Середина 70-х, «время свинца». Неудачное покушение на Альфредо (Пьерфранческо Фавино) травмирует его юного сына Валерио (Маттиа Гарачи). Мальчик случившееся не осознает, но запоминает. Спустя годы злачная весенне-летняя пора, необратимо лишившая детства, останется зудеть в его памяти, возвращаясь паническими атаками. Режиссер Ноче, подобно своему герою, старается излечиться. Приукрашивая события, урывками, он пересказывает пережитое, подобно тому, как Валерио в одном из эпизодов фильма чертит мелом на асфальте схему нападения на своего отца и, «заигравшись», корчится от боли, изображая подстреленного террориста. Кубок Вольпи, врученный Фавино за роль архетипического Отца.
«Порочная связь» (Lacci)
«Паоло Конте» (Paolo Conte, via con me)
Документальный портрет Паоло Конте. Поэта — автора песен для Патти Право и Адриано Челентано. Певца — вы наверняка слышали его Vieni via con me. Одаренного музыканта — отдельное искусство то, насколько он вальяжен и необязателен на сцене во время собственных концертов. Архивные записи выступлений чередуются номерами современными. Монологи близких друзей в кадре больше напоминают семейные посиделки, чем официозные интервью. Все это немного сказка о потерянном времени: особенно заметно, насколько с возрастом Конте замедляется, исполняя свои главные хиты. Но одновременно и трепетная ода вехе в истории итальянской музыки.
«Правда о "Сладкой жизни"» (La verità su La dolce vita)
Как и полагается фильму с вывеской «Правда», создание «Сладкой жизни» — это обернувшийся триумфом производственный ад: отданные на заклание большому искусству нервные клетки, непомерные денежные средства, отношения с друзьями и жизненные силы. Режиссер Педерсоли воспевает Джузеппе Амато, важнейшую фигуру в итальянском кино, продюсера «Похитителей велосипедов» и «Рим — открытый город», позволившего картине Феллини появиться на свет. Впрочем, как ни старайся, в сознании масс рядом с названием «Сладкая жизнь» нет места другим именам, кроме как Федерико. Архивные фотографии, немногочисленные интервью, эксцентричная реконструкция событий — все по методичке классического телефильма дневного эфира.
«Молекулы» (Molecole)
Документалист Андреа Сегре возвращается в родную Венецию для работы над экологическим проектом. Февраль 2020 года, пока режиссер собирает материал, город пустеет и вскоре закрывается на карантин. Сегре остается заперт в отчем доме, один на один с местами, которые покинул, выбрав жизнь больших возможностей в столице. Венеция для него прошлое, фантом, проекция неизменная, такая же, как тот образ, что был запечатлен на отцовских любительских видеозаписях. Пустая площадь Сан-Марко, туманные, пасмурные улицы, нахмурившись, выжидают приезжих гостей. Во временном забвении местные жители постигают тишину. Уникальное элегическое путешествие по краю, олицетворяющему пограничье.
«Отпусти меня» (Lasciami andare)
Марко (Стефано Аккорси) чудом смог оправиться после гибели своего пятилетнего сына. Вслед за болезненным разводом с первой женой мужчина повел под венец новую избранницу. У них будет ребенок. Нет повода лучше для нового начала, пусть весь мир подождет. Вновь Венеция, тусклая и тоскливая, не питающая, а лишающая последних сил. Вновь история про то, что некоторые вещи невозможно забыть, даже если кажется, что удается. Они возвращаются, пусть и в виде духа с того света. Покоя Марко лишает Перла (Валерия Голино), новая хозяйка его бывшей квартиры: ей видится призрак погибшего ребенка, зовущего своих родителей.
«Ассандира» (Assandira)
Посреди грязного пепелища, оставшегося от сгоревшей накануне фермы «Ассандира», бесцельно шатается старик Константино (Гавино Ледда). Он бессвязно объясняется с полицейскими, силясь рассказать им, что произошло на самом деле. Современная Сардиния без прикрас, столкновение земледельческой культуры и туристической моды. Мимолетные иностранцы умиляются лошадям, эксплуатируют местных и преследуют низменные цели. Тогда как сын Константино обосновывается здесь для наживы, его отдаление от корней символизирует практически забытый родной диалект. Нравственный упадок противопоставляется почти что античному чувству справедливости. Позиция режиссера Мереу нехитрая: традиции складывались веками неспроста, свои владения нужно защищать от любых посягательств, возделывая их, трудясь и не прельщаясь мирским. Актерский дебют для Гавино Ледда, именно по его книге братья Тавиани более 40 лет назад поставили легендарного «Отца-хозяина».
«Сестры Макалузо» (Le sorelle Macaluso)
Пятеро сестер предоставлены друг другу. Их жизнь легкомысленна и полна подростковых иллюзий до тех пор, пока девушки не сталкиваются с общей утратой. Так же, как «Порочная связь» и «Наш отец», «Сестры Макалузо» — повесть об ошибках и страхах, которые десятилетиями возвращаются краткосрочными вспышками, вынуждая проживать вновь и вновь как хорошее, так и плохое. Солнечное Палермо потускнеет, на невинных лицах останется печать времени. Полные чувств девчонки станут женщинами на последнем дыхании. В фильме Эммы Данте эти возрастные и эмоциональные крайности вступают друг с другом в диалог наивной чуткости и опыта. Пока сестры не смогут забыть, останется их личный островок покоя, будет и прибрежный пляж, и ясный день, и, греясь на солнце, рука об руку они будут стоять рядышком. Вечно.