Ваня, очень хочется узнать, с чего начался твой путь. Ты всегда был верующим? Или начал интересоваться религией в какой-то определенный момент?
Второй вариант. Это был 2005 год — тогда, можно сказать, случился переломный момент в моей жизни.
15 лет назад. То есть тебе тогда было 14 лет. Что тогда произошло?
Чтобы максимально точно и в то же время кратко представить ответ на поставленный вопрос, я воспользуюсь словами Стива Джобса, которые он озвучил перед выпускниками Стэнфорда. Уверен, что каждый человек, прослушав эту речь, согласится, что тот же принцип действовал и в его жизни.
Итак, он, анализируя свой жизненный путь, говорил о таком феномене, как «соединение точек». Например, у тебя происходит событие, которое выбивает почву из-под ног, выводит тебя из зоны комфорта. Одного человека это может привести в отчаяние, он упадет, а через какое-то время либо поднимется, либо нет. Другой человек воспримет это событие как трудность, благодаря которой он, работая над собой, следует вперед, приобретает бесценные знания и опыт. Завершает Джобс свою мысль следующим: значение событий, которые с вами происходят, вы поймете только потом, оглянувшись назад и поняв, для чего было нужно это потрясение. Вот такая схема, описанная Джобсом, происходит со множеством людей. Случилась она и у меня.
Моя семья, как и большинство наших соотечественников, посещала храм в дни православных праздников. Первое, что нарушило обычный уклад, — это смерть дорого и близкого человека. Смерть бабушки, маминой мамы, выбила у нас почву из-под ног и в дальнейшем привела к поиску ответов на возникшие религиозные вопросы. Сейчас я могу ответить на вопрос, почему именно это событие так повлияло на меня.
Дело в том, что у бабушки был очень сильный характер, она обладала невероятным трудолюбием и умом — таких людей обычно ставят в пример другим. Анализируя последние годы ее жизни, я понимаю, что они были очень чистыми: жила она на хуторе на границе с Финляндией (кругом леса, озера, ни души, пасека и сад, за которыми она ухаживала в полном одиночестве) и, выйдя на пенсию, работала на почтовой станции. Летом — еще ладно, а вот зимой — сложнее, ведь идти на станцию приходилось через лес и сугробы, а успеть надо вовремя: поезд с корреспонденцией ждать не будет.
Так вот, вернемся в 2005 год, о котором я сказал в начале нашей беседы. Мы с мамой одновременно начали изучать религию, в частности — православие, но мне было тогда 14 лет, и я на время от этого отстранился. Сама понимаешь, подростковый возраст со всеми составляющими. Через какое-то время мне вновь стало все это любопытно, а особенно — как церковная служба выглядит в самом начале. Объясню: обычно я приходил к концу службы, к началу — ни разу. Пришел однажды, постоял, послушал, нельзя сказать, что все сразу понял, но там так пели, что за душу меня это очень сильно зацепило.
Что было дальше?
Произошло два важных события и оба — на Пасху (2004 и 2005 гг.). Благодаря им я отчетливо понял, чем хочу заниматься, чему хочу посвятить жизнь, но пока не мог это для себя сформулировать.
На Пасху 2004 года, когда я совершал шествие в крестном ходу, мою душу и все восприятие словно перевернуло: внутри было ощущение невероятной радости и умиротворения до такой степени, что, если бы еще немного это чувство увеличилось, из глаз полились бы слезы. Мои друзья, которые там были, все пытались задать мне какие-то вопросы, но я даже не мог ответить им. Понимал, что если слово вымолвлю, то просто разрыдаюсь. Тогда я не совсем осознал, что это за чувство такое. Меня что-то переполняло, я был готов всех обнять, принять, отдать все что у меня есть. Оказалось, что это и называется «встреча с Богом», а то чувство — благодать, энергия Бога.
После того случая я стал ходить на службу постоянно. Меня стали замечать, и к Пасхе 2005 года, которая выпала на 1 мая (этот день я запомнил навсегда), Игорь Фадеевич — помощник батюшки — где-то за неделю до праздника пригласил меня звонить в колокола. Представляешь? Колокола! Мне всего 14 лет, а меня уже зовут звонить в колокола на Пасху!
Важное отступление, которое показывает, что многое в жизни происходит своевременно. Накануне одна моя родственница сказала мне: «Ваня, ничто в твоей жизни не будет происходить просто так и само собой. Пока ты сам не начнешь действовать — ничего не будет». Эти слова мне тогда очень пригодились. Дело в том, что Игорь Фадеевич, хоть и позвал меня звонить, забыл об этом. По всей видимости, так случилось потому, что он и сам первый раз помогал батюшке на столь торжественной службе, а это волнение сильное. А время уже подходило к этому моменту: вот-вот должен был начаться крестный ход. Вспомнив слова своей родственницы, я набрался храбрости, подошел к нему, напомнил о себе, и он, спохватившись, взял меня и мы побежали к колокольне, пробиваясь через сотню людей.
Батюшка в той церкви — отец Иоанн (Иоанн Белевцев. — Прим. SRSLY) — это отдельный разговор. Можно сказать, что в моем становлении решающую роль сыграл именно он. К сожалению, он умер в ноябре прошлого года в возрасте 92 лет.
Что ты испытал, когда звонил в колокол в первый раз?
В тот момент я, можно сказать, не на земле был. Просто слушал звон и воспринимал те новые ощущения, которые впервые происходили у меня в сердце. Эти воспоминания до сих пор помогают мне придерживаться того пути, который я избрал.
Знаю, что ты собираешься постричься в монахи.
Да, уже скоро. Отчасти первоначально это решение было принято давно (в последние годы учебы в школе), но осознано я подошел к нему два года назад. За все это время я получил множество разных жизненных подсказок — как раз то самое «совмещение точек», про которые я говорил. Были моменты, помогающие тебе понять, что это твое. Это должны быть плоды не только твоей мозговой и аналитической деятельности, но и внешние свидетельства. Ощущение — как будто тебя взяли за руку и ведут по жизни, а ты не только наблюдаешь за этим процессом, но и активно в нем участвуешь.
Два года назад принял решение, а собираешься принять постриг только сейчас. Почему?
Дело в том, что, когда человек в силу определенных причин приходит в монастырь, стать монахом сразу он не может. Сначала он должен там пожить минимум три года. Ему дают особую черную одежду, определенное послушание — работу в монастыре. Цель такая: человек должен посмотреть на монахов и на то, как они живут, а они, в свою очередь, его должны оценить. Ведь у людей в зависимости от того, какую литературу и интернет-ресурсы они читают, разные представления о монастырской жизни. Проходит время, и ты делаешь выводы и про себя, и про жизнь в монастыре. Согласен со всем — идешь в монахи, не согласен — говоришь: «Извините, простите, я ухожу». И человек ищет свой жизненный путь далее.
Получается, что ты прожил в монастыре два года и согласился.
Да, в прошлом году в Великий пост меня возвели в иночество. Иночество — это иначе рясофор (от греч. ρασοφόρος, носящий рясу).
Ваня показывает подрясник и рясу.
А как проходит пострижение?
В очень мистической и таинственной обстановке. Совершается он после вечерней службы. В храме полумрак, не горит свет, только восковые свечи и лампады. Будущий монах в сопровождении братии Лавры приходит к наместнику, и далее происходит диалог, в ходе которого он дает Богу обеты (обещания): послушания, нестяжания и целомудрия. Потом наместник берет стальные ножницы и бросает. Будущий монах должен поднять их и отдать в руки наместнику. Так трижды. Таким образом, на глазах у всех он показывает, что к пострижению его никто не принуждает, это только его желание, его свободная воля. Далее наместник отстригает небольшую прядь волос с четырех сторон головы (крестообразно) монаха, и после этого ему дается новое имя, т.к. постриг — это своего рода водораздел между твоей жизнью до и после монашества. Каким будет новое имя, ты не знаешь до этого самого момента. Вот сейчас я Иоанн, а как меня будут звать после пострижения — не знаю.
После посвящения монах трое суток находится в молитве. Грубо говоря, тебя закрывают в храме, и ты молишься три дня практически без сна. Накапливаешь силу, которая потом тебя подкрепляет. А дальше все зависит от того, как ты будешь проходить этот путь: потеряешь благодать или наоборот — станешь более сильным.
И это не просто слова, я видел разные примеры, в том числе и неудачные.
Например?
Ну бывают случаи, когда человек торопится. Например, парню 18-19 лет, он утверждает, что хочет стать монахом, и ему говорят, что готовы его постричь. Конечно, бывают исключительные случаи, но самый правильный возраст для пострига — это 25-30 лет.
Получается, становиться монахом в 18 лет рано?
Ну я лучше объясню прямо на примере. Мой знакомый, когда ему было 18 лет, подошел к батюшке и сказал: «Хочу быть монахом». Его батюшка спросил: «Ты действительно готов?» Он ему: «Да, готов». А батюшка ему: «Ты уверен, что не будешь жалеть о своем решении в 25 лет? Или в 30, или в 45? Может, еще подумаешь?» Мой знакомый решил еще подумать, потом женился, сейчас четверо детей, и он очень рад, что не совершил ошибку.
Когда человек принимает решение поспешно и становится монахом, ему до поры до времени все нравится, Бог дает ему силы, он это явно чувствует. Сложности начинаются потом, когда приходят испытания, и к ним он, как оказывается, бывает не готов. Понимаешь, когда ты встаешь на монашеский путь, то должен хранить верность своим обещаниям и преодолевать все трудности, чтобы тем самым возрастать дальше и не стоять на месте. Кроме того, важно сохранять верность Церкви — как муж должен хранить верность жене. Можно сказать, что духовные законы здесь одни и те же. Они не столь видны, как законы физического мира, но ощутимы и действенны одинаково. Скажу также, что в храме в главный момент венчания семейной пары поются те же песнопения, что и во время посвящения в священный сан — один в один.
Так, приходят испытания. И что, человек их не проходит?
Каждый абсолютно свободен в выборе своей зависимости. Любо ты зависишь от Бога и стараешься жить по совести, либо уходишь в другую сторону, поддаешься влиянию страстей. Если человек спотыкается и не возвращается через покаяние обратно, то падение продолжается.
Например, одна из распространенных проблем, которая встречается у многих людей, не выдерживающих натиск и давление обстоятельств — алкоголизм. Человек просто уходит в ту реальность, что позволяет ему чувствовать себя комфортно, забывая о проблемах и не решая их. Сколько я видел людей, которые страдают от этого! Причина у большинства одна: тотальное одиночество. Каждый из нас может провести такой эксперимент: сможет ли он находиться один без внешних раздражителей (смартфона, ТВ и прочего). Если ты с Богом и реально чувствуешь эту связь, то ты уже не один и можешь преодолеть все испытания.
Обо что еще человек может споткнуться?
Вариантов много. О том, как это происходит, неплохо написано у К. Льюиса «Письма Баламута». Например, человек может стать циником: то, что раньше его радовало, больше не приносит ему никаких светлых чувств, а, наоборот, раздражает. Вот, например, видеоблогер и стендап-комик Данила Поперечный. Он учился в воскресной школе и, получив определенные знания о вере, но, видимо, не получив ответа на волнующие его вопросы, троллит разные религиозные темы.
И здесь есть ярко выраженная проблема. Сомневающийся в вере человек хочет реально осязать плоды веры, понять, что все это действительно работает. Для этого и нужны святые. Один из моих преподавателей (А.И. Сидоров — кандидат исторических наук, профессор и переводчик) так и пришел к вере: он увидел святого человека. Есть множество других примеров.
Если видишь, что кругом мрак — нужно зажигать свою свечу и идти вперед. Хорошо, если есть опытный и заслуживающий доверия наставник, если его нет — сейчас масса умных книг.
Если человек спотыкается, то нужно принести покаяние. Покаяние — это не просто сказать «извини» и продолжить делать зло. Покаяться — это переменить сам образ мышления. Если ты даже храм построишь, но при этом не принесешь реальные плоды своего исправления, то Бог не даст тебе сил и совесть будет мучать. Вспоминается один из стихов современного поэта:
Из суеверья, как-нибудь
Свой в рай оплачивая путь.
Он пачкой, пухлою на вид,
Попу по брюху постучит.
А после сядут заодно
И жрут Мартини и Бордо.
Друг другу сказки говорят
И вместе попадают в ад.
Как еще монах может не пройти испытания?
Тот, кто нарушает обеты, то есть данные Богу обещания. Либо ты увлекся женской красотой, либо сама женщина делает навстречу тебе шаги. Начинается общая симпатия, общение, что приводит к нарушению обета и последующему уходу из монастыря.
Как не нарушить обет безбрачия?
Нужно стараться быть с Богом, сохранять ту самую благодать, которая и дает силу к вдохновению, радости и счастью. По сравнению с ними все кажется временным и преходящим.
Конечно, бывает, что обращаешь внимание на красивых девушек, и тут я полностью солидарен со словами многим известного иеромонаха Фотия (победитель четвертого сезона шоу «Голос». — Прим SRSLY). Он постоянно находится на публике в окружении самых разных людей и говорит, что он, как и все мужчины, в состоянии оценить красоту женщины: «Всегда влюблялся и до сих пор вижу, замечаю женскую красоту, как бы странно для монаха это ни звучало. Правда, после стольких лет жизни в монастыре начинаешь привыкать к одиночеству. Вырабатывается некая бесчувственность: мне уже сложно соблазниться». Нужно помнить, что у нас очень мало времени, надо поспешить послужить Богу и людям теми талантами, которые тебе дал Бог. Смерти никто не избежит. Звучит драматично, но это правда. Наше время ограничено, а сделать надо успеть много.
Прежде чем совершить любое дело, к нам приходит мысль, и одна из задач монаха состоит в рассмотрении своих мыслей. Если мысль пришла, ты должен ее взять и, что называется, посмотреть ей в глаза. Спросить ее: «Ты откуда вообще пришла?». После этого сделать вывод, проводить ее или же принять и реализовать задуманное.
В этом плане важно понимать действия нашего организма. Если ты развил в своей голове мысли о сексе, то подключается гормональная система. В этом состоянии, если у человека не будет реализации этих мыслей, то нарушится работа тела: придут болезни. Поэтому важно держать свое сознание под контролем. Это дается не сразу, и на начальных этапах необходимы физические нагрузки. Но в монастыре их хватает: порой так за день напашешься, так устаешь, что готов уснуть даже стоя.
Но вот, опять же, есть другие примеры. Был у меня знакомый монах, образцовый, молился постоянно и был примером для всех. Сейчас женился. Ему разрешено приходить в храм — так же, как и все обычные люди, но служить не может. Петь может, но службу совершать — нет.
Примерно через какое время после пострижения становится тяжело?
У всех индивидуально. И тяжело не только в плане женщин. Может, вообще захотеться нарушить обет нестяжания: придет мысль, ты ее примешь и обложишь себя всяким ненужным хламом или, того хуже, захочешь приобрести какую-нибудь вещь.
Скажи честно: вы смотрите порнографию?
Порнография, как и другие зависимости, оказывает тяжелое последствие как на работу мозга, так и на организм. Более того, порнографической зависимости подвержены и многие семейные люди.
Если человек осознанно пришел в монастырь и через какое-то время он понимает, что испытывает зависимость от просмотра порнографии, то эту проблему он должен решить. Преодолеть эту зависимость, чтобы стать сильнее или же избрать путь семейной жизни.
Конечно, интернет оказывает влияние на монастырскую жизнь. И эту усиливающуюся тенденцию обсуждали на ежегодной международной конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности». В частности, говорилось о том, что молодые люди, когда приходят в монастырь со сформировавшейся алкогольной или иной химической зависимостью, а также с зависимостью от игр и прочего содержимого интернета, потом, по мере веры и усердия, очищают себя от этих зависимостей.
Знаю, что в монастыре жизнь начинается очень рано. Во сколько ты встаешь?
В Лавре жизнь начинается в 5:30 утра. В это время начинается братский молебен — все братья собираются у мощей Преподобного Сергия. Так начинается день. Сам молебен, потом минут 10 утренняя молитва, потом полунощница, а потом уже литургия — самое главное таинство.
В монастыре у каждого есть послушание. Что делаешь конкретно ты?
Есть у нас в Лавре Паломнический центр — тот, который ответственен за гостеприимство. Вот там я заместитель руководителя. Троице-Сергиева Лавра — это единственный во всем Подмосковье памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Надо разрабатывать разные тематические экскурсии, маршруты. Уже несколько лет существует 120-километровый маршрут «Дорога в Лавру» — эко-тропа, начинающаяся от Нулевого километра рядом с Красной площадью и завершающаяся у стен Троице-Сергиевой Лавры. С далекого XV века этой дорогой прошли сотни тысяч людей. В этом году 23 февраля на одном из участков этой тропы прошел лыжный марафон «Лавра SKI», в котором приняло участие более 500 человек.
В рамках этих и других мероприятий приходится общаться с прессой. Поэтому наше с тобой интервью у меня не первое уже: я довольно часто их даю.
Надо сказать, что Лавра — это город внутри города Сергиев Посад. У нас есть своя медицинская часть, служба МЧС и свой почтовый индекс. Также на территории монастыря находится крупнейшее учебное заведение Русской Церкви — Московская духовная академия. В ней учатся студенты не только из России, но и из США, Филиппин, Австралии, Египта, Японии, стран Европы. Чтобы все эту функционировало, нужны разные структуры. Так, в Лавре есть казначейская и келарская службы, разные мастерские. У нас, между прочим, есть такая интересная должность — виночерпий! Многие ждут, когда эта она будет вакантной, чтобы ее занять. Однако труд виночерпия тяжелый. Т.к. вина очень много (несколько десятков тонн) и это живой продукт, оно нуждается в уходе и постоянном наблюдении. Без него не может состояться главная служба — Литургия. Приезжай в гости — угощу тебя вином из бочек и нашей великолепной выпечкой.
Обязательно. За работу вы получаете какие-то деньги?
Нет. Монастырь — это большая семья, правильнее — братство. Все трудятся в той сфере, где они способны. Большая часть монахов с высшим образованием, многие закончили МГУ.
Если у тебя случается какое-то событие — кто-то из близких заболел, например, — ты пишешь прошение наместнику Лавры и тебе, как правило, оказывают необходимую помощь. Если ситуация непростая и требуется личная встреча с епископом, это возможно. Он назначает тебе время для встречи, ты приходишь и объясняешь, что произошло.
Помню ту историю с протоиереем Смирновым, который называл женщин, проживающих с мужчинами в незарегистрированном браке, «бесплатными проститутками». По его словам, это вызвано жалостью к женщинам, которых «бросают через три-пять лет» и с которыми «обращаются как с мусором». Что ты думаешь насчет гражданского брака?
Я придерживаюсь той позиции, что каждый случай надо рассматривать индивидуально. Насчет гражданского брака я отзываюсь положительно, если он скреплен венчанием. Объясняю свою позицию на основании общения с многими людьми, друзьями и знакомыми. Вывод следующий: если смотреть на семейный кодекс, то человек, заключая официальный брак, закладывает фундамент не для прочной семейной жизни, где каждый из супругов работает над собой и воспитывает детей, исполняя свою роль, а устанавливает будущую программу бракоразводного процесса. Влюбленность может быстро пройти, начнутся трудности, которых ни один человек не избежит, и пара выберет путь развода, начнется деление имущества и страдание невинных детей. В гражданском браке таких споров не будет, и семья будет стараться держаться вместе, как сказано у Екклесиаста: «Если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».
Насколько мне известно, монах должен находиться как можно дальше от обычной жизни и посвящать большую часть своего времени молитве. И тем не менее, монахам же разрешены телефоны, так? Они же отвлекают?
С одной стороны, зависит все от того, есть ли у тебя привязанность к этому телефону, месседжерам или социальным сетям. Не являются ли они теми раздражителями, заглушающими одиночество, которое возникает от чувства богооставленности. Если нет, то почему бы им не пользоваться?
С другой стороны, есть монахи, которые являются руководителями подразделений Лавры: им без телефона никак. Надо быть постоянно на связи и решать возникшие вопросы.
Слушай, я в инстаграме* нашла священников-блогеров и пару монахов. У некоторых даже под 200 тысяч подписчиков. В моей реальности это все как-то не вяжется.
Все священники разные в плане своих доходов. Мы же видим тех, кто ездит на очень хороших машинах, и тех, кто каждую копейку считает. Вот у меня кум служит в Ярославской области, и, помимо того, что он священник, еще и подрабатывает где-то. У него пятеро детей. Всех кормить надо, дать образование. Он вместе с матушкой справляется с этим: дети участвуют в олимпиадах и творческих мероприятиях, получают награды.
Некоторые совмещают священническое служение с деятельностью в социальных сетях, становятся блогерами, которые зарабатывают благодаря инстаграму* или ютьюб-каналу. Не каждому это дано и не у каждого есть такой талант. Ну вот, например, отец Павел Островский — блогер. У него деятельность позитивная, созидательная. У некоторых людей ведь нет возможности задать какой-то вопрос батюшке: боятся, стесняются или по иной причине. Отец Павел на все эти вопросы хорошо и грамотно отвечает. Его заработок — это интернет-аудитория, хотя у него есть приход, где он служит.
Ну ведение таких блогов не противоречит каким-то канонам?
Как факт — нет, но все зависит от позиционирования. Тут нужно поставить себе вопрос: зачем и для чего я буду совершать тот или иной проект? Вот если я сейчас буду активно вести блог, то могу потерять пульс монастырской жизни, с течением времени сосредоточусь исключительно на самом себе. Если будет успех, то буду хвалиться собой, а там уже недалеко до гордыни и тщеславия — а это, сама понимаешь, не очень хорошо для монаха. Тут все очень тонко. Переступишь грань и далее можно быстро спуститься вниз. Самое главное — помнить для чего ты живешь. Я выбрал монашеский путь и неоднократно в течение жизни убеждался, что это мой путь, чувствую радость и счастье от служение Богу и людям. Если я оставлю это, то радости у меня точно не будет. Печальный опыт у меня был, и я не хочу к нему более возвращаться. Хотя греховный опыт защищает тебя от новых ошибок. Как сказал А.С. Пушкин:
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Так и я — не забываю моментов падения прошлого, строк печальных не смываю и это помогает мне, с Божией помощью, идти дальше.
А монахам разрешено вести блоги?
Ну если руководство монастыря не против этой деятельности и если у тебя хорошо это получается, то почему бы и нет. Я уже вспоминал иеромонаха Фотия: он хорошо поет, ведет блог и выступает с концертами. Но для этого надо быть внутренне очень сильным человеком, т.к. ты постоянно находишься в светском окружении: бомонд, общение, тот же женский вопрос. Сама атмосфера, которая существует в шоу-бизнесе, может вывести тебя из внутреннего мира, в котором ты пребываешь. Сможет ли монах, редко бывающий в монастыре, выдержать этот натиск гламура — большой вопрос и очень серьезная внутренняя работа.
Главное — не позволять шумам от других людей перебивать твое призвание и продолжать действовать согласно своим устремлению и интуиции.
Не могу не затронуть тему пандемии. Некоторые города (в том числе и Москву) священники окропляют святой водой в целях борьбы с коронавирусом. Сможешь это прокомментировать?
Есть две главные заповеди: первая — это любовь к Богу, а вторая — любовь к ближнему. Если мы забываем одну из них и делаем акцент на другой, то начинаются проблемы. Любовь к Богу без любви к людям — это обман, любовь к людям без любви к Богу — это очень быстро испаряющаяся вещь, т.к. нужно очень много сил. От Бога с помощью молитвы мы получаем силы на эту любовь к людям и не только.
Однако искаженному пониманию этих заповедей подвержены все люди, в том числе и церковные. Тест на правильное понимание этих заповедей проходит весь мир, и в данный момент через испытание COVID-19.
Например, если мы говорим о Церкви. Во многих храмах совершается молитва, но нет необходимых противовирусных мер. Если мы ограничиваемся только одним освящением — традицией — и не совершаем действий по дезинфекции, это плохо. Как ни странно, это отметили М. Галкин** и А. Ивлеева. Они очень иронично заметили, что окроплять город святой водой с вертолета, — вариант хороший, потому что таким образом возможно покрыть бОльшую территорию.
Но уместно вспомнить старую пословицу: на Бога надейся, а сам не плошай. Надо помнить о необходимости молитвы и действий. Если будет только первое — то это фанатизм, если только второе — то закончатся внутренние силы для работы и созидания. Если молитва будет без действий, то повторится сценарий пародии Гарика Харламова на слова песни группы Браво «Московский бит»: «Над Москвой летит...митрополит!».
История нашего Отечества показывает, что в храмах и монастырях можно заразиться. Пример — чума 1352-1353 гг. Тогда в Псков из Великого Новгорода был приглашен епископ Василий, который мужественно крестным ходом обошел весь город, окропляя его святой водой. Вернувшись в Новгород, умер, но в итоге чума отступила. В Москве в 1353 году умер 36-летний великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Во время чумы 1654-1655 гг. от чумы практически полностью вымерли несколько московских монастырей.
Сегодня мы видим распространение вируса по всему миру. Болезнь обязательно уйдет, но как скоро это случится, зависит от всех нас.
Как работает Троице-Сергиева Лавра сейчас, во время распространения коронавируса?
Троице-Сергиева Лавра в этой ситуации руководствуется постановлениями правительства РФ, распоряжениями и приказами ФМБА. Мы отменили организованные туры, тем самым в несколько раз снизили поток паломников. Во всех храмах Лавры осуществляется строгий санитарно-эпидемиологический режим. Все поверхности обрабатываются дезинфекционными растворами. Мы предупреждаем наших прихожан, что они могут почувствовать специфических запах этих средств. Конечно, некоторых верующих это смутило. Но мы призываем принять эти меры, потому что они необходимы. Также просим держаться на безопасном расстоянии друг от друга.
Молебны нужны и необходимы — это древняя традиция Церкви, но совершать этих нужно согласно рекомендациям ВОЗ, регулирующим количество людей и др. Совершают их не фанатики, а образованные люди. Здесь надо сказать, что конфликт веры и науки — искусственный, при этом вера должна быть правильной, не фанатичной и наука должна базироваться на известных постулатах. Тот же М.В. Ломоносов сказал, что «наука и религия в распрю прийти не могут — разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет».
Такие примеры есть. Например, в Ярославской области у епископа Вениамина (Лихоманова) за плечами мехмат МГУ, а епископа Феоктист (Игумнов) до принятия монашества работал над созданием телескопа «Спектр-УФ». Люди образованные и грамотные. Они, исполнив многовековую традицию Церкви, совершили молебен, а затем дали в монастыри епархии распоряжения о пошиве масок и в ближайшее время планируют заняться антисептиками.
Таким образом, должна быть золотая середина. Не только у людей Церкви, но и государственных служащих. Мы же видим сегодня как многие люди остаются без работы и даже без средств к существованию. Это следствие мы также видим в истории. Во время чумы XVII в. заставы делались непродуманно и лишали местных жителей доступа к полям и мельницам, обрекая их на голод, а после эпидемии было угасание торговли и прекращение работы на полях, которые привели к неурожаям.
Поэтому сегодняшний вирус — это очередная проверка человека на человечность. Патриарх Кирилл также выступил с соответствующими заявлением.