Обзоры, Кино — 19 октября 2021, 14:29

Что там в кино: «Исчезнувший», «Демоник» и «Тебе одиноко сегодня вечером?»

Джеймс МакЭвой разыскивает пропавшего сына. Нил Бломкамп переизобретает «Матрицу». Антон Фомочкин рассказывает о кинопрокатных новинках недели. 

«Исчезнувший» (My Son)

Эдмонд (Джеймс МакЭвой) спешит на родину из-за границы: пропал его семилетний сын Итан. Полиция, как кажется, нехотя ищет ребенка. Экс-супруга (Клэр Фой) пьет валиум и спит. Ее бойфренд (Том Каллен) между делом показывает Эдмонду планировку нового дома, где для Итана не предусмотрено комнаты. Обеспокоенный родитель злится, ломает ребра отчиму сына, много кричит и в конце концов решает провести расследование самостоятельно.

#INSERT_ARTICLE#

Иногда трюк, повторенный дважды, столько же раз и продается. Концептуальная особенность «Исчезнувшего» — его иммерсивная природа, способная, по мнению режиссера Кариона, искупить любые драматургические огрехи. В происходящее, впрочем, вовлечен не зритель, а исполнитель главной роли. Артист МакЭвой, в отличие от своих экранных партнеров, сценария не читал и реплик не знал — только и делай, что импровизируй. МакЭвой внимательно смотрит на каждого из своих собеседников, аккуратно подбирает слова (чтобы лишний раз не сказать лишнего), несколько раз повторяет услышанное и с надрывом изображает беспокойство. 

«Исчезнувший» — ремейк «Моего сына» с Гийомом Кане, почти такой же невыносимый (с косметическими изменениями). Что в Шотландии, что в Провансе бывает одинаково холодно и заунывно. Сглажены неловкости, переставлены акценты, многие сцены воспроизводятся покадрово (видел ли французский фильм МакЭвой — вопрос открытый). Неизвестность накрывает Эдмонда с головой. Неизвестность накрывает МакЭвоя с головой. Зритель путается в фактах и именах. Поступает приказ сверху — полиция прекращает расследование. Конспирологическое напряжение растет. В телефонном разговоре Эдмонд опасливо упоминает какие-то файлы, касающиеся Ирака. Бесполезной информации не становится меньше, Карион полагает, что такова драматургия жизни. 

История нехитрая, Эдмонд — родитель по скайпу: подарки на праздники, обмен фотографиями, редкие звонки. Чувство вины скребется изнутри, МакЭвой старается, но художественный прием ограничивает актерский диапазон: Эдмонд узнает шокирующую информацию и удивляется, куда-то идет и удивляется, пытает людей и удивляется. Героя ведет не судьба (он при внешней решимости абсолютно инертен), а режиссер, за руку подводя к зацепкам и отгадкам. Прочие артисты — от Фой до второстепенных — как бы функционально подыгрывают МакЭвою, появляясь в кадре только для того, чтобы что-то до него донести. Не фильм, а фальшивка. С этим сюжетом Кариону стоит устроить мировые гастроли: через пару ремейков, глядишь, что-то качественно и изменится. 




«Демоник» (Demonic)

Беспокойными ночами Карли (Карли Поуп) снятся кошмары с участием собственной матери Анжелы (Натали Болтт): мама покоится в каком-то бараке, настойчиво зовет дочь и перед тем, как поджечь помещение (и себя заодно), едва заметно ехидно улыбается. Пробуждение не спасает от нежеланных видений, вечерами вечно что-то мерещится. Где сон? Где явь? Карли теряется: в себе, пространстве, здравом смысле. Представитель некоего медицинского центра приглашает девушку на важный разговор. Оказывается, некогда Анжела сошла с ума, подожгла дом престарелых и села в тюрьму. Сейчас, спустя годы заточения, она впала в бодрствующую кому. Ученые просят Карли «нырнуть» в сознание матери с помощью технологии воссоздания альтернативной реальности. Забава, казалось бы, невинна, но в симуляции, помимо Анжелы, обитает некая птицеобразно-демоническая сущность, которая просится наружу. 

#INSERT_ARTICLE#

Большинство заокеанских текстов про «Демоник» напоминают раздосадованные письма поклонников, обращенные к дискредитировавшему себя кумиру детства. А разве могло быть иначе? Выдумщик Бломкамп — высококлассный VFX-специалист, а не рассказчик. Все человеческое ему чуждо, режиссеру всегда была интересна исключительно техническая новация. Робот Чаппи, воспитывающий в себе человечность, — трогательно. Мутировавший в инопланетного моллюска офисный клерк — и подавно. В «Элизиуме» ни того ни другого — потому фильм получился в общем-то безликим. 

Бломкамп — прагматик. Обратившийся в пришельца Викус (Шарлто Копли), мастерящий металлический цветок для своей бывшей возлюбленной, — это хорошо просчитанный посыл: зритель, знай, чувства есть у всех, по обе стороны социально-экономической войны. «Демоник» в этом разрезе — фильм сугубо авторский. Если до того постановщика сдерживал продюсер Джексон или студийные боссы, то трехкопеечный бюджет — время возможностей, только дай волю. Отныне правит концепт. Заурядный сюжет про одержимость глазами Бломкампа — задел для нескольких хореографических этюдов и скримеров. Нил далеко не поклонник жанра, мифология демона с клювом — простая формальность. Любую сентиментальную сцену на тему «мать и дочь» ему хочется как можно скорее свести на нет. Карли бродит по местам своей юности, в каждом находит Анжелу, и та, не оборачиваясь к собеседнице, гонит ее прочь: «Оно черпает силу во мне!» «Оно живет во мне!» «Иди-ка ты подобру, поздорову!» Другое дело — человеческое подсознание, визуализированное, как не самая новая редакция игры Sims. По ту сторону рассудка мир видится главной героине в тонах линклейтеровского «Пробуждения жизни» (для этих сцен была придумана специальная технология, но особой художественной ценности в ее использовании нет). Бломкамп сочетает несочетаемое, компьютерная реальность находит свое начало в мистике, а после в религии. Ты, я, он, она — вместе симуляции семья. Режиссер потрошит свои записные книжки, идей много, только вот применения для них достойного не нашлось. Карли ревет и стоически дает отпор злу. Из Ватикана прибывает отряд священного спецназа. Демон скребет по белоснежной двери своими черными птичьими когтями, разве что не приговаривая: «Я ворона, я ворона». 



«Тебе одиноко сегодня вечером?» (Re dai wang shi)

Восьмилетний тюремный срок Ван Сюэмина (Эдди Пэн) подходит к концу. В камере тихо и многолюдно. Солнце греет до тех пор, пока не скроется за решеткой на окнах. Несвобода — футляр для твоего тела, Ван Сюэмин бороздит просторы собственной памяти, раскладывая пасьянс из событий прошлого, который вскоре сойдется. Тогда, в 1997 году, на улицах без разбору убивали людей. Ван трудился ремонтником кондиционеров и одной душной ночью, разъезжая на своем фургончике, сбил мужчину. Тот после своей смерти оставил вдовой госпожу Лян (Сильвия Чан). Ван придет к ней чинить кондиционер, начнет помогать, отгонит бандитов-коллекторов (муж также был должником) и станет ее другом.

#INSERT_ARTICLE#

«Тебе одиноко сегодня вечером?» — очень красивый фильм. Драматургия цвета. Все сцены, связанные со смертью, — в багровых тонах. Красный свет заливает кадр, когда израненные мужчины носятся друг за другом — кто с пистолетом в руках, кто с вешалкой. Бордовый фургон Ван Сюэмина плывет по проселочным дорогам, источая опасность и одновременно клеймя главного героя. Остальные воспоминания выцветше-желтоватого цвета, подобно ветхому фотоснимку из семейного альбома. 

Дебютант Шипэй обходится без избыточного эстетства Би Ганя или Дяо Инаня — других китайских авторов, в последние годы прославившихся на переосмыслении нуара. Ему также интересна эстетика жестокого, томно-печальные баллады (несколько раз в кадре перепевают нетленку Элвиса Пресли, в честь которой фильм и назван), экспрессия национальных гангстерских саг и, конечно, переосмысление прошлого страны в традиции Цзя Чжанкэ (его «Пепел — самый чистый белый» тоже был частично посвящен нестабильно-криминальному околомиллениуму). Но, что важнее, Шипэй в поисках собственного стиля не забывает про историю, зыбкую, иллюзорную, неточную настолько, чтобы соответствовать воспоминанию, увиденному в полуденной дреме. История — твой единственный существенный стартовый капитал, ею можно скрасить любое одиночество, и в этом прямой диалог режиссера между выбранным названием и драматургической отрывочностью фильма. Каждый встречный имеет свой взгляд даже на самый незначительный фрагмент и, поделившись им, отступает, потому что больше ничего за спиной не имеет. Все не вечно, а не забывается только хорошее. Если ты был щедр на хорошие поступки, то станешь лирическим героем чьих-то воспоминаний. Это для Шипэя и есть хеппи-энд. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 14:12, 5 октября 2025
На разных языках: поясняем за кей-поп, джей-поп и другие «попы»
Кино — 5 октября, 14:12
«Ведьмак», «Никто этого не хочет», «История Эда Гейна» и еще 2 проекта Netflix, которые надо ловить в октябре
Новости, Новости — 3 октября, 19:26
Инди-группа «я Софа» выпустила альбом «Пазл»
Новости, Новости — 3 октября, 18:10
На набережной рядом с «ГЭС-2» установили «Садовую лопатку»
Новости, Новости — 3 октября, 17:00
Reebok и Kodak представили совместную коллекцию
Новости, Новости — 3 октября, 15:50
Тейлор Свифт выпустила новый альбом The Life of a Showgirl
Новости, Новости — 3 октября, 14:00
Mattel выпустили игрушки по фильму «Злая: Навсегда»
Новости, Новости — 3 октября, 11:50
Работы группы «Синий суп» покажут в музее «Гараж»
Новости, Новости — 3 октября, 10:27
Crocs выпустил клоги в стиле Человека-паука
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 2 октября, 17:26
«Пин-код» возвращается с новыми сериями
Новости, Новости — 2 октября, 15:30
Баста представит оригинальный мюзикл «Любовь без памяти»
Новости, Новости — 2 октября, 14:45
Ваня Дмитриенко, Антон Шастун и Николай Дроздов присоединились к касту «Буратино»
Новости, Новости — 2 октября, 14:05
Омар Си в романтической комедии Netflix «Французский любовник»
Новости, Новости — 2 октября, 11:40
Джонатан Андерсон дебютировал с женской коллекцией для Dior
Новости, Новости — 2 октября, 10:30
Актрисы из «Уэнсдэй» исполнили танец Dead Dance на концерте Леди Гаги
Кино — 1 октября, 17:30
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Крушащая машина», «Молчаливый друг», «Завещание Анны Ли», «Стереодевчонки»
Новости, Новости — 1 октября, 17:30
Zara представит коллаборацию с 50 звездами
Новости, Новости — 1 октября, 16:45
Анджей Сапковский выпустил новую книгу о Ведьмаке
Новости, Новости — 1 октября, 15:00
Триллер для A24 снимет режиссер «Одного целого»
Новости, Новости — 1 октября, 10:20
Pitchfork опубликовал рейтинг 100 лучших хип-хоп альбомов всех времен
Новости, Новости — 30 сентября, 19:15
«Няня Оксана», «Родители родителей» и еще 5 новых комедий этой осени
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 сентября, 18:10
В Америке появилась первая ИИ-актриса
Новости, Новости — 30 сентября, 17:45
The Neighbourhood возвращаются с новым альбом
Новости, Новости — 30 сентября, 17:05
Группа «Пути отхода» выпустила альбом «Легкий способ бросить грустить»
Новости — 30 сентября, 15:30
I want деликатные. Банки-склянки городской девчонки
Новости, Новости — 30 сентября, 13:50
Bad Bunny станет хедлайнером Супербоула-2026
Новости, Новости — 30 сентября, 12:40
Google сменил логотип впервые за 10 лет
Новости, Новости — 30 сентября, 11:30
Букеровская премия представила шорт-лист 2025 года
Новости, Новости — 29 сентября, 17:50
Смотрим новый трейлер фильма «Простоквашино» Сарика Андреасяна
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы