«Блаженство» (Bliss)
Грег (Оуэн Уилсон) чахнет в офисе, изредка отвечая на звонки. Покой ему дарят выписанные доктором таблетки и разрисовывание скетчбука в рабочие часы. Увольнение, нечаянное убийство босса, день выдался тяжелым, потому Грег спешит в бар, где знакомится с бродяжкой Изабель (Сальма Хайек). Та вдохновляет белого воротничка на безумства, пичкает разноцветными таблетками и открывает шокирующую правду: наш мир — фикция.
«Все мои друзья мертвы» (Wszyscy moi przyjaciele nie zyja)
Рождественская вечеринка идет не по плану. По нелепой случайности один из ее участников погибает, но веселье не утихает. Спонсор последующей бойни — злой рок, бессмысленный и беспощадный.
До наступления всеобъемлющего хаоса с коротким замыканием, резней и прочей увеселительной безделицей «Друзья» остаются преимущественно в границах нежной комедии положений, этакого польского «Уик-энда у Берни». Манипуляции с бездыханным телом, ремарка «Да он просто вусмерть пьяный» и прочие смешные (и не очень) ситуации. Вне этого мини-сюжета фильм режиссера Бельцля, к счастью, из тех, что способны оскорбить и обидеть особо чувствительного зрителя, как бывало во времена выхода лучших молодежных комедий про поездку/вечеринку/что угодно, что могло пойти не так. Экранная проекция Иисуса и вопрос веры в контексте польского кинематографа — тема для отдельного разговора, но для понимания католической критики достаточно того, что наиболее набожный герой из собравшихся — падший заезжий француз, не понимающий ни слова из того, что ему говорят. Достается также рэперам, наркоманам и астрологически заряженным барышням. Был бы Бельцль так же остроумен, сколь смел и эпатажен, цены бы ему не было, но, увы, приходится довольствоваться малым.
Где посмотреть: Netflix
«Последний Парадизо» (L'ultimo paradiso)
Пятидесятые годы. Чичо Парадизо (Риккардо Скамарчо) — непослушный сын, невнимательный отец и плохой супруг. Он совратил достаточно девушек из соседских семей, но, кажется, впервые по-настоящему влюбился. Чувство взаимно, роман приходится держать в тайне, Бьянку (Джая Бермани Амараль) третирует Кумпа (Антонио Жерарди), ее властный отец-извращенец. Больше всего Чичо хочет сбежать с возлюбленной, но о связи становится известно, малой кровью не обойдется.
Эксклюзивный контракт артиста Скамарчо с Netfix дает свои плоды, в «Парадизо» он, помимо прочего, еще и сценарист. Впечатляюще архаичное итальянское кино, «Земля дрожит» с отголосками магического реализма. Некрасивая грязная инцестуально-старческая похоть противопоставляется наивной романтической связи. Не любовная история, а ода труду: нравственному и физическому. Кровь не водица, в таких местах наследуют не только родные края, но и невест. Вдохновенно-простая система образов. Твой дом там, где твоя женщина. Братья-двойники стремятся, следуя своей фамилии, освободиться и обрести собственный Рай. Один — вырваться из провинциального однообразия, другой, сам того не подозревая, — припасть к корням и родной почве. Но что предначертано (на роду), то и сбудется.
Где посмотреть: Netflix
«Красная точка» (Red Dot)
Дэвид (Анастасиос Соулис), поддавшись романтическому порыву, делает предложение Наде (Нанна Блонделл) в «самом грязном туалете Швеции». Спустя полтора года пара неустанно ругается. Над отношениями приходится работать. Надя беременна, но говорить об этом не хочет. Дэвид чувствует разлад и предлагает отправиться в поход. Первая проведенная в палатке ночь оборачивается конфузом, свет от лазерного прицела, направленного на туристов, мешает спать. Вскоре раздастся первый выстрел.
Сказ о том, как шведы в дремучий лес без лазерных винтовок не ходят. Режиссер Дарборг увлечен игрой с нарративом, понятной, кажется, только съемочной группе. Недотепы-реднеки, неприятный портье, (не)случайные охотники, встреченные в чаще, расстановка сил меняется каждые 10 минут. Кто здесь расист-убийца? Зачем стрелять в несчастливых возлюбленных на излете брака? Уезжая с одной из заправок, пара оставляет на соседней машине легкую вмятину. Последует месть за имущество? Предположительные причины-мотивы множатся соразмерно обморожению Дэвида и Нади, увязших в снегу. Думать холодно и некогда, Дарборг подводит к шокирующей (!) развязке в (на выбор) худших/лучших традициях скандинавских триллеров, отягощенных глубинным чувством вины и утраты. Любой аттракцион категории «выжить в диких условиях» невозможен без сопереживания, но титульная пара и без излишних флешбеков — люди далеко не самые приятные. Построить кульминацию на событии из прошлого главных героев, до финальной трети даже не намекая на былые грехи, — качественно иной уровень драматургии, достойный исключительных жанровых поделок из каталога Netflix.
Где посмотреть: Netflix