Картины Пармиджанино, Липпи, Боттичелли, Мазаччо, Карраччи и еще огромное количество работ великих итальянцев, хранящиеся в музее Каподимонте, будем надеяться, все-таки доберутся до нас этим летом, и мы насладимся истинной красотой.
Даже если летом что-то из этих арт-событий не состоится по причине пандемии, в сентябре нас ждет несколько грандиозных открытий. Но о них в другом обзоре в конце лета.