Интервью, Герои — 26 марта, 20:24

О сериале «Пять с плюсом», «Вечернем Урганте» и тотальной свободе. Интервью с музыкальным редактором Сергеем Мудриком

25 марта миру был явлен комедийный сериал «Пять с плюсом» — первый в отечественной истории ситком, снятый соцсетью. Особую роль в этом проекте «Одноклассников», приуроченном к 15-летию сети, играет саундтрек, состоящий из композиций «новой популярной музыки» и уже доступный для прослушивания. Главной темой сериала стал трек «Магнит» московского музыкального проекта «ШЫША», также в него вошли песни коллективов «Папа», «хмыров», «Дайте Танк (!)», «О! Марго» и дюжины других.

Этот плейлист — плод работы музыкального редактора и продюсера Сергея Мудрика, ведущего эксперта по современной музыке. Сергей рассказал о работе над саундтреком, авральных буднях «Вечернего Урганта» и судьбе музыкальных жанров в ситуации постмодерна.

Расскажите о работе над саундтреком к сериалу «Пять с плюсом».

Идея, с которой ко мне вышли продюсеры сериала, была в его озвучивании новой, малоизвестной, но перспективной русской музыкой. Ситком активно поддерживается промо-инструментами «Одноклассников», поэтому от такого сотрудничества в итоге хорошо и сериалу, и артистам, которым даются шансы быть услышанными широкой аудиторией. Мне было задано некое общее стилевое направление, разъяснена концепция сериала, я ознакомился со сценарием, а уже в процессе монтажа режиссер Дина Штурманова давала ценные указания, в каких местах обязательно нужна подходящая песня. В ходе подготовки пришлось ознакомиться с немалым количеством музыки, и в итоге я предложил больше 100 песен. Дина, как режиссер с четким пониманием того, что должно в итоге получиться, сама находила финальное применение выбранным композициям — в итоге в первый сезон вошло пятнадцать композиций.

Саундтрек — это такой мощный инструмент привлечения дополнительной аудитории, других возрастов. А вы в одной из своих лекций говорили, что сегмент 35+ не очень восприимчив к новым трендам.

В основном я слежу за музыкой, интересной аудитории 16–25. (Смеется.) Когда-нибудь настанет момент, когда я перестану в ней что-либо понимать, но пока, кажется, скорее удается. А ощущение по поводу моих ровесников — в их поле зрения все попадает достаточно хаотично, это настолько неочевидный процесс, что провести какие-либо аналитические исследования по этому поводу невозможно. Что-то на улице услышал, что-то от друга, что-то вот в сериале — и при этом с таким же успехом все может пройти мимо ушей.

Это хорошо еще, если мимо ушей. Делегирование Манижи на «Евровидение» никого не оставило равнодушным.

Что касается бурной реакции на победу в конкурсном отборе Манижи с последовавшим обилием ксенофобских и оскорбительных комментариев — можно долго рефлексировать на тему того, как мы к такому, скажем так, пришли. Но, могу сказать, чем больше будет таких спорных, назовем это так, кейсов, тем сильнее у людей будут шевелиться извилины, и будет больше шансов на перемены во мнениях. Ну и позитивного отклика, если суммировать, все-таки ощутимо больше.

А как вы оцениваете роль «Грэмми» для мировой музыкальной индустрии?

В целом, наверное, уже и далеко не такая у нее ощутимая роль, как была раньше. Но для музыкантов ощущение ценности, успеха, внутреннего удовлетворения собственной работой — важная вещь. Это коллективная похвала от профессионалов — не от случайных людей…

…а от ветеранов кантри-музыки.

Ну, достоверной информации, кто именно эти люди, нет, но «Грэмми» сейчас довольно специфичная и непрозрачная структура, и конфликт с The Weeknd это продемонстрировал.

Игнор The Weeknd — словно бы часть драматургии этого действа.

С одной стороны, да, а с другой стороны, это говорит о том, что привычные институты, исходя из жизненных реалий, должны видоизменяться. В целом эта церемония — тоже скорее забавный инфоповод, чем реальное свидетельство достижений. Для меня вечеринка в честь «Грэмми» в одном из московских заведений, на которой я играл за пару дней до, прошла гораздо содержательнее и интереснее.


Вы ощущаете, что ваша деятельность в «Вечернем Урганте» начиная с 2017 года помогает просвещать российскую аудиторию?

В 2017 году тектонические сдвиги в местной музыкальной индустрии ощущались на всех уровнях. Я не знаю подробностей вовлечения в рабочий процесс предыдущего музыкального редактора шоу Семена Киселева — наверняка он тоже хотел, чтобы в эфире было больше современной независимой музыки. Но, кажется, событием-водоразделом в августе 2017-го стал баттл Оксимирона и Гнойного. Случившееся в интернете «трендовое» событие буквально впервые в новейшей истории стало намного важнее, чем все, что происходит офлайн. Очевидно, сформировались новые реалии, по которым достигших определенного охвата через сеть музыкантов уже нельзя было не замечать. Войдя в новый профессиональный статус, я с удовольствием занялся их приглашением в программу, и довольно продолжительное время, пока эта новая музыкальная волна была на пике востребованности, музыкальные номера являлись самой популярной частью программы.

Благодаря импульсу от того исторического баттла вы стали включать в программу рэп-артистов, таких как ЛСП?

С 2015-го до примерно 2019 года жанр постоянно рождал новые яркие имена. Сейчас артисты появляются и исчезают настолько резко, что порой не успеваешь за ними уследить. А вчерашние молодые и свежие хитмейкеры сегодня уже не такие свежие, и с хитами не все так благополучно. ЛСП — сейчас уже, по сути, поп-артист, там от рэпа не так много осталось. Рэп стал такой обыденной частью жизни, что от него не ожидаешь никаких откровений, а «чистый» рэп — вообще редкость в наши дни, у нас его в программе почти и не бывает: этот жанр интересен в плане антропологическом, а в музыкальном — на живую группу всегда интереснее смотреть.

Ну, вот Федук и Элджей, например, появились в то время, но держат популярность.

У Федука и Элджея есть сформировавшаяся аудитория и кредит доверия. Таких артистов, которые оказались в нужное время в нужном месте и могут теперь делать то, что считают нужным, не так уж в итоге и много. Но и у них без активных инфоповодов и хитов, думаю, тоже есть некие определенные «сроки годности».

«Кальянный рэп» тоже возник в этот же период с легкой руки Мияги и Эндшпиля?

Кальянный рэп не от них возник, а от того, что их творческие находки были сметливо переложены на более простые, доступные массам паттерны. То, что принято сейчас называть кальянным рэпом, — по сути, эстрадный поп. Сами Мияги и Энди Панда делают более сложную музыку…

…местную версию ямайского дансхолла.

Да. В момент зарождения всеобщего интереса они оказались на гребне волны. А рынок подстроился под этот новый стиль — при этом я уверен, что многие артисты, которые работают в «кальян-рэпе», делают это максимально искренне.

Это настолько сентиментальный жанр, что искренность там необходима, она компенсирует его музыкальную незатейливость.

Сентиментальность, сочувствие лирическому герою — это вообще движущая сила для распространения творчества.

Говоря об адаптации иностранных жанров, нельзя не вспомнить Ciao 2020. Как родилась идея и как осуществился сам проект?

Мысль о том, чтобы делать специальные новогодние выпуски, появилась в 2018 году — примерно за месяц до Нового года родился в качестве идеи и после стал активно воплощаться в жизнь первый «Голубой Ургант». Это пошумело очень сильно — более обсуждаемым был лишь первый выпуск программы. Стало понятно, что нужно продолжать делать новогодние выпуски как некий обязательный спэшл, но одна и та же шутка дважды не рассмешит, поэтому мы пошли по пути сочинения новых концепций на каждый Новый год. Вышедший годом позже другой «Голубой Ургант», где звезды ходили в гости к телезрителям, мне тоже очень нравится, но фидбэк от него был ощутимо скромнее.

Процесс обсуждения идей творческой группой — сложный и нелинейный. Про новогоднюю программу 2020-го мы начали думать еще летом, но реально активное обсуждение началось с конца октября, и лишь в начале декабря мы пришли к итоговой идее. Идея главного автора Дениса Ртищева и Ивана Урганта заключалась в том, что год был странный, тяжелый и грустный и нужно что-то безумно жизнеутверждающее. А что может быть более жизнеутверждающим, чем фестивали в Сан-Ремо, которые в свое время были будто бы замочной скважиной в западную цивилизацию для советских людей. Они были наполнены беззаботной радостью, которую люди поглощали за телеэкранами, отвлекаясь от невеселых будней. Изначально идея была делать более конкретный оммаж фестивалю Сан-Ремо с каверами на хиты Ricchi e Poveri, Аль Бано, Тото Кутуньо и других важных имен тех времен.

Но после очередного мозгового штурма мы с Денисом и Иваном шли по коридору Останкино, и как-то сама выкристаллизовалась на языках идея, что музыканты должны исполнять собственные песни, стилизованные под итальянскую эстраду. В этом было еще больше веселья и парадоксальности. В конце первой недели декабря я начал связываться с артистами, и понеслось — мы были бы и рады все сделать пораньше, но программа в итоге рождалась в такие же авральные сроки, как и «Голубые Урганты».

Я подбил какой-то список хитов-2020, которые были бы узнаваемы на итальянском языке и в новых-старых аранжировках, ну и итоговый состав собрался за неделю переговоров. Был вопрос с Liitle Big, чей хит UNO не срабатывал в контексте перевода, так как не был русскоязычным. В итоге они подготовили Mamma Maria в стиле happy hardcore — это не восьмидесятническая история, но в сделанной эстетике номер в итоге смотрелся в программе как влитой. Все выступления снимались с 26 по 28 декабря — и это, конечно, чудо, что мы смогли «поженить» столько графиков артистов, пусть пандемия и снизила им количество корпоративов и лишила зарубежных поездок.

Этот проект обнаружил, что ностальгия по советско-итальянской дружбе присуща не только россиянам.

Тут много чего, как выяснилось, вскрылось. Начиная с того, что принято не очень любить местную поп-музыку — а когда она переведена на итальянский и исполнена в ретростилистике, то очень многое нам, оказывается, нравится. Внутренние рамки и предубеждения касаемо локальной сцены спадают. В какой-то степени это легитимизировало артистов для аудитории, которая до этого относилась к ним предвзято.


Саундтрек «Пять с плюсом» — это такой срез современной музыки, и по нему складывается ощущение, что в ней происходит конвергенция стилей. Разные жанры сливаются в одну эклектичную сущность.

Считаю, что получившийся «сборник»-саундтрек все-таки выдержан в каком-то едином стилевом духе. Но в целом это так. Это реалии, связанные с всесторонним доступом к музыке, а также с тем, что нынешняя молодежь не идентифицирует себя через принадлежность к субкультурам и связанным с ними музыкальным жанрам — и это прекрасно. Свобода восприятия, мыслей, убеждений, поведения для этого поколения является куда большей ценностью. В 90-е свобода была сопряжена с другими, часто малоприятными явлениями — в том числе с агрессивным расцветом субкультур, конфликтами, драками… Нынешние люди открыты ко всему: в их плейлистах уживаются метал, фолк, затейливая электроника и вдобавок еще какая-нибудь академическая музыка. Соответственно, хип-хоп и поп-музыка оказываются агрегаторами всех на свете жанров: вот как показывает, к слову, пример певицы Poppy, поп отлично сочетается с метальными запилами. Кстати, когда все заговорили о том, что Алла Пугачева отписалась от Филиппа Киркорова, я пошел в ее подписки, и куда большим впечатлением для меня было обнаружить там Poppy! Ставлю лайк, Алла Борисовна! 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Блогер, Музыкант, Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Илья
Прусикин
Музыкант, Рэпер
Feduk
Актёр, Композитор, Певец, Продюсер
Филипп
Киркоров
Актёр, Ведущий, Музыкант
Иван
Ургант
Читайте также
Кино — 11:21, 11 апреля 2021
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 29 марта, 17:50
Кажущиеся неправдоподобными факты о пыли, которые на самом деле абсолютно верны
Образ жизни — 23 марта, 15:00
Почему я выбираю растительное молоко
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
Новости, Новости — 8 апреля, 15:27
Дед из Словении повторил образы Джастина Бибера и Кайли Дженнер и стал звездой инстаграма
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 8 апреля, 13:49
Ксюша Хоффман запускает новое шоу «Стенка»
Новости, Новости — 8 апреля, 13:10
Рэпер Will.i.am сделал защитную маску с наушниками, микрофоном и подсветкой. Она стоит 299 долларов
Новости, Новости — 8 апреля, 12:36
«Это не треки, это слезы»: у Face новый альбом «Искренний»
Новости, Новости — 8 апреля, 12:27
Алена Долецкая пришла в ютьюб-шоу Галины Юзефович. Поговорили о конце эпохи глянца и книгах о высокой моде
Новости, Новости — 8 апреля, 08:52
Появился новый лидер среди самых молодых миллиардеров мира. Ему 18 лет
Новости, Новости — 7 апреля, 22:40
В Италии отменили цензуру кино. Она длилась с 1914 года
Новости, Новости — 7 апреля, 20:21
Twenty One Pilots анонсировали новый альбом и выпустили трек Shy Away
Герои — 7 апреля, 19:56
«Быть занятым для меня важно, но качество проекта важнее». Интервью с режиссером Вадимом Перельманом
Новости, Новости — 7 апреля, 19:02
Появился трейлер документального фильма об «Улице Сезам»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)