Обзоры, Музыка — 12 января, 16:52

Бесконтактный праздник. Борис Барабанов о том, как Жан-Мишель Жарр и Kiss придумали концерты постковидной эры

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На протяжении всего 2020 года не утихали споры о том, что может заменить индустрию живых музыкальных выступлений на период, пока человечество борется с эпидемией COVID-19 и ищет способ вернуть концерты и фестивали на новом, постковидном витке цивилизации. Было очевидно, что если музыканты хотят зарабатывать на онлайн-выступлениях, им требуется создать новые художественные формы, за которые не стыдно будет просить деньги у публики. По-настоящему прорывных зрелищ было мало, а большинство благотворительных шоу представляло собой вариации на тему зум-конференций. И лишь на рубеже 2020-го и 2021-го человечеству показали нечто, на что действительно можно продавать билеты. 

Это были концерт Жана-Мишеля Жарра внутри виртуальной модели Собора Парижской Богоматери и выступление группы Kiss в отеле Atlantis в Дубае. Оба шоу состоялись 31 декабря. И фактически обозначили два вектора развития музыкальных зрелищ на ближайшее время. 

Жан-Мишель Жарр исполнил материал нового альбома Welcome To The Other Side, который спустя два дня был размещен на всех цифровых платформах. В него вошли как свежие произведения классика электронной музыки, так и знакомые мелодии — первые версии Oxygene и Equinox в ремиксах. С музыкальной точки зрения это был рейв, и можно констатировать, что 72-летний французский новатор пришел к тому же, к чему с другой стороны пришли его младшие коллеги — EDM-диджеи. По сути, неважно, исполняются ли произведения вживую, и даже неважно, вживую ли они сводятся. Главное — состояние всеобщего танцевального аффекта. Причем Жарр пошел еще дальше. Теперь не имеет значения, находится ли исполнитель на площадке и существует ли сама площадка в природе


Выступление Жана-Мишеля Жарра прошло в виртуальной модели Notre-Dame de Paris, созданной стартапом VRrOOm, который специализируется на аттракционах, связанных с виртуальной реальностью. Композитор, обвешанный датчиками, находился в своей студии, где исполнял произведения и общался с публикой. В нарисованный собор транслировался его цифровой аватар. Фигура музыканта была размещена среди синтезаторов и дополнительных декораций. Пульт, при помощи которого он управлял своей электронной вселенной, выглядел гораздо симпатичнее, чем банальные диджейские вертушки. Никто не может сказать точно, что именно исполнялось в момент трансляции, какие звуки были записаны заранее, а какие рождались онлайн. То же касается и изображения. Но так ли это важно? На данный момент официальное количество «посетивших» виртуальный концерт французского музыканта — более 75 миллионов. И эта цифра продолжает расти, ведь шоу доступно для бесплатного просмотра. 

Группа Kiss сыграла свой новогодний концерт KISS 2020 Goodbye на территории отеля Atlantis The Palm в Дубае. Техническая бригада заехала в отель задолго до выступления и построила полноценные декорации End Of The Road World Tour, прерванного из-за эпидемии. Две сцены, которые группа возила с собой во время гастролей, соединили в одну. Однако перед подмостками, построенными на Королевском пляже, зрителей не было. Насладиться выступлением легендарных глэм-рокеров могли только постояльцы отеля, купившие пятидневные пакеты по цене от 7431 долларов за номер. В стоимость пакета входило проживание и новогодний ужин. Музыку предлагалось слушать с балконов. 

При этом на площадке установили 50 видеокамер, при помощи которых концерт транслировался в интернете. На видеотрансляцию тоже продавались билеты, причем было предусмотрено большое количество ценовых категорий. По минимальной цене в 39,99 долларов предлагалось посмотреть шоу в прямом эфире и затем в повторе на протяжении суток. А например за 249,99 долларов вдобавок к прямой трансляции и 30 дням неограниченного количества повторов можно было получить выпущенные ограниченным тиражом DVD, буклеты, футболки и постеры. Ну, а «платиновый пакет» за 999,99 долларов помимо всего перечисленного включал в себя имя его обладателя в титрах DVD и упоминание в книге, плакат с автографами, коллекционный худи, посеребренный памятный билет и виниловый диск с записью шоу.   

Уже объявлено о том, что концерт KISS 2020 Goodbye вошел в Книгу рекордов Гиннесса. На сцене было установлено самое большое в истории количество источников огня — 73. Также был зафиксирован самый высокий язык пламени в истории концертных зрелищ — 180 футов. 


Измерить экономический эффект от шоу нового образца сложнее, чем высоту огненного столба. Что вообще в данном случае считать солд-аутом? Жан-Мишель Жарр доложил о количестве зрителей в интернете, и их число увеличивается. KISS 2020 Goodbye — гибридный концерт. Билеты на стримы до сих пор в продаже, несмотря на то что шоу давно можно посмотреть в ютьюбе в неофициальной версии. Относительно туристических пакетов, включавших в себя шоу, информации нет, и вполне возможно, что, если даже они были полностью распроданы, сам концерт не для всех гостей курорта являлся главной причиной путешествия. 

Фактически Жан-Мишель Жарр и Kiss предложили два новых типа зрелища. И оба, к сожалению, не подразумевали контакт со зрителями. Kiss отказались даже от продажи фанатам пакетов meet & greet (личные встречи за кулисами с фото и автографами), на которых группа всегда отлично зарабатывала. 

Оба шоу, по сути, представляли собой обычную телесъемку, только в очень эффектных декорациях. Как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», «одно сплошное телевидение». 

В случае месье Жарра локация — объект мирового культурного наследия, до сих пор не восстановленный после пожара 2019 года. Проект французского музыканта был поддержан UNESCO и мэрией Парижа, так что его стоит считать прежде всего просветительским и имиджевым для французской столицы, тем более что билеты на трансляцию не продавались. 

Коммерческий эффект от шоу Kiss пока никак не оглашен, и вполне вероятно, что заинтересованность ОАЭ в продвижении курорта сыграла в решении группы не последнюю роль. Kiss даже согласились изменить строчки некоторых песен, чтобы шоу прошло в Дубае без проблем.

Стоит отметить, что Жан-Мишель Жарр все же постарался и создал хотя бы видимость новой программы. В то время как Kiss сыграли свои проверенные хиты, которые они исполняют на концертах End Of The Road World Tour. Новую музыку нью-йоркская группа не выпускает с 2012 года.  

Итак, судя по тому, что мы увидели 31 декабря, публике сегодня предлагается два типа зрелищ. Либо аватар, танцующий в нарисованном мире (вспомним, например, Трэвиса Скотта в игре Fortnite), либо интернет-трансляция живого концерта с ограниченным и очень дорогим доступом зрителей на площадку. Все это в полном соответствии с теорией о том, что в новом мире прямое человеческое общение станет самым дорогостоящим удовольствием.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 19:34, 26 февраля 2021
Из чего сделан «Бордерлайн». Борис Барабанов о седьмом альбоме Земфиры
Образ жизни — 26 февраля, 19:34
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Mirèle, Поляринов и Daft Punk
Новости, Новости — 26 февраля, 17:41
Тимур Сорокин и Карина Кросс сняли тикток-сериал. Он подозрительно напоминает «Бумажный дом»
Новости, Новости — 26 февраля, 16:18
В Clubhouse прошел эфир с Акселем Мансуром — тем парнем, который изображен на иконке приложения
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 26 февраля, 15:12
Bosco di Ciliegi станет первым стратегическим партнером Farfetch в России
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 февраля, 13:53
У «Вечернего Урганта» вышел альбом с треками из новогоднего выпуска Ciao 2020
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Музыка — 25 февраля, 20:54
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Это грех
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)
Сокол и Зимний Солдат
(1 сезон)
7.9
Грейс & Фрэнки
(1 сезон)