Наташа Романофф сейчас переживает золотые годы. Рыжеволосая мстительница наконец-то получила свой сольник в киновселенной Marvel, а создатели комиксов начали видеть в ней не только крутобедрый элемент фансервиса или персонажа, включенного в команду ради поддержания гендерного разнообразия. Несмотря на это, Наташа продолжала, по сути, вариться в собственном соку, и это хорошо видно по фильму «Черная вдова». Истории девушки-убийцы все время так или иначе вращались вокруг ее прошлого: жестокое воспитание в Красной комнате, попытки искупить вину за совершенные ранее преступления, встречи со знакомыми из «другой» жизни.
Ситуация изменилась, когда за Наташу взялись сценаристка Келли Томпсон (ранее номинированная на премию Айснера за комикс о верном соратнике Черной Вдовы, Соколином Глазе) и художница Елена Касагранде. Созданную ими арку называют лучшей за все время существования персонажа (то есть с 1964 года!), и небезосновательно. Елена и Келли провернули с Наташей трюк, который мы недавно видели в сериале «Ванда/Вижн»: дали ей пожить в семейной идиллии, а потом отняли едва обретенное счастье.
По замыслу Томпсон, плохие парни, поняли, что попытки убить Черную Вдову обычно ни к чему хорошему не приводят: она выживает и приходит мстить. Поэтому они решили нейтрализовать опасную девушку иначе: подарить ей счастливую жизнь. Наташе внедрили ложные воспоминания и поселили ее в американской глуши с мужем (которому также промыли мозги) и ребенком (выращенным в пробирке из ДНК супергероини и ее супруга). Безупречный план не сработал из-за нелепой случайности: Соколиный Глаз и Зимний Солдат увидели свою подругу на заднем плане в местном выпуске новостей и приехали узнать, что происходит. После этого все пошло наперекосяк, и лжесемья Черной Вдовы погибла у нее на глазах.
Таким образом Наташа Романофф получила самый серьезный шрам на своей и без того потрепанной психике. Конечно, мы и раньше знали, что Черная Вдова не может иметь детей, поскольку во время обучения в Красной комнате ее репродуктивные органы были варварски удалены. Переживания Наташи по этому поводу носили несколько абстрактный характер — подобно тому, как слепорожденный человек осознает, что не может насладиться картинами Ван Гога, но не понимает, чего именно он лишен. Теперь же ей дали испытать радость материнства, а затем снова лишили этого счастья. Да, заложенная ей в голову память об идеальной семейной жизни оказалась ложью, но Наташа прожила со своей псевдосемьей несколько месяцев и успела создать настоящие воспоминания: о тихом ужине втроем, о совместном походе в зоопарк. Неудивительно, что она приняла смерть сына очень близко к сердцу.
Келли Томпсон и Елена Касагранде рассказали историю о героине, пытающейся оправиться от удара, о связях с людьми, которые делают нас одновременно более сильными и более уязвимыми, и, не в последнюю очередь, о принятии собственных ограничений.
В сороковые годы прошлого века борец за права человека Стетсон Кеннеди внедрился в ку-клукс-клан, узнал их тайные пароли и явки, предназначенные только для посвященных ритуалы и грязные секреты — а затем слил информацию создателям радиошоу «Приключения Супермена». Так родилась радиопьеса «Клан Пылающего Креста», в которой герой в трусах поверх штанов боролся с расистами. Ущерб для репутации ККК был огромен — не потому, что против них выступил популярный супергерой, а из-за того, что тайные кодовые слова стали выкрикивать дети на улицах во время игры в салки. Из загадочной организации клан превратился в бабайку для малышей и в объект для насмешек со стороны тех, кто ещё вчера говорил о ККК с трепетом.
В 2005 году автор комиксов Джин Люэн Янг услышал эту историю и был поражен. Будучи американцем с китайскими корнями, Джин на своем опыте знал, что ку-клукс-клан (равно как и пропитавший Америку расизм в целом) никогда не был до конца побежден. В радиопьесе «Клан Пылающего Креста» Супермен защищал от нападок клансменов семью китайского происхождения, так что для Янга рассказ о его подвигах стал чем-то личным. В 2020 году Джин превратил сценарий радиопьесы в комикс, призванный напомнить о важности борьбы с расизмом в любых его проявлениях.
Действие комикса «Супермен громит Клан» происходит в 1946 году в послевоенной Америке, где мало кто видит разницу между ответственными за трагедию Перл-Харбора японцами и ни в чем не повинными эмигрантами из Китая. Переехавшая в Метрополис семья Ли сталкивается с агрессией ку-клукс-клана: сперва у них на лужайке появляется горящий крест, затем люди в балахонах и вовсе пытаются поджечь дом. К счастью, на помощь приходит Супермен, но даже он не может в одночасье изменить умы людей.
Как и все лучшие истории про Супермена, комикс Янга ставит перед героем проблему, которую нельзя решить при помощи нечеловеческой силы и лазеров из глаз. Джин напоминает нам, что криптонец сам, по сути, — нелегальный эмигрант, и показывает Супермена как дитя двух культур: породившего его Криптона и Смолвиля, где прошло детство супергероя. Янг подчеркивает, что у сверхчеловека, способного ловить зубами пули, есть внутренняя уязвимость. Кал-Эл сомневается в своем праве находиться среди людей и вмешиваться в их дела, остро осознает свою инаковость и в конечном итоге совершает каминг-аут, публично заявляя о своем внеземном происхождении.
Комиксы — это не только супергероика от Marvel и DC. Признанный лучшим сценаристом Джеймс Тинион IV работал не только над свежим раном Бэтмена, но и над более необычными проектами. Среди его недавних работ можно отметить ужастик «Что-то убивает детей» об охотнице на монстров с говорящей фамилией Slaughter и мозговыносящий комикс «Департамент правды».
«Департамент правды» рассказывает об агенте ФБР Коуле Тернере, которого переводят в иную, более секретную организацию. Коул знает, что в медиапространстве постоянно распространяются сотни теорий заговоров: высадку американцев на Луну снял Стэнли Кубрик, Средневековье придумали историки, а в Зоне 51 хранятся обломки летающей тарелки и трупы пришельцев. Коул знает, что такие теории могут представлять опасность, ведь поверившие диванным конспирологам люди могут навредить себе или окружающим.
Коул не знает, что все эти теории заговоров — правда. Земля плоская, Ленин — гриб, а Элвис улетел обратно на Альфу Центавра. Эти утверждения истинны, если в них верит достаточно большое количество людей, поскольку истина как таковая — гораздо более хрупкая субстанция, чем мы думаем. Подобно тому, как УВИ в сериале «Локи» стоит на страже Священного таймлайна, Департамент правды сохраняет стабильность мироздания, поддерживая ту версию истины, которая считается общепринятой.
Как и следует ожидать от комикса, посвященного теориям заговора, «Департамент правды» — не самая простая для восприятия история. Порой через дебри сюжетных хитросплетений приходится продираться силой, но удовольствие от раскрытия тайн того стоит.
Япония эпохи Эдо. Сотрясавшие страну междоусобные войны окончены, но мир и порядок еще не пришли на земли сегуната. По стране путешествует безземельный самурай, лишившийся хозяина — ронин Миямото Усаги. Его рука тверда как сталь, а понятия о чести незыблемы. Ему нет равных в искусстве владения мечом. И он — кролик.
Придуманный Стэном Сакаи отважный кролик с 1984 года продолжает свое путешествие по просторам средневековой Японии. Истории о его приключениях часто пестрят отсылками к жемчужинам японской культуры — фильмам про Затоичи, творениям Акиры Куросавы, а также к биографии легендарного мечника и философа Миямото Мусаси, в честь которого и получил свое имя ушастый герой. Кролик выступает защитником обездоленных, предлагает нуждающимся свои услуги телохранителя и никогда не задерживается в одном месте надолго.
За свою долгую историю Миямото Усаги несколько раз забредал в гости к Черепашкам-ниндзя (как в комиксы, так и мультсериалы). Особенно теплые отношения у него сложились с Леонардо: два мечника сошлись благодаря схожим понятиям о чести и привычке серьезно и основательно браться за любое дело. В 2021 году на SDCC показали первый тизер сольного мультфильма про кролика-самурая, героем которого станет Юичи Усаги, потомок Миямото, живущий в Японии XXVI века, и стремящийся быть достойным носить имя своего великого пращура.
«Усаги Едзимбо» — это не только увлекательные истории с отлично прописанными персонажами и приятным юмором, но и ненавязчивый экскурс в историю и культуру Японии.
В 2013 году живущий в Тасмании автор комиксов Саймон Хансельманн взял в руки популярную британскую детскую книжку «Мег и Мог» про ведьму и кота и решил ее творчески переосмыслить. В его интерпретации ведьма Мегг и ее питомец стали парой маргиналов, употребляющих легкие (а порой и не только) наркотики и постоянно влипающих в неприятности из-за собственной безалаберности — это как если бы на постсоветском пространстве внезапно вышел бы комикс про Гену и Чебурашку, собирающих шприцы на помойке.
В комиксах Хансельманна смех вызывали не какие-то конкретные гэги, а скорее нарастающая абсурдность повествования. При этом Саймон старался быть честным с поклонниками и безжалостным по отношению к себе: он шутил остро и честно, не стеснялся ставить своих героев в неприглядные ситуации и подсвечивать их недостатки. Вероятно, из-за этого его работы были замечены, и он смог переехать в США, в Сиэтл.
В 2020 году, после начала пандемии коронавируса, Саймон Хансельманн стал публиковать у себя в инстаграме веб-комикс «Кризисная зона», где рассказывал, как его герои переносят локдаун (спойлер: плохо). Саймон проявил потрясающую работоспособность: он публиковал по десять кадров каждый день (и продолжает делать это до сих пор, ведь конца пандемии пока не видно). Проект «Кризисная зона» оказался заметно более мрачным, чем предыдущие работы Хансельманна: Мегг и Могг страдали от депрессии, вызванной заточением и проблемами с финансами, занимались деструктивным самокопанием и ссорились с близкими друзьями. Вместе с тем этот веб-комикс стал работой, сделанной «в моменте», живой летописью ковидного кризиса, отражающей страхи и чаяния запертых по домам людей.