Если будете гулять от метро «Чистые пруды» до «Красных ворот» по Мясницкой и свернете в районе дома №41 в переулок, то придете в тайный и очень уютный дворик, где расположилось кафе 5plus2cafe, объединившееся с «Интровертом». Создатели этого места частенько сами встречают гостей, знакомятся с ними и быстро вписывают в круг своих друзей. Летом выносят на улицу ковры и цветы, устраивают ярмарки и вечеринки. Когда попадаешь в кафе и закрываешь за собой дверь, появляется ощущение, что занятая и вечно куда-то спешащая Москва осталась позади, а ты находишься в совершенно другом мире.
Основатель 5plus2cafe — философ Андрей Богомолов, создатель проекта «Мировоззрение»; шеф-повар (он же шеф-маэстро) — поэт Мишаня Валерич; а управляющая — Вика Матяшова, которая считает себя директором агентства приключений и местной радиостанцией по совместительству. Этих троих объединяло желание делать что-то крутое — так получилось пространство с потрясающей веганской кухней.
Андрей: Миша у нас очень разный, это правда.
Все началось с театра?
Андрей: «С театра» звучит слишком понятно. Началось все с того, что как-то раз мы с Ваней (Иван Завалко, дизайнер, создатель школы «Алхимия дизайна». — Прим. SRSLY) были во Вьетнаме и, устав от трехдневного праздножительства, решили взяться за что-то новое. Для таких случаев у меня есть список того, что было бы неплохо сделать в жизни: там, как правило, всякая дичь типа «доехать до Индии на машине и бросить ее на границе с Пакистаном» перемежается с отличными бизнес-идеями. Открываем мы этот список, начинаем проходиться и натыкаемся на пункт «спродюсировать спектакль Тики». Тики (Евгения Тикиджи-Хамбурьян) — это наш друг, театральный режиссер, совершенно шальная, очень талантливая и наглухо отбитая девушка.
Дело было 7 марта, а утром 8 марта мы уже отправили Тики сайт ее спектакля «Чайка», чего она, конечно, не ожидала. На сайте уже был крутейший фирменный стиль, мощное описание — спектакль стал выглядеть как очередное шоу Cirque du Soleil. Даже отзывы были. Правда, временно поставили ненастоящие ради готовности сайта к утру. Это, кстати, был первый и последний раз, когда мы так делали, но было дико весело: вживались в роли определенных людей — например, международного продюсера Станислава Голдберга, представляли, что они могли бы сказать про спектакль, и писали совершенно безумные и очень эмоциональные тексты.
Для «Чайки» мы сняли самый большой в Ростове концертный зал — конгресс-холл ДГТУ. У нас было 40 дней, чтобы освоить эту индустрию и собрать людей. В итоге за 25 дней до спектакля из 1200 мест у нас было продано... около двадцати пяти билетов. Мы уже потратили все свои деньги, я просыпался с мыслями о «Чайке», сайт каждый день переделывали, ничего не продавалось. Кажется, перепробовали всё, что только можно.. Ведь что такое бизнес? Бизнес — это перебор вариантов. Ты просто перебираешь разные, пока не найдешь рабочий. И вот, в день премьеры, прилетаем в Ростов и смотрим, как заполняется зал из 1200 человек. «Вот это мы пошкодили!»
А что в итоге сработало?
Андрей: Ах, ты хочешь, чтобы мы тебе все секреты выдали? Просто постепенно нашли рабочие схемы, и все получилось. Мы перепробовали все каналы рекламы: и ролики на радио, и интервью, и плакаты.
Ролики на радио работают?
Андрей: Не уверен! Но изначально мы просто бомбили из всех орудий, чтобы создать ажиотаж вокруг события. В общем-то, девиз всего проекта был: «Нам по@#$, мы не останавливаемся». Короче, мы приехали на премьеру, кайфанули и до сих пор гордимся тем, что сделали. На «Чайке» с Викой и познакомились, она там занималась сценографией. Кстати, Вик, скажи, а что у вас параллельно происходило?
Вика: В сумасшедшем ритме готовили спектакль. Старались из маленького частного театра сделать Cirque du Soleil, чтобы как-то соответствовать заявленному уровню. Страшновато было, периодически паниковали как не знаю кто, но шли дальше, потому что знали: рядом с нами эти парни. В общем, мы вам безоговорочно доверяли.
Потом уже я приехала в Москву работать в мастерской Боровского и продолжать театральный движ. Вдобавок занялась растительной кухней — мне это всегда было интересно и в итоге стало моим основным делом. Скоро познакомилась с Мишей: он пришел поваром в проект, где я уже была шефом, мы стали очень хорошо общаться, сделали вместе пару непростых выездов, и я подумала, что интересно будет поработать с этим парнем еще. Тики, кстати, когда увидела Мишу впервые, сказала, что он какой-то демон!
Андрей: Вообще, все наши истории про то, что близкие люди находятся в труде. Ты берешь на себя какую-то дебильную задачу — типа спектакль спродюсировать в Ростове-на-Дону, где часть из нас никогда не была, ну или кафе в Москве создать, где их вроде и так хватает, — и справляешься с ней. И всё только благодаря тому, что под эту задачу к тебе постепенно притягиваются по-настоящему близкие по духу люди.
Вика: Очень хотелось бы услышать, как история нашего знакомства выглядит в глазах Миши.
Миша: История тут вот в чем. Я кухней занимаюсь дольше, чем Андрей и Вика, это моя основная деятельность уже давно. До этого работал в проектах «Мох», Flora no Fauna (здесь познакомились с Викой), «Циники» на Патриках (моя первая шефская работа), ну и ездил в путешествия, связанные с гастрономией. Но это все не очень интересно, важно другое: у меня был запрос на то, чтобы сделать что-то крутое, связанное с кухней.
А почему поэт?
Миша: Стихи — одна из мощных и важных частей моей жизни. Путем слов ты, как на инструменте, подбираешь мысли, которые у тебя в голове, и формулируешь их так, чтобы они хорошо звучали и были понятны. Все мы хотим быть услышанными и чтобы наш месседж был ясен. Это во-первых. А во-вторых, хотим создавать нечто большее, чем прозаическое искусство. Стихи — это не просто описание того, что ты делаешь, в них отражается то, что действительно с тобой происходит. Кухня — это тоже отражение, творческий процесс. Но в Москве не так-то просто быть шефом растительной кухни.
Почему шефом растительной кухни быть не так просто?
Миша: Ну смотри. В целом гастрономическая индустрия — это сложный бизнес на всех его этапах, начиная от спроса: ты никогда не знаешь наверняка, зайдет твой продукт или нет. С растительной кухней в России все еще сложнее. За такую кухню часто берутся люди, которые воспринимают ее не как бизнес, а как развлечение. А когда человек развлекается, ему нужно, чтобы все было так, как он хочет. И вот тут происходит столкновение, теряется connection. Ты придумал что-то прекрасное и хочешь это реализовать, а тебе говорят: «Нет, надо делать все по-другому — как хотим мы». Лично у меня тема вкуса достаточно больная, и мне крайне важно, чтобы все сочеталось ровно так, как уже сложилось в моей голове. С ребятами это получается.
Андрей: Когда мы только задумали открываться, то консультировались с Мишей — он нам помогал спланировать кухню и грамотно обставить ее. На тот момент мы даже не думали, что будем работать вместе.
Вика: А еще Миша попал как модель на нашу первую фотосессию. Он просто очень хорош собой.
Расскажите, как вы попали на «Брикет маркет». Ведь до того, как переехать на Мясницкую, вы были именно там.
Андрей: Так, по сути, «Брикет» и вдохновил нас открыть 5plus2cafe! Мы, конечно, уже давно шутили, что нам пора обзавестись в Москве своим кафе для работы. Но строить его прямо сейчас никто не собирался. И вот я как-то прилетел в Москву и созвонился с Лерой (Валерия Питюрина, управляющий директор «Брикет маркета». — Прим. SRSLY), которую мы называли Лера Долгорукая за деловитость. Хотел ей предложить стать директором проектов у себя, а она вдруг говорит, что открывает фуд-корт в «Цветном». Я разузнал, что они задумали, сколько стоит аренда, — и спустя несколько минут мы уже переписывались аудиосообщениями с Викой, с бешеным энтузиазмом придумывая концепцию кафе, блюда и так далее. Решили, что меню будет минималистичным, состоять из 5–7 позиций: пять постоянных, две переменных. Отсюда и появилось рабочее название. Потом, когда пришло время срочно прописать название организации в договоре с «Брикетом», придумывать что-то было лень и некогда — так и оставили 5plus2cafe. До сих не понимаем, как мы сами относимся к этому названию.
А что за история с логотипом кафе, который вы нарисовали пальцем на айфоне? Это вопрос уже, видимо, к Ване.
Ваня: Логотип появился, когда ребята еще даже не были до конца уверены, что будут делать кафе. Мы летели в самолете в Армению, я рисовал все, что придет в голову, придумывал варианты логотипов.
Андрей: Я говорю ему: «Давай сделаем красные счетные палочки, как те, на которых в детстве учились считать». Он их нарисовал быстренько, продолжил крутить свои пятерки да семерки, а я уже понял, что это 100 процентов оно.
Ваня: Причем Андрей сказал сразу отдавать его в печать, а я думаю: он что, прикалывается? Ну серьезно, печатать логотип, который я нарисовал пальцем? И вот теперь этот лого везде.
Андрей: Хорошие идеи и названия срабатывают сразу. Мы отправили логотип с палками Лере и Вике, они были в восторге. Вообще, кажется, в тот момент сомнений, только этот логотип и заставил нас продолжить и все-таки открыться. Ну представь, идешь ты по фуд-корту, ни о чем не думаешь, заходишь за угол — а там эти палки. Что это, зачем? В общем, хороший логотип, сработал.
Почему вы съехали из «Цветного»?
Андрей: Во-первых, в «Цветном» нам просто стало уже тесно, хотелось и уюта, и музычкой делиться, и атмосферой. Во-вторых, еще в самом начале пандемии нам объявили о закрытии торгового центра, и нужно было срочно куда-то переехать, чтобы продолжить работать хотя бы на доставку. Как сейчас помню: сидим в «Кофемании» на Никитской, думаем, что делать, ведь не можем же мы взять и закрыться. Так запостили в инстаграме* объявление, что срочно ищем помещение. И тут начался нереальный фидбек. Кто-то звал нас в свою квартиру, загородный дом, и среди кучи предложений был и «Циферблат» на Кузнецком мосту.
Вика: Просто так получилось, что за то время, пока кафе было в «Цветном» мы обросли немалым количеством людей, которые следили за проектом и были рады возможности поддержать. Все они откликнулись, когда мы начали искать новое место.
Это был наш первый переезд, и проходил он лихо — мы даже работу почти не прекращали. Отправили утром рационы из «Цветного», перевезли кухню и в обед возобновили доставки. Работы было очень много, и в какой-то момент у меня появилось ощущение, что все, я на пределе человеческих возможностей. Но вдруг услышала, как ребята поднимают по лестнице тяжеленный белый холодильник и ржут. Тут я подумала: да мы просто непобедимы!
И почему вы съехали из помещения «Циферблата»?
Андрей: «Циферблат» же как городское пространство, мог открыться раньше ресторанов. Мы решили им не мешать и опять запостили объявление в инстаграме* . Так вот сразу же после публикации мне звонит Ика (основательница «Интроверта». — Прим. SRSLY) и говорит: «Заезжайте к нам». Мы встретились, поболтали, выяснилось, что они ничего не делали на протяжении всей самоизоляции, и у них не осталось никакой команды (только учредитель, Ика и арт-директор), открываться еще нельзя, доставлять им нечего. У них было пространство, у нас — движуха и команда. Короче, решили заколлабиться. На следующий день мы уже заняли ползала «Интроверта»: работали на доставку, отправляли рационы и параллельно еще возили блюда во «ВкусВилл». Короче, это было лютое время.
Расскажите про коллабу со «ВкусВиллом».
Вика: Мы задумались о том, что неплохо бы освоить ретейл, а наш PR-менеджер Тоня вдруг и говорит: «Давайте закинем что-нибудь на дегустацию в "Азбуку вкуса" и "ВкусВилл"?» Во «ВкусВилле» тогда как раз началась акция «Ресторан на полке», поддерживающая тех, кто работает на доставку. Мы отправили им на дегустацию салаты и десерты, и нам их согласовали.
Первая поставка была очень маленькая, мы сами развозили блюда в десять магазинов. Но потом, наблюдая, как все супербыстро продается, решили увеличить производство и поставки.
Андрей: На это нам говорят: «Ну, это нужно будет возить в распределительный центр в Мытищи, все разгружать, следить за упаковкой, соблюдением температурного режима и еще кучей всяких нюансов». Наш девиз ты уже знаешь: «Нам по@#$, мы не останавливаемся». И вот тут началась веселуха.
Вика: Я вообще называю поставки в магазины своим «кармическим узлом», потому что это очень сложно. Еще до истории со «ВкусВиллом» и 5plus2cafe я поставляла огромные партии блюд в «Азбуку вкуса». В три часа ночи отправляла, потом часов в пять утра мне все возвращали, потому что температура хранения была неверной или еще что-то. Короче, хорошо, что сейчас у меня есть бесстрашные парни в белых футболках (именно в них мы выезжали на самую грязную работу; этот стиль Миша прозвал «стиль Брюса Уиллиса»), готовые подорваться и начать отгружать еду в ретейл грузовиками.
После того, как мы решили увеличивать поставки, и правда началась веселуха (Андрей меня однажды чуть было не уволил). Нужно было в короткие сроки научиться справляться с нереальными объемами, искать много людей, оформлять документы, согласовывать этикетки — все трансформировалось до неузнаваемости в какое-то производство, которое работало постоянно. В первую самую большую поставку Андрей клеил со всеми до утра картонные коробки.
Так как вам приходилось всему учиться, вы наверняка косячили.
Андрей: Только косяки и были. Например, когда в первый раз мы поехали на этот склад «ВкусВилла», то оказалось, что облажались по полной. Нашим транспортом был арендованный рефрижератор, качавшийся на каждой кочке как желе (мы стали называть его «желешка»). Привезли партию, довольные, что успели ко времени, гордо открыли машину перед ребятами, работавшими на складе, а они: «А где паллеты?» На что я: «Какие на хрен паллеты?» Оказалось, что без этих поддонов товар не принимают. Еще оказалось, что нам все прописывали в правилах, но мы просто торопились и что-то не дочитали.
Но вы же не могли просто взять и уехать после этого?
Андрей: Не могли. До закрытия склада оставался час, и я решил, что у нас достаточно времени, чтобы паллеты достать. Кроме того, как раз видел, что на территории склада какие-то поддоны валялись. Преисполненный оптимизма, я уже было собрался их искать, как вдруг мне говорят: «Да подожди, у тебя еще маркировки коробок нет». Оказалось, что каждая коробка с охлажденной продукцией должна быть заклеена красным скотчем. Его у нас не было. Решил, что если склад еще открыт и я еще жив, то мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы нашу партию приняли. Я уже конкретно сонный и подшофе от всего происходящего, пытался убедить сотрудников, что товар надо брать, выхода у них нет. В итоге паллеты нам простили, но на красном скотче настояли.
Вика: И тогда Андрей с Мишей полезли в этот склад-холодильник. В белых футболках. Единственное, чем можно было утеплиться, — это одной рубашкой на двоих.
Андрей: Клеили минут 30 при температуре примерно 2 градуса. Мы, конечно, офигели от холода. А складские рабочие стоят рядом — не то сопереживают, не то смеются над нами, разгильдяями. Какой-то таджик вызвался помогать: сидел рядом и резал скотч. Потом говорит: «Хороший нож, может, подарите?» Да забирай. В следующий раз, кстати, он тоже нам помогал.
Вика: Пока ребята трудились, я заснула на переднем сиденье машины, и мне было так стыдно за это.
Вик, а почему Андрей тебя однажды чуть не уволил?
Вика: Просто перегрелась. До сих пор пробую понять, что это было на самом деле.
Усталость?
Вика: Оправдываться ею нельзя. Просто в таком интенсивном и искреннем труде ты рано или поздно сталкиваешься с разными своими качествами, в том числе со старыми привычками, обидами, травмами. В какой-то момент можешь даже решить, что ты говно и живешь соответствующей жизнью. Думаешь, что каждый тебе должен, видишь все в искаженном, изуродованном свете. Ведешь себя неадекватно, реагируешь остро. Вот как раз у меня был период, когда и я впала в такое состояние. Злилась, что я в запаре, мне никто не помогает, и пыталась затянуть в свою запару всех. Это очень едкая штука, но классно дойти до степени ее максимального проявления, потом отрезвиться и понять, что такое поведение тебя саму вообще не устраивает. По сути-то, ты не такой и никогда не хотел таким быть, но вдруг обнаружил себя во всем этом и убедился, насколько все мы зыбкие. Опыт хороший, но мог дорого обойтись. В какой-то момент Андрей вывел меня на улицу и сказал: «Еще раз такое будет, и отправишься в Ростов» (это я еще очень смягчила его формулировку!). После того разговора я уехала на три дня в Кузьминки.
Это что, место силы?
Андрей: Она там тестировала Ростов на себе.
Вика: Сидела на подоконнике и обдумывала, как я люблю то, что делаю, и хочу вернуть. Просто иногда нужно приложить усилия, чтобы увидеть, какая красивая действительность тебя на самом деле окружает, как важно отпускать старые привычки, модели поведения и реакции. И искать новые, которые соответствуют тебе сейчас.
Миша: Да, иногда доводишь себя до такого состояния, что все остальное меркнет. Ничему не радуешься, тебя кроет. Падаешь куда-то в нелюбовь к себе, думаешь о себе как о говне и даже не чувствуешь, что вы с командой делаете крутые вещи.
Андрей: Чтобы расцвети с новой силой, порой нужно пройти через полный @#$%ец встречи с собой. Как-то раз в мой день рождения мы проводили прямой эфир. К нему подключались друзья, и в том числе Тики. Она задала мне красивый и важный вопрос: «Что самое прекрасное видели твои глаза?» Я не нашел ничего лучше, чем сказать: «Как расцветают люди». Если задуматься, то, по сути, так и есть: вся моя деятельность этому и посвящена. Но это бывает очень непросто.
Та ситуация с Викой меня реально ранила, и я не знал, что делать. Ругался на себя, что теряю любовь к другу, хотел что-то исправить, но в то же время прекрасно осознавал: Вика должна была «побиться» об эту стену. И коли мне выпала роль быть этой стеной, значит, настоящая любовь — быть ей. И через себя давать другу честную обратную связь. Все мы здесь исследователи и служим друг другу по-разному.
Почему-то сейчас вспомнила твои слова из какого-то интервью: ты говорил, что не умел жить так, как хотел бы.
Андрей: Я так говорил? Красиво сказал, мне нравится.
Как бы ты хотел жить?
Андрей: Думаю, тогда я хотел бы жить так, как живу сейчас; сейчас — хочу жить еще емче. Мне еще расти и расти. Понимаешь, я ведь из тех, кто себя постоянно немного пришпоривает. Типа: «Ну давай, давай, выжми еще что-нибудь из этого пацана, на что он еще способен?» Иногда это классно, но я часто перегибаю и забываю испытывать удовлетворение от того, что уже есть.
Все вы трое крайне увлечены тем, что делаете. Как считаете, сейчас сложно найти увлеченных людей?
Миша: А их не надо искать. Надо продолжать делать то, что делаешь, и чуть отпустить. Уверен, нужные люди появляются под задачу. Тут важно уметь делегировать исполнение этой задачи. Причем отдавать и не думать, что все это продолжает быть твоим, а делиться честно и открыто. Пусть человек делает, как хочет, а дальше разберемся. По крайней мере, мой опыт работы в разных индустриях показал, что все сработает, только если откровенно доверяешь задачу или направление. Если не доверишь и не поделишься, как можно проверить, сработает это или нет?
Андрей: Это точно! Но в процессе тебя, конечно же, ждет череда позоров и стыда. Кучи жутких косяков и провалов. И все это под твоим именем.
А были случаи, когда было стыдно за 5plus2cafe?
Андрей: Столько раз, что я уже и не помню. Да и вообще, стараюсь забывать эти моменты.
Миша: Десерт.
Андрей: Ой, блин. Я тогда чуть не умер, не хочу это вспоминать, но ладно. Однажды мы отправили в город отвратительный десерт.
Вика: Он был очень кислый. Мы отправили его вечером, через какое-то время ребята пробуют один образец дома и понимают, что это очень плохо.
Андрей: До этого мы сутки не спали, у Вики были конкретные «помехи», так что поставка в целом была сложной. Причем десерты ушли большой партией, и я эту партию «ВкусВиллу» продавливал, уговаривал принять со всеми нашими косяками транспортировки и упаковки. Мне хотелось поделиться десертом с городом, чтобы каждый, кто его купит, получил удовольствие. И что в итоге? Да я бы ни за какие деньги, да даже за бесплатно, такое не стал есть.
Вика: Андрей и Миша всю ночь думали, отзывать партию или нет, что делать, куда звонить и надо ли. Утром следующего дня мы решили попробовать десерты из той партии прямо из магазина. Попробовав, выдохнули: они настоялись, охладились и стали менее кислыми.
Андрей: В общем, все оказалось не настолько критично, и потребитель бы просто подумал, что это не самый вкусный десерт. Но все равно было очень неприятно и стыдно.
Ты еще говорил, что захотел открыть кафе, потому что в Москве подобного нет.
Андрей: Ну да. Я уже лет семь не ел мясо, путешествовал, питался в кафешках по всему миру (сам себе ничего не готовлю, не умею и не собираюсь учиться). А когда ты ешь только в кафе и ресторанах, появляется некая насмотренность.
Наеденность.
Андрей: Ага, и основываясь на этой наеденности, ты уже понимаешь, что должно быть. Хочется нормальной еды по вегану на каждый день — такого в Москве очень мало.
Вы любите танцы и вечеринки, но в 5plus2cafe для них не так много места. Будете расширяться?
Андрей: Да. За этот год мы узнали о себе многое и хотим делиться уже бОльшим. Гастрономию освоили, теперь надо двигаться дальше, и ведь есть куда. (Заговорщически понизил голос.)
Почему ты заговорщически понизил голос?
Андрей: Потому что это секрет.
Миша: Обязательно только пропиши: «Понизил голос до заговорщического».
Андрей: 5plus2cafe — это пространство про людей. Оно транслирует любовь к человеку. Очень многие говорили о терапевтическом эффекте кафе: приходишь сюда загруженный, а тебе тут так рады, что настроение меняется.
Заметила, что вы используете не слово «работа», а слово «труд».
Андрей: Я еще с юности понял, что люблю именно «трудиться».
Вика: Меня это слово очаровало.
Миша: На работу ходят, а трудом себя развлекают.
Андрей, так в итоге: как вы будете расширяться?
Андрей: Концепция уже есть, ее осталось только материализовать, но ни ее, ни название я пока выдавать не буду.
Опять этот заговорщический тон.
Андрей: Сочту это за комплимент. Значит, я все-таки умею интересно рассказывать, и у тебя ощущение, что ты сейчас узнаешь какой-то секрет. А ведь я тебе ничего не скажу.
Давай говори.
Андрей: Мы хотим делиться бОльшим. В первую очередь атмосферой: ее нам здесь немного недостаточно. Мы хотим предложить этакую инфраструктуру для людей, близких нам по духу. В общем, у нас большие планы. Раньше я не знал, как открывать кафе, не знал, как продюсировать спектакли, не знал, как делать… да все что угодно! Но мы делали, и потихоньку получалось. Сейчас не знаем, как строить то, что задумали, но учимся и перебираем варианты.
Андрей, ты еще говорил, что по сравнению с Европой и Штатами тебя очень удивляет отставание Москвы от вегетарианских и экотрендов. Почему мы отстаем?
Андрей: Отстаем или не отстаем — не так важно. И суть не в том, чтобы приблизиться к чьему-то уровню. Просто по всей планете все активнее появляются классные идеи и решения, как сделать свою жизнь здоровее, проще, счастливее. Нужно продолжать исследовать это самим и делиться находками с людьми, с городом. Предлагать альтернативы и делать этичный и экологичный образ жизни более полноценным, доступным и интересным.
Вика: Мне кажется, на этот вопрос нужно отвечать либо парой слов, либо записывать еще одно интервью. Если в двух словах: не хочется сравнивать, хочется вдохновляться и делать все, что ты можешь, привнося перемены.
Мы ведь уже наблюдаем, как расцветают разные экопроекты, новые этичные бренды, веган-кафе... Пока это еще просто тренд. Но постепенно такие решения просто станут новой нормой. Над этим и трудимся.