Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, был открыт для судоходства в конце XIX века. С тех пор он оказывал достаточно сильное влияние на мировую торговлю вообще и на бюджет Египта в частности. Но в полной мере осознать значимость этого водного пути удалось только в прошлом году. 23 марта 2021-го огромный контейнеровоз Ever Given сел на мель прямо посреди Суэцкого канала и полностью заблокировал движение. Специалисты то так, то сяк пытались вытащить судно, но все без толку: контейнеровоз стоял на месте почти неделю, а вместе с ним и четыре сотни судов, которые выстроились в пробку. Последствия оказались экономически катастрофическими, и разгребать их приходится по сей день. В общем, досталось от блокировки многим, а сам Суэцкий канал почти не пострадал: несмотря ни на что, в прошлом году он пропустил через себя рекордное количество судов.
По данным издания Bloomberg, в 2021-м через печально знаменитый канал прошло 20 694 судна. Благодаря пошлинам администрация заработала 6,3 млрд долларов. С февраля сборы на проход по каналу вырастут на 6%. Однако эксперты считают, что это не сократит количество судов. Напротив, в 2022 году объемы будет расти, а с 2023 года — расти чуть ли не в геометрической прогрессии. К тому времени будет завершен проект по расширению и углублению Суэцкого канала. В результате через его новую версию сможет проходить на 28% больше судов.
Видимо, владельцы Суэцкого канала просто не предоставляют судам выбора. Это стало окончательно понятно летом. 20 августа контейнеровоз Ever Given вновь прошел по каналу. Он заплыл на территорию Египта по пути из Англии в Сингапур, куда ехал для ремонта. В администрации Суэцкого канала максимально подготовились к приходу судна. Ну еще бы: права на ошибку у них просто не было. К контейнеровозу сразу приставили два буксира, чтобы они были на страже потенциально возможных катастроф. Благо на этот раз все закончилось хорошо и для Ever Given, и для Суэцкого канала, и для мировой экономики.
Зато досталось садовым гномам. Точнее, их владельцам, которые столкнулись с сильными задержками поставок. Особенно ситуация коснулась Великобритании. Там за время пандемии интерес к гномам и другим товарам для сада и огорода значительно вырос — у людей появилось новое хобби. Повышенный спрос на тематические товары и блокировка Суэцкого канала привели к кризису: поставщики не успевали доставлять заказы. Некоторые магазины простаивали без гномов по полгода. Больше про эту резонансную ситуацию особенно не писали. Поэтому остается надеяться, что у глиняных ребят сейчас все хорошо.