Обзоры, Кино — 7 июля 2021, 22:32

«Амели» глазами Гордея Петрика

В этом году фильму Жан-Пьера Жене «Амели» исполняется 20 лет. По этому случаю картина про странноватую девушку со стрижкой боб вышла в повторный прокат. Об «Амели» — Гордей Петрик.

В 1987 году в безысходной, как жизнь человека, склонного к рефлексии, перестроечной картине «Единожды солгав» режиссера Владимира Бортко с особенной убедительностью прозвучала следующая не новая (даже вечная), но одновременно с тем не столь частая в авторском кино мысль: «Наша планета, — сообщал Юрий Кузнецов Юрию Беляеву в финале фильма, — она для веселья действительно оборудована плохо. И, когда нас сочиняли, родители нас не спрашивали, хотим мы сюда — не хотим, а здесь по большей части грустно. Так вот, я вдруг понял, что единственное оправдание человеческой жизни — это помочь другому человеку, чтобы он не так мучился». Герои фильма Владимира Бортко — художники-ремесленники приходили к этой идее уже к сорока годам, пройдя через личностные и профессиональные неурядицы и наступив на грабли ювенальных эгоизма и беспринципности — и в отношении нравственном, и в художественном. Амели Пулен из фильма «Амели» Жан-Пьера Жене к такому выводу пришла значительно раньше. Когда конкретно — напрямую в фильме не сообщается, но, вероятно, лет в восемь.

До поры «Амели» транслирует ту же мысль, что и топорно однозначная картина «Единожды солгав» Бортко, но уже в середине фильма ее дополняет и перевешивает более мизантропичный, а значит, и близкий к трезвости, взгляд на вещи, в котором отсутствует идея бескорыстного мессианства, сугубо русская и не имеющая к французской культуре ни малейшего отношения. Тут все по Зигмунду Фрейду — Жан-Пьер Жене вполне прямо апеллирует к основам психоанализа. Конструктивное объяснение природы поведения Амели Пулен можно, скажем, найти в хрестоматийной статье «О нарциссизме» (в первом русскоязычном издании переведенной как «О нарцизме»). В нем сообщалось, что в отсутствие объекта любви либидо порой переключается на служение тому, что субъект считает нравственностью: то есть разрядка сексуального томления подчас происходит в контексте взаимопомощи.

С самоанализом у героини Одри Тоту все хорошо. И она сама моментально соображает, что и к чему. За нее додумывать не надо, Амели — особенно если брать ее закадровый голос — тут заодно с режиссером. Ну, хотя как сама соображает: по сути, о причинах тяги к добру и свету ей сообщают из телевизора — мертвая леди Ди и экранный Сталин. А героиня поедает печенье и ревет — решение, близкое к гениальности.

#INSERT_ARTICLE#

И в самом деле, в отличие, скажем, от воздушного кино Филиппа Гарреля или Эрика Ромера в любви, о которой тут все слова, здесь не содержится метафизики: а единственным ее объяснением, кроме неудовлетворенного желания, является фактор сводничества. В детстве героине критично недоставало отцовской ласки, а в силу ранней кончины матери — ей было даже не к кому его ревновать, объясняя военную черствость преданностью другой женщине. Из-за всего этого у героини развился либидинальный комплекс. Она замкнулась в себе и в дальнейшем стала фригидна, и, собственно, хэппи-энд «Амели» — это, если по существу, не любовь, а первый оргазм (и обратите внимание, как мимитически схожи Жак Нарси, исполняющий роль отца, и Матье Кассовиц, играющий возлюбленного— у них, можно сказать, один тип лица). Впрочем, и раньше в дуэте с Марком Каро в грошовых сказках «Город потерянных детей» и «Деликатесах» в качестве сюжетных рычагов режиссер избирал элементарные физические и психологические потребности. Если не либидо, то простой голод. Да и его любимый Себастьян Жапризо при всей утонченности был совсем не про небо.

Жак Нарси
Матье Кассовиц

Универсум фильма целен, и вокруг героини люди живут, в общем, по тем же законам психоанализа, о чем сообщается невзначай — флешбэками в клиповом монтаже и романтизирующим закадровым голосом, превращающим объяснимое в неземное. Наставник и старший товарищ Амели по кличке Стеклянный Человек сублимировал неудовлетворенное либидо в копирование картин Ренуара, а отец Амели направил эту энергию в обустройство сада. Коллеги на работе — в ипохондрию и барную дружелюбность. Из двух продавцов артишоков внутренний свет, озаряющий все вокруг, пронизывает того, кто дрочит на покойную принцессу Диану. А о том, у которого будто вовсе отсутствуют любые пристрастия и неврозы, зрителю прямо сообщают, что у него, банально сказать, нет души, — и присутствует пара уморительных сцен, где Амели, поборов природную робость, жестоко над ним смеется.

#INSERT_ARTICLE#

Морали нет исключительно у богов, а человек не Бог, потому что, в частности, подвержен горькому одиночеству. Подытоживая этот текст, можно констатировать: по Жан-Пьеру Жене на примере Амели и ее окружения вышло так, что социальная мораль абсолютно необходима, но обусловлено это в первую очередь, конечно, сексуальной потребностью, которая и делает наш мир если не менее грустным, то во всяком случае не таким скучным местом. Как, впрочем, и любые зависимости: они объективно являются единственным стимулом к длению экзистенции. На этом, пожалуй, следует и заканчивать. Или — памятуя фрейдовский парапраксис, под власть которого неоднократно попадают герои и героини фильма, — кончать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 15:50, 1 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты