Сюжет сериала «Вампиры средней полосы» строится вокруг комьюнити вампиров, компактно проживающих в Смоленске. От вампиров других кино- и литературных вселенных эти кровопийцы отличаются пониженной кровожадностью: они обязались не кровососить людей до смерти, а за это пользуются толерантным отношением со стороны последних. Такая идиллическая картина мирного сосуществования нарушается рядом тревожных инцидентов: в регионе стали находить полностью обескровленные трупы. Причем оказываются они в подозрительной близости к месту проживания наших гуманистических вампиров, что бросает тень на их доселе безупречный имидж и ставит под вопрос дальнейшую судьбу вышеподписанного пакта о ненападении.
Чтобы развеять эти подозрения и инсинуации, вампиры инициируют собственное расследование, в ходе которого всплывает масса интересных и противоречивых фактов. Драматизма добавляет то обстоятельство, что в случае обнаружения преступника в своих рядах вампиры должны будут принести искупительную жертву и выдать людям на заклание представителей своей диаспоры пропорционально потерям, понесенным другой стороной. Иными словами, труп за труп.
Удачей проекта, запущенного Алексеем Акимовым (шоураннер и один из авторов сценария) и Антоном Масловым (режиссер-постановщик) на сервисе START, оказывается уже нетривиальное прочтение темы, изъезженной вдоль и поперек за последние 300 лет мировой литературы и 100 лет кино — ведь вампирские саги вошли в кинематографическую моду уже в двадцатые годы прошлого века. Если быть точным, первым вампирским блокбастером стал «Носферату, симфония ужаса» — шедевр германского экспрессионизма, снятый в 1922 году Фридрихом Мурнау. Фильм стал культовым — то ли благодаря, то ли вопреки тому факту, что был снят без соблюдения авторских прав, весьма точно при этом следуя роману Брэма Стокера «Дракула». Компания Prana, ответственная за фильм, объявила о банкротстве, а суд постановил уничтожить все копии картины. Чудом сохранилась лишь одна, которая была размножена многократно фанатами и таким образом задала целый тренд. Вскоре вампиромания захлестнула и Америку, где фильм «Дракула» Тода Браунинга стал кассовым хитом и породил множество продолжений и спин-оффов — то есть, говоря современным языком, стал франшизой. Картина была основана все на том же романе, а Universal Pictures даже выплатила его вдове 40 000 долларов авторского вознаграждения. Собственно, сюжет стал каноническим и с тех пор многократно эксплуатировался разными режиссерами. Последним ярким высказыванием стал «Дракула Брэма Стокера» Ф.Ф.Копполы, который придал антигерою в исполнении Гари Олдмана сложности и романтической притягательности. Пожалуй, это роднит его героя с персонажем Стоянова в «Вампирах средней полосы» — главой клана вурдалаков, не менее противоречивую личность, мучимую нравственными вопросами.