В 2016-м художник-граффитист Джон Эндрю Перелло, более известный как JonOne, прямо на глазах у публики написал картину. С того момента полотно размером 240 на 700 см и стоимостью в 500 тысяч долларов перемещалось по галереям не само по себе, а вместе с красками и кистями. Эти добавочные элементы считались такой же полноправной частью произведения, как и сама картина — такое вот это современное искусство непредсказуемое. Последним местом расположения безымянного полотна была галерея в сеульском Lotte World Mall. Там-то картину и осквернили, хоть и ненамеренно: пара из Южной Кореи посчитала, что разрисовать чужую работу — это хорошая идея.
На самом деле, их можно понять: банки и кисти, стоящие поблизости, их очень смутили. А так как современное искусство, напоминаем, очень непредсказуемое, посетители подумали, что таким образом художник призывает их к сотворчеству. Ну и привнесли в работу немного своего видения. По данным Reuters, за ненамеренным вандализмом пару застукали при помощи камер видеонаблюдения. После этого их арестовали прямо посреди галереи. Страшно представить, какой стресс испытали ничего не подозревающие художники-любители, но, к счастью, их быстро освободили. Руководитель выставки Кан Ук отметил, что галерея решила не предъявлять им обвинений, поскольку их поступок был ошибкой.
Что теперь? Во-первых, с JonOne обсуждается реставрация картины. А так как после недавнего инцидента количество людей, интересующихся выставкой в целом и разрисованным полотном в частности, выросло, восстановление прежнего вида находится под вопросом. Ну а во-вторых, в галерее теперь установлены дополнительные ограждения и таблички с надписью «Не трогать». Видимо, сотворчество организаторам выставки совсем не по душе.
Молодые люди может и испортили картину, но нечаянно. Их можно простить. Куда страшнее те, кто делает это специально, а точнее, портит произведения искусства своим непрофессионализмом. Вот, например, один частный коллекционер из Валенсии решил отреставрировать принадлежащую ему копию картины Мурильо «Непорочное зачатие» и обратился к специалисту. Тот взял 1,2 тысячи евро за свою работу и все испортил. А когда владелец потребовал вернуть все, как было, стало только хуже: изображение Девы Марии стало похоже на рисунок пятилетнего ребенка. Спустя несколько месяцев проштрафился другой испанский реставратор — он испортил скульптуру на фасаде знакового здания в Паленсии. Последствия его работы заметил один из местных жителей: изображенная на фасаде женщина стала больше похожа на ночной кошмар, чем на человека. Почему это не смутило ни реставратора, ни заказчика, остается загадкой.