Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 30 апреля 2021, 05:53

Далеко, не будь ко мне жестоко. Три антиутопии ММКФ

Новый ММКФ завершился. Кинокритик Антон Фомочкин выбрал из фильмов, представленных в параллельных программах фестиваля, три фантазии на антиутопическую тему. От личного апокалипсиса к глобальным катаклизмам. Каждая из картин, как выяснилось, не столько об альтернативной реальности, сколько о внутреннем эскапизме.

«Яблоки» (Mila)

Программа: «Эйфория изоляции»

В Афинах неспокойно. Велик риск пасть жертвой новой необъяснимой эпидемии. Проснулся. Собрался. Вышел из дома. Забыл, кто ты, куда, зачем. Так произошло с Арисом (Арис Серветалис), одним из многих. Задремал в автобусе, очнулся на конечной, в голове пустота: ни имени, ни адреса. Всех «заблудившихся» вывозят в специальные учреждения, где предлагают реабилитацию — новую личность. 

#INSERT_ARTICLE#

Эскапизм по ситуации. Герой очередного греческого перверсивного анекдота бьется головой о стену. Эх яблочко, да куда котишься? Не воротишься! Сожжены ли все мосты? С новой личностью весело, подтруниваешь над социальными и культурными нормами, а тебе сочувствуют. Терапевтическая комедия для грустных. Древнегреческая мифология, библейские аллюзии, дезориентирующие безвременье, — все по методичке, заверенной патриархами локальной волны: Лантимосом и Цангари. Фильм Христоса Нику, как полагается национальной школе, обо всем и ни о чем. Память и личность — понятия относительные, реальность зыбка, от нее так и хочется спрятаться. В многовековой национальной традиции — мимесис. Когда подражаешь страждущим, становится не так одиноко. Забытье сладко, от стадного чувства не избавиться, оно подобно пандемии. В кадре нарочито рукотворное ретро, аудиокассеты, полароиды, автомобили былых эпох. «Яблоки» любопытны как эссе о разности «сейчас» и «всегда», злого рока и самовольного обновления. Там, где у Лантимоса и Цангари было врожденное чутье, концептуализм и геометрия, у Нику открыточные полароидные снимки. Карнавал заявлен не потому, что без него не обойтись, а красоты ради. Анонимно придя на вечеринку в костюме Бэтмена, забываешь, кто под маской. Все это, конечно, на поверхности. Как обойтись без странных танцев, если душа просит? Хрупкость не порок, но в этот раз без катарсиса. Если оставлять после каждого предложения многоточие, легко в этой монотонности заблудиться.  



«Последние слова» (Last Words)

Программа: «Фильмы, которых здесь не было»

2086 год. Цивилизация обречена. На свет не появляются дети. Катаклизмы необратимо повлияли на экологию. Юноша (Калифа Турай), без сомнений объявивший себя последним человеком на земле, рассказывает свою историю зрителю.

#INSERT_ARTICLE#

Апокалиптический манифест во славу кинематографа. Нам кинопленка строить и жить помогает. В Болонье будет найден архив с самодельным допотопным проектором. Проводником по волшебному миру аудиовизуального искусства выступит его спонтанный седовласый хранитель (Ник Нолти). А ленты-то живые! Приплясывая, радуется и юноша, и режиссер Носситер. Перед отрывком из «Андрея Рублева» падет ниц любой. Вскоре стар и млад направятся в Афины (ну, а куда еще), где и будет снят последний фильм. 

Носситер, заслуженный документалист, искренне любит кинематограф и его историю, но мало одного желания воспеть то, что дорого и близко. Горячечные монологи героев о прошлом, настоящем и мрачном завтрашнем дне прерываются очередным высокопарным сравнением. Вечность равно кино. Фрагмент без сюжета становится даже более ценен, подобно моменту сейчас. Все ремарки справедливы, как и размышления о том, что есть бессмертие и не тщетно ли оно. Существование как томительное ожидание. Будет ли открыт потомками переживший тебя акт творения? Остановись, мгновение. 

Кинокамера, по Носситеру, — живой организм, подвластный только рукам хирурга. От обобщенной антиутопии до шапито свободных нравов оказывается один шаг. Нолти упивается своим персонажем, играет как в последний раз и на износ. Для американского артиста мир европейского арта знаком едва ли, он еще не знает, что здесь можно просто быть, казаться и не стараться. Скарсгард и Рэмплинг, например, благородно, соответствуя статусу, существуют в кадре. Значок каннского отбора обусловлен всецело благородной идеей. Если бы фестиваль состоялся, «Слова» оказались бы на задворках одной из второстепенных секций из уважения к собравшимся. Когда кажется, что для полного тематического кадрового набора недостаточно Альбы Рорвахер, появится и она, целуя землю. Жест, бесспорно, эффектный, но, как и фильм Носситера, немотивированный. 



«Моя Зои» (My Zoe)

Программа: «Мастера»

Изабель (Жюли Дельпи) — человек науки, не видит белого света, допоздна засиживается в лаборатории и души не чает в лапочке-дочке Зои, делить которую приходится с бывшим мужем-тираном Джеймсом (Ричард Армитедж). Девочка, нечаянно ударившись головой на детской площадке, спустя несколько часов теряет сознание и попадает в больницу. Трагедия еще больше разобщает Изабель и Джеймса. Безутешная мать, чтобы вернуть дочь, готова пойти на все. 

#INSERT_ARTICLE#


Зря генетику развивали, что ли? Окружающие ужасаются, Изабель настроена решительно. Самый амбициозный проект в карьере режиссера Дельпи. После разговорных драмеди (оммажей линклейтеровской трилогии), заурядных комедий («Маменькин сынок») и эксцентричных костюмных драм («Графиня») самое время.

«Зои» интересно рассматривать как комментарий к разнице культур. Неуживчивые эмоциональная француженка и чопорный англичанин, дочь — ангелок, ускользающая красота. Все дороги ведут в Москву, где возможны любые чудеса, потому что не третий мир, а третий Рим. Работать здесь могут все кудесники науки (эффектный выход Даниэля Брюля в образе сомневающегося ученого), ибо в Западной Европе душно. Дельпи-драматургу лучше всего удаются семейные пикировки, ругань бывших супругов, возлюбленные-двойники (чета Брюля и Джеммы Артертон) и прочие эмоции. Чрезмерная сентиментальность, стоит иносказательно вывести в кадр девочку-фантома, напоминающие былое мелочи и прочие триггеры. Самая сложная роль, как ни странно, у Армитеджа, не только абьюзера, но и сломанного мужчины, уязвленного разводом. Другой вопрос — дискуссии об этичности клонирования, религиозном подтексте и прочих сложностях восприятия мировоззрений. Все это стоит оставить за скобками для внутреннего монолога после просмотра. 




Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 16:35, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы