Обзоры, Кино — 24 февраля, 19:38

Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»


В Москве 24 февраля начинается XII фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву». Программа, традиционно составленная из фильмов-участников прошедшего в сентябре биеннале, полна тематических пересечений. Венеция предстает полным призраков тоскливым островом одиночества («Молекула», «Отпусти меня»). Детство-прошлое мучает повзрослевших героев («Наш отец», «Сестры Макалузо», «Порочная связь»). Триумфы былых лет («Паоло Конте», «Правда о "Сладкой жизни"») соседствуют с верой старшего поколения в особый путь своих родных земель, далеких от падения нравов и новых веяний цивилизации («Ассандира»). Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает обо всех фильмах смотра. 


Середина 70-х, «время свинца». Неудачное покушение на Альфредо (Пьерфранческо Фавино) травмирует его юного сына Валерио (Маттиа Гарачи). Мальчик случившееся не осознает, но запоминает. Спустя годы злачная весенне-летняя пора, необратимо лишившая детства, останется зудеть в его памяти, возвращаясь паническими атаками. Режиссер Ноче, подобно своему герою, старается излечиться. Приукрашивая события, урывками, он пересказывает пережитое, подобно тому, как Валерио в одном из эпизодов фильма чертит мелом на асфальте схему нападения на своего отца и, «заигравшись», корчится от боли, изображая подстреленного террориста. Кубок Вольпи, врученный Фавино за роль архетипического Отца. 


«Порочная связь» (Lacci)


«Я тебе изменил», — одной между делом сказанной фразой Альдо (Луиджи Ло Кашио) разрушает свой брак. Ванда (Альба Рорвахер) не находит себе места, пытается покончить с собой и настраивает общих детей против отца. Разочарованная жена скорбит и ждет, ведь такие чувства не бывают зря. Брат и сестра поначалу не очень понимают, почему папа появляется все реже, а после начинают искренне на него злиться. Lacci так же, как и фильм Ноче, — поэтический взгляд на прошлое через бытовые, повседневные ритуалы. Здесь повзрослевшие герои оправляются от обид былого, не созидая, а разрушая: избавляясь от тотемов-полароидных снимков и прочих «дорогих» отцовскому сердцу вещей. Ведь нет ничего драматичнее, чем интрижка-роман, единственным последствием которой стал хаос


«Паоло Конте» (Paolo Conte, via con me)


Документальный портрет Паоло Конте. Поэта — автора песен для Патти Право и Адриано Челентано. Певца — вы наверняка слышали его Vieni via con me. Одаренного музыканта — отдельное искусство то, насколько он вальяжен и необязателен на сцене во время собственных концертов. Архивные записи выступлений чередуются номерами современными. Монологи близких друзей в кадре больше напоминают семейные посиделки, чем официозные интервью. Все это немного сказка о потерянном времени: особенно заметно, насколько с возрастом Конте замедляется, исполняя свои главные хиты. Но одновременно и трепетная ода вехе в истории итальянской музыки. 


«Правда о "Сладкой жизни"» (La verità su La dolce vita)


Как и полагается фильму с вывеской «Правда», создание «Сладкой жизни» — это обернувшийся триумфом производственный ад: отданные на заклание большому искусству нервные клетки, непомерные денежные средства, отношения с друзьями и жизненные силы. Режиссер Педерсоли воспевает Джузеппе Амато, важнейшую фигуру в итальянском кино, продюсера «Похитителей велосипедов» и «Рим — открытый город», позволившего картине Феллини появиться на свет. Впрочем, как ни старайся, в сознании масс рядом с названием «Сладкая жизнь» нет места другим именам, кроме как Федерико. Архивные фотографии, немногочисленные интервью, эксцентричная реконструкция событий — все по методичке классического телефильма дневного эфира. 


«Молекулы» (Molecole)

Документалист Андреа Сегре возвращается в родную Венецию для работы над экологическим проектом. Февраль 2020 года, пока режиссер собирает материал, город пустеет и вскоре закрывается на карантин. Сегре остается заперт в отчем доме, один на один с местами, которые покинул, выбрав жизнь больших возможностей в столице. Венеция для него прошлое, фантом, проекция неизменная, такая же, как тот образ, что был запечатлен на отцовских любительских видеозаписях. Пустая площадь Сан-Марко, туманные, пасмурные улицы, нахмурившись, выжидают приезжих гостей. Во временном забвении местные жители постигают тишину. Уникальное элегическое путешествие по краю, олицетворяющему пограничье.


«Отпусти меня» (Lasciami andare)


Марко (Стефано Аккорси) чудом смог оправиться после гибели своего пятилетнего сына. Вслед за болезненным разводом с первой женой мужчина повел под венец новую избранницу. У них будет ребенок. Нет повода лучше для нового начала, пусть весь мир подождет. Вновь Венеция, тусклая и тоскливая, не питающая, а лишающая последних сил. Вновь история про то, что некоторые вещи невозможно забыть, даже если кажется, что удается. Они возвращаются, пусть и в виде духа с того света. Покоя Марко лишает Перла (Валерия Голино), новая хозяйка его бывшей квартиры: ей видится призрак погибшего ребенка, зовущего своих родителей. 


«Ассандира» (Assandira)


Посреди грязного пепелища, оставшегося от сгоревшей накануне фермы «Ассандира», бесцельно шатается старик Константино (Гавино Ледда). Он бессвязно объясняется с полицейскими, силясь рассказать им, что произошло на самом деле. Современная Сардиния без прикрас, столкновение земледельческой культуры и туристической моды. Мимолетные иностранцы умиляются лошадям, эксплуатируют местных и преследуют низменные цели. Тогда как сын Константино обосновывается здесь для наживы, его отдаление от корней символизирует практически забытый родной диалект. Нравственный упадок противопоставляется почти что античному чувству справедливости. Позиция режиссера Мереу нехитрая: традиции складывались веками неспроста, свои владения нужно защищать от любых посягательств, возделывая их, трудясь и не прельщаясь мирским. Актерский дебют для Гавино Ледда, именно по его книге братья Тавиани более 40 лет назад поставили легендарного «Отца-хозяина».


«Сестры Макалузо» (Le sorelle Macaluso)


Пятеро сестер предоставлены друг другу. Их жизнь легкомысленна и полна подростковых иллюзий до тех пор, пока девушки не сталкиваются с общей утратой. Так же, как «Порочная связь» и «Наш отец», «Сестры Макалузо» — повесть об ошибках и страхах, которые десятилетиями возвращаются краткосрочными вспышками, вынуждая проживать вновь и вновь как хорошее, так и плохое. Солнечное Палермо потускнеет, на невинных лицах останется печать времени. Полные чувств девчонки станут женщинами на последнем дыхании. В фильме Эммы Данте эти возрастные и эмоциональные крайности вступают друг с другом в диалог наивной чуткости и опыта. Пока сестры не смогут забыть, останется их личный островок покоя, будет и прибрежный пляж, и ясный день, и, греясь на солнце, рука об руку они будут стоять рядышком. Вечно. 




Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 19:46, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, SIlk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)