Галина Юзефович и Антон Долин** вновь собрались в студии подкаста «Книжный Базар», чтобы обсудить литературные феномены. В прошлый раз ведущие говорили о различиях «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей» и пришли к выводу, что история о мальчике, который выжил, все-таки роднее публике, но приквел гораздо лучше. Сегодня критики решили разобраться, почему сюжеты книг современных отечественных писателей плохо передаются в кинофильмах и кто в этом виноват: авторы или контентмейкеры?
Те, кто следят за актуальными кинопремьерами, вероятно, заметили, что в последнее время российские режиссеры все чаще берутся за экранизацию современной отечественной литературы. В прошлом месяце, например, в прокат вышел нашумевший фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», снятый по мотивам одноименного романа Алексея Сальникова. В основе сюжета — среднестатистическая семья из постсоветского Екатеринбурга, заболевающая накануне Нового года странным вирусом, из-за которого реальная жизнь смешивается с галлюцинациями. Галина честно призналась, что картина ее не впечатлила. По ее мнению, книга «Петровы в гриппе и вокруг него» изначально не задумывалась для экранизации, из-за чего языковая ценность романа в фильме была уничтожена. Долин точку зрения коллеги не поддержал, но согласился, что главной проблемой многих подобных кинолент является неправильно составленный сценарий.
В большинстве случаев такая, как выразился Долин, сценарная катастрофа касается именно киноадаптаций книг Пелевина. Режиссеры опираются на тот факт, что романы писателя хорошо продаются, а значит, фильмы по ним будут восприняты публикой также положительно. Но это ловушка. Но, например, «Generation П» в свое время окупилась, хотя ведущие сошлись во мнении, что это самый настоящий треш. Получается, что снимать такое кино можно (кто-то все равно захочет посмотреть).
К слову, совсем скоро состоится премьера «Ампир V», где одну из ролей исполнил Oxxxymiron. Юзефович назвала фильм издевательством над литературой, но давать более развернутый комментарий отказалась. Однако Долин уверил коллегу, что одна хорошая экранизация Пелевина в мире кино есть — это короткометражка «Бубен Верхнего мира» Татьяны Перцевой. Журналисту посчастливилось увидеть ее на «Кинотавре», и он искренне советует посмотреть ее всем.