Обзоры, Кино — 16 ноября 2021, 00:28

Хорошо забытое старое. Гид по первому Московскому фестивалю архивных фильмов

В Москве начался I Московский международный фестиваль архивных фильмов, который продлится до 28 ноября. Ранее смотр проходил в закрытом формате на площадке Госфильмофонда, теперь же стал доступен зрителю на экранах сразу нескольких кинотеатров («Иллюзион», «Художественный», «Москино Космос»). О том, что готовит программа фестиваля, рассказывает Антон Фомочкин.

Архивное кино — это всегда тайна. Найденные пленочные копии немых фильмов двадцатых годов — нерассказанные истории, которые практически никто не слышал. Реставрация — возможность посмотреть на давно известное (и иногда любимое) с новой перспективы: словно это то полотно, каким его когда-то представлял автор. Ретроспективы — сложившийся пазл, концептуальное путешествие по карте чьих-то воспоминаний. Увидеть все это в формате смотра, в котором одна программа неуловимо отзывается (словом, темой, образом) в другой — сродни мистерии. 

Такой мистерией некогда был фестиваль «Белые Столбы» в Госфильмофонде. Немые картины сопровождал живой аккомпанемент. Ранее неизданное чередовалось с обрывками, в лучшем случае пятиминутными вставками кинохроники, мимолетными вспышками прошлого, которые кто-то случайно (или намеренно) запечатлел. Время безжалостно эти записи поглотило (к счастью, не навсегда). Отреставрированные копии фильмов часто представляли сами режиссеры (например, несколько лет подряд в ГФФ приезжал Марлен Хуциев), а гуляя по территории фонда, можно было нечаянно встретить прочих гостей фестиваля подобно тени отца Гамлета.

I Московский международный фестиваль архивных фильмов — преемник мистерии «Белых Столбов». Вместо одного зала в далеком Домодедово теперь назначен маршрут путешествий по Москве: от «Москино Космос» на ВДНХ до «Художественного» на Арбате. В последнем пройдет реконструкция дореволюционных сеансов: буржуазный шик эпохи на примере «Дамы с камелиями», хроникальные репортажи и многое другое.

Кадры из фильма «Дама с камелиями»
#INSERT_ARTICLE#

Каждому кинотеатру — своя программа. В малом и VIP-залах «Иллюзиона» — «Киноклассика. Повторный прокат», сосредоточение реставраций, проведенных киноконцерном «Мосфильм» и ранее выпущенных в прокат «Искусством кино». «Берегись автомобиля», «Июльский дождь», «Иван Грозный», «Восхождение», «Иди и смотри», «Курьер» — признанная классика, названия способны продать себя сами. 

Подробнее стоит остановиться на последнем пункте программы. Реставрация картины «Мальчик и девочка» Юлия Файта была проведена в Госфильмофонде, и впоследствии ее показали в «Белых Столбах» (в 2017 году). С этой премьеры у фильма началась вторая жизнь (в год выхода он был запрещен и лег на полку) — состоялось несколько кинотеатральных показов. «Мальчик и девочка» — маленькая история несчастной подростковой любви, поставленная по рассказу Веры Пановой. Он (Николай Бурляев) приехал в Крым по путевке. Она (Наталия Богунова) — сверстница-официантка — без памяти в него влюбляется. Заканчивается его отпуск, расставание неминуемо, лето теряет краски, обещанные письма так и не придут. Но даже мимолетная, как казалось, история бесследно не проходит. 

Кадры из фильма «Мальчик и девочка»
#INSERT_ARTICLE#

Продолжит диалог поколений программа «Трудный возраст» (также в «Иллюзионе»). Юный бунтарь — понятный и знакомый любому образ. Нетерпимый, чуткий, инфантильный, ищущий внутренней (прежде всего) правды в созвучии с окружающим миром. Социокультурные и политические сдвиги находят свое отражение в подростковом протесте, фиксируя на пленке не только характеры, но и эпоху. Выборка фильмов — неочевидна (тем лучше), широта взглядов (разница менталитетов и стилей) подтверждается многообразием советских республик. Преступление, острое чувство вины и закономерное наказание, вопреки стараниям взрослых, — в беспокойной картине «Когда зацвел миндаль» (Грузия). Печальный взгляд на тяготы первой любви и ревности в фильме «Когда я был маленьким» (Литва). Фантасмагория момента в ландшафте странной, но упоительной сельской жизни в «Путешествии в апрель» (Молдова). Портреты не только неукротимых, тонко чувствующих реальность подростков, но и их дома (глобально) — родного края. Из череды прочих мосфильмовских и ленфильмовских проектов в «Трудном возрасте» отдельно хочется выделить «Сына» Юрия Озерова, околонеореалистическая действительность которого позволяет оказаться в возрожденной, строящейся столице пятидесятых годов — в том призрачном городе прошлого, в котором мы уже никогда не окажемся.

Кадры из фильма «Когда зацвел миндаль»
#INSERT_ARTICLE#

В «Москино Космос» пройдет два значительных показа с 70-миллиметровой пленки. Пометка о «широком формате» (так называется и программа) фильма в годы активного использования этой технологии — верный признак того, что в производстве находилась большая жанровая картина. Сегодня соответствующе оснащенных кинозалов практически не осталось, потому показы картин «Повесть пламенных лет» и «Дерсу Узала» — едва ли не центральные (по масштабу) события фестиваля. «Повесть пламенных лет», поставленная по сценарию Александра Довженко (подтекст привычный: почва, посев, герой картины — колхозник), поэтически воспевает торжество жизни по возвращении с войны (такой вот хеппи-энд). За это ее и одарили призами в Каннах (режиссура, технический Гран-при). Масштаб в соответствии с форматом 70-мм кинопоказа: оккупация, неравные бои на Днепре, гибель родного села, сожженные поля, недолговечность товарищества (сослуживцы умирают, с каждой смертью зрителю на душе все тяжелее). Вместо всходов — тела погибших и разбомбленные знакомые края. Но все проходит, новый день наступает, зарастает травой и колосьями пшеницы земля. 

Кадры из фильма «Повесть пламенных лет»
#INSERT_ARTICLE#

Второй широкоформатный фильм — «Дерсу Узала» —  созерцательная советско-японская работа Акиры Куросавы (его вторая премия «Оскар»). Человек растворяется в природе. Любое путешествие меняет странников, но не ландшафт, который они вскоре вынуждены будут оставить. Удивительной красоты картина, которая в своем первоначальном, 70-миллиметровом формате, открывается совершенно иначе, чем в любой из технически «ужатых» версий. 

В наше время оцифровка пленочной копии — шаг к бессмертию фильма. Подтверждающий это блок показов также пройдет в «Иллюзионе». Ход длиною в век. Раскрашенная вручную «Юдифь и Олоферн» Луи Фейада (1909). Байопик «Торквато Тассо» (сразу в двух, индивидуальных прочтениях), посвященный жизни известного итальянского поэта (1909 и 1914). Ранее считавшаяся утраченной экранизация все того же Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1911). Единственное появление на экране в центральной роли Энрико Карузо в фильме «Мой кузен» (1918), озвученное в процессе реставрации. Каждая из картин — воля случая: какие-то негативы были найдены в частных коллекциях, что-то пришлось собирать фрагментами и реставрировать силами нескольких международных кинофондов. Эти сеансы — верный способ почувствовать себя первооткрывателем на пару часов.

Впрочем, в программе «Реставрации и находки» представлены и более привычные современному зрителю фильмы. Сокуровский «Молох», хамдамовские «Вокальные параллели», шпаликовская «Долгая счастливая жизнь». Но особенно важным и редким в программе кажется показ уникальных 50 минут, связанных с незавершенной «Незнакомкой» Динары Асановой. Зрители увидят несколько законченных сцен, кинопробы и специальный выпуск программы «До 16 и старше», посвященный режиссеру. Все это позволит приблизительно понять, какой могла бы стать очередная картина певца нескладной, сложной и колючей юности.

Кадры из фильма «Вокальные параллели»

Серия показов автобиографических киноэссе Алена Кавалье пройдет в Музее современного искусства «Гараж». Интимные дневники режиссера в деталях, бытовых вещах (от наручных часов до дверных ручек), фотоснимках и репродукциях живописи выражают, казалось бы, невыразимое — чувства утраты и влюбленности, оду человеческому телу и жизни как таковой. Эрос и Танатос, вспышки парижской суеты, обнаженный процесс мышления. Встретиться на большом экране с прямой речью Кавалье — большая удача. 

Анатомия пред- и постсъемочного процесса представлена в программе «Кино о кино» («Иллюзион»), где фильмопроизводство становится поводом для жанровой рефлексии: кому весело («Киногерои», «Тушите свет!», «Шпунц»), а кому грустно («Звезда без света»). От любви до ненависти. Все эти фильмы воспевают кино, просто по-разному. Сатирически («Злые и красивые»), романтически («Слишком горячо»), не без тоски по былым временам («Великолепные мужчины с кинокамерой»). Кино — это нечто большее, чем полуторачасовой сеанс. Это целая жизнь. В этом своеобразном диалоге сходятся Роман Кармен («Волшебный луч») и Жорж Садуль («Рождение кино»). 

Фестиваль архивного кино — это как знакомство с чем-то ранее неизведанным, так и путешествие по островкам собственной памяти со старыми, хорошими знакомым.
#INSERT_ARTICLE#

Так, в программе, посвященной двухсотлетию Ф. М. Достоевского («Иллюзион») можно увидеть как «общеизвестные» экранизации — работы Висконти («Белые ночи»), Куросавы («Идиот») и Брессона («Кроткая»), так и менее очевидные адаптации прозы писателя от Анджея Жулавски («Шальная любовь») или Живоина Павловича («Враг»). Архивное кино — вечность. Достаточно улыбнутся ей и шагнуть навстречу.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Кадр из фильма «Кроткая»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 14:50, 20 мая 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 20 мая, 14:50
Дэкой дропнул альбом «Москвич»
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 20 мая, 11:23
Жан-Люк Годар снимает кино в трейлере «Новой волны» Ричарда Линклейтера
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Музыка — 18 мая, 19:37
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни — 12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Интервью — 10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Новости, Новости — 10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости — 9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы