Обзоры, Образ жизни — 2 июня, 00:30

Зачем Христо Явашев укутывал пространство? Вспоминаем, что делал великий художник

31 мая все издания опубликовали новость о смерти невероятного болгарского художника Христо Явашева, который прославился «упаковкой» Рейхстага и других глобальных объектов. При этом почти никто не писал главного: зачем Христо делал это и почему посвятил этому свою долгую жизнь? Настя Четверикова, культуролог, лектор, создатель и автор подкаста «Искусство для пацанчиков» рассказывает об этом кратко, доступно, без лишней воды.

Христо и его жена Жанна-Клод де Гийебон познакомились во Франции, где он учил ее искусству, а она его — французскому. С тех пор они сотворили огромное число невероятных работ. Не знаю, как у остальных, лично у меня всегда их работы ассоциировались с нежно укутанным ребенком: Рейхстагом в Берлине в серебристое одеяльце; мостом Пон-Неф в Париже в золотую материю; 11 необитаемых островов в Южной Флориде миллионами квадратных метров розовой полипропиленовой ткани. В 2021 году он должен был бережно укутать саму Триумфальную арку в Париже! Теперь ее укутают без него. А сразу после снятия ограничений, установленных в связи с коронавирусом, в Центре Жоржа Помпиду в Париже пройдет его памятная выставка. Так зачем же укутывать пространство?

Это философия

«Они исчезнут, как наше детство, как наша жизнь», — говорил Христо. Все бренно, в том числе и искусство. Упаковка исчезнет, а воспоминания и впечатления об этом действе останутся.

Это свободолюбивая идея против продажного искусства

«У них [произведений] нет причин на существование, кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода — самый главный компонент этого проекта. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода — это враг обладания, а обладание равно статичности…» — говорил Христо. Бэнкси, Каттелан, JR — многие современные художники борются против засилия денежной оценки искусства. У Христо был вот такой, свой способ.


Это для переосознания людьми привычного пространства

Христо: «Очень наивно с нашей стороны полагать, что мы до конца понимаем значения "Пон-Неф" для парижан…».

Ежедневно мы проходим мимо привычных шедевров архитектуры (и не только), принимая их как должное и не придавая значения красоте и деталям. Стоит это немного изменить (например, спрятать от ваших глаз) — и мы наконец-то обратим внимание на объект. Иногда на это просто нужно указать.


Это искусство ради процесса

Христо: «Оборачивать мост — словно возводить его с нуля, а драпировка Рейхстага по своей сути напоминала строительство здания».

Христо и его жена и соавтор делали все работы в двух стадиях: «цифровой» и «практической». Первый — сложнейший этап: это сотни рисунков, набросков (кстати, если и продавалось что-то, то именно это), многолетние бюрократические переговоры с представителями разных государств. Например, чтобы «укутать» Триумфальную арку в Париже, он вел переговоры аж с 1962-го, когда появилась эта идея. Реализуют этот проект только на 16 дней: с 19 сентября до 4 октября этого года.


Второй «практический» этап — это творчество чистой воды. Попробуйте аккуратно завернуть статуэтку, стул или просто подарок — это настоящее творчество, и вам оно обязательно понравится. Рейхстаг, например, заворачивали в течение нескольких дней и не использовали технику. Его заботливо, как грудничка, оборачивали альпинисты, повторяя каждый изгиб, прочувствовав здание заново, что было, конечно же, невероятным трудом.

Художник бессмертен, если его идею подхватывают другие художники. Вот, например, JR делает бумажные покрывала тоже для глобальных объектов: например, к 30-летию стеклянной пирамиды Лувра он обклеил все пространство площади своей работой, которую после растащили на сувениры граждане. В своем творчестве он вторит идеям Христо. И, кстати, он одним из первых поставил «сердечко» под постом о кончине великого мастера.


Фото: Global Look Press
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическом кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 13:53, 10 августа 2020
Новое в музыке за неделю: Sam Smith, Billie Eilish, Glass Animals и Леля
Бизнес — 10 августа, 13:53
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за первое полугодие 2020-го
Новости, Кино — 10 августа, 13:04
В московских парках покажут короткометражки молодых российских режиссеров. Среди участников — Ян Гэ
Новости, Образ жизни — 10 августа, 10:55
В твиттере делятся воспоминаниями о старых видеоиграх. Консоли на батарейках, кассеты и все такое
Новости, Образ жизни — 10 августа, 09:10
Гордон Рамзи устроил филиал «Адской кухни» в тиктоке. Он комментирует рецепты фудблогеров
Новости, Музыка — 10 августа, 00:10
У Карины Кросс новый трек «Не смогу». Это фит с Verbee
Популярная темаПопулярно
Новости, Образ жизни — 9 августа, 23:23
Теперь и Рианна в тиктоке. Видео там нет, а подписчиков маловато
Новости, Бизнес — 9 августа, 18:16
YouTube больше не будет уведомлять о новых видео по почте. Эти письма просто никто не открывает
Новости, Образ жизни — 9 августа, 13:35
Советские репортеры посмотрели сериал Антона Лапенко. Им не понравилось
Новости, Образ жизни — 9 августа, 10:00
В Москве открылась галерея «У Марии» Маши Комаровой и Игоря Андреева. Она получилась очень альтернативной
Новости, Кино — 8 августа, 21:50
Джаред Лето станет новым Энди Уорхолом
Кино — 8 августа, 16:58
Кино недели: «В ожидании варваров», «Любовь между строк», «Агент Лев»
Новости, Образ жизни — 8 августа, 16:10
Новое место в Москве: самый маленький в мире бар «Тройничок»
Новости, Образ жизни — 8 августа, 15:05
Дима Гордей готовит новый проект на ютьюбе. На этот раз шоу будет не про автомобили
Образ жизни — 8 августа, 14:06
Белокуриха, Алупка, Судак и другие города, где отдыхают российские туристы этим летом. Обзор SRSLY
Популярная темаПопулярно
Новости, Образ жизни — 8 августа, 13:10
Еще больше блогерских домов: в Татарстане теперь есть свой тикток-хаус
Новости, Музыка — 8 августа, 10:22
Премьера нового сингла Telly Grave. Он записал фит с Федуком
Новости, Образ жизни — 8 августа, 09:37
Новое шоу на ютьюбе — «The Гараж». ST, Каграманов, Цой и Качер поговорили о тиктоке и не только
Новости, Образ жизни — 7 августа, 22:27
«Риз Уизерспун челлендж», или Как нас уже потрепал 2020-й? Новый вирусный мем
Образ жизни — 7 августа, 22:15
ЖатропеР: премьера фильма «Хэппи-энд»
Кино — 7 августа, 20:46
Сериалы недели: «Беглец», «Звездный путь: Нижние палубы», «Страна иммигрантов», «Самый разыскиваемый в мире»
Новости, Музыка — 7 августа, 19:03
Посмотрите клип Cardi B и Megan Thee Stallion. В видео снялась Кайли Дженнер
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Музыка — 7 августа, 16:15
Группа Cream Soda в новом выпуске «Тру шоу»: о Томми Кэше, недооцененном клипе и работе с Федуком
Новости, Музыка — 7 августа, 15:30
В Fortnite впервые выступит азиатский музыкант. Это будет Кэнси Ёнэдзу
Новости, Образ жизни — 7 августа, 15:14
«Симач» вернулся: веранду и бар уже открыли. Осенью заведение начнет работать в полную силу
Новости, Образ жизни — 7 августа, 13:19
Новое интервью Ирины Горбачевой: о рекламе, стоимости съемочного дня и сериале «Чики»
Образ жизни — 7 августа, 13:05
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Гай Германика, Москвитин и пиксель-арт
Новости, Образ жизни — 7 августа, 12:00
Илон Маск, Артемий Лебедев и Витас спели песню из японской игры
Новости, Образ жизни — 7 августа, 10:17
Forbes назвал семь самых богатых тиктокеров. В лидерах Эдисон Рэй и сестры Дамелио
Новости, Музыка — 7 августа, 00:03
Премьера нового трека Mary Gu. Припев песни взят из «Нежности» МакSим
Новости, Образ жизни — 6 августа, 22:11
Саша Ваш в новом выпуске шоу «Петя любит выпить»: об уходе из Smetana TV, проекте «Я себя знаю» и личной жизни
Птичка господа милосердного
(1 сезон)
13 причин почему
(4 сезон)
Мандалорец
(2 сезон)
Эйфория
(2 сезон)
Хороший человек
(1 сезон)
Страна Лавкрафта
(1 сезон)
Звездный путь: Нижние палубы
(1 сезон)
Самый разыскиваемый в мире
(1 сезон)
Еженедельная рассылка самых свежих и интересных новостей:
Cпасибо, ждите писем!
Сожалеем, заявка не была отправлена :(
Проверьте корректность E-Mail
подписаться