Обзоры, Музыка — 12 января, 16:52

Бесконтактный праздник. Борис Барабанов о том, как Жан-Мишель Жарр и Kiss придумали концерты постковидной эры

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На протяжении всего 2020 года не утихали споры о том, что может заменить индустрию живых музыкальных выступлений на период, пока человечество борется с эпидемией COVID-19 и ищет способ вернуть концерты и фестивали на новом, постковидном витке цивилизации. Было очевидно, что если музыканты хотят зарабатывать на онлайн-выступлениях, им требуется создать новые художественные формы, за которые не стыдно будет просить деньги у публики. По-настоящему прорывных зрелищ было мало, а большинство благотворительных шоу представляло собой вариации на тему зум-конференций. И лишь на рубеже 2020-го и 2021-го человечеству показали нечто, на что действительно можно продавать билеты. 

Это были концерт Жана-Мишеля Жарра внутри виртуальной модели Собора Парижской Богоматери и выступление группы Kiss в отеле Atlantis в Дубае. Оба шоу состоялись 31 декабря. И фактически обозначили два вектора развития музыкальных зрелищ на ближайшее время. 

Жан-Мишель Жарр исполнил материал нового альбома Welcome To The Other Side, который спустя два дня был размещен на всех цифровых платформах. В него вошли как свежие произведения классика электронной музыки, так и знакомые мелодии — первые версии Oxygene и Equinox в ремиксах. С музыкальной точки зрения это был рейв, и можно констатировать, что 72-летний французский новатор пришел к тому же, к чему с другой стороны пришли его младшие коллеги — EDM-диджеи. По сути, неважно, исполняются ли произведения вживую, и даже неважно, вживую ли они сводятся. Главное — состояние всеобщего танцевального аффекта. Причем Жарр пошел еще дальше. Теперь не имеет значения, находится ли исполнитель на площадке и существует ли сама площадка в природе


Выступление Жана-Мишеля Жарра прошло в виртуальной модели Notre-Dame de Paris, созданной стартапом VRrOOm, который специализируется на аттракционах, связанных с виртуальной реальностью. Композитор, обвешанный датчиками, находился в своей студии, где исполнял произведения и общался с публикой. В нарисованный собор транслировался его цифровой аватар. Фигура музыканта была размещена среди синтезаторов и дополнительных декораций. Пульт, при помощи которого он управлял своей электронной вселенной, выглядел гораздо симпатичнее, чем банальные диджейские вертушки. Никто не может сказать точно, что именно исполнялось в момент трансляции, какие звуки были записаны заранее, а какие рождались онлайн. То же касается и изображения. Но так ли это важно? На данный момент официальное количество «посетивших» виртуальный концерт французского музыканта — более 75 миллионов. И эта цифра продолжает расти, ведь шоу доступно для бесплатного просмотра. 

Группа Kiss сыграла свой новогодний концерт KISS 2020 Goodbye на территории отеля Atlantis The Palm в Дубае. Техническая бригада заехала в отель задолго до выступления и построила полноценные декорации End Of The Road World Tour, прерванного из-за эпидемии. Две сцены, которые группа возила с собой во время гастролей, соединили в одну. Однако перед подмостками, построенными на Королевском пляже, зрителей не было. Насладиться выступлением легендарных глэм-рокеров могли только постояльцы отеля, купившие пятидневные пакеты по цене от 7431 долларов за номер. В стоимость пакета входило проживание и новогодний ужин. Музыку предлагалось слушать с балконов. 

При этом на площадке установили 50 видеокамер, при помощи которых концерт транслировался в интернете. На видеотрансляцию тоже продавались билеты, причем было предусмотрено большое количество ценовых категорий. По минимальной цене в 39,99 долларов предлагалось посмотреть шоу в прямом эфире и затем в повторе на протяжении суток. А например за 249,99 долларов вдобавок к прямой трансляции и 30 дням неограниченного количества повторов можно было получить выпущенные ограниченным тиражом DVD, буклеты, футболки и постеры. Ну, а «платиновый пакет» за 999,99 долларов помимо всего перечисленного включал в себя имя его обладателя в титрах DVD и упоминание в книге, плакат с автографами, коллекционный худи, посеребренный памятный билет и виниловый диск с записью шоу.   

Уже объявлено о том, что концерт KISS 2020 Goodbye вошел в Книгу рекордов Гиннесса. На сцене было установлено самое большое в истории количество источников огня — 73. Также был зафиксирован самый высокий язык пламени в истории концертных зрелищ — 180 футов. 


Измерить экономический эффект от шоу нового образца сложнее, чем высоту огненного столба. Что вообще в данном случае считать солд-аутом? Жан-Мишель Жарр доложил о количестве зрителей в интернете, и их число увеличивается. KISS 2020 Goodbye — гибридный концерт. Билеты на стримы до сих пор в продаже, несмотря на то что шоу давно можно посмотреть в ютьюбе в неофициальной версии. Относительно туристических пакетов, включавших в себя шоу, информации нет, и вполне возможно, что, если даже они были полностью распроданы, сам концерт не для всех гостей курорта являлся главной причиной путешествия. 

Фактически Жан-Мишель Жарр и Kiss предложили два новых типа зрелища. И оба, к сожалению, не подразумевали контакт со зрителями. Kiss отказались даже от продажи фанатам пакетов meet & greet (личные встречи за кулисами с фото и автографами), на которых группа всегда отлично зарабатывала. 

Оба шоу, по сути, представляли собой обычную телесъемку, только в очень эффектных декорациях. Как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», «одно сплошное телевидение». 

В случае месье Жарра локация — объект мирового культурного наследия, до сих пор не восстановленный после пожара 2019 года. Проект французского музыканта был поддержан UNESCO и мэрией Парижа, так что его стоит считать прежде всего просветительским и имиджевым для французской столицы, тем более что билеты на трансляцию не продавались. 

Коммерческий эффект от шоу Kiss пока никак не оглашен, и вполне вероятно, что заинтересованность ОАЭ в продвижении курорта сыграла в решении группы не последнюю роль. Kiss даже согласились изменить строчки некоторых песен, чтобы шоу прошло в Дубае без проблем.

Стоит отметить, что Жан-Мишель Жарр все же постарался и создал хотя бы видимость новой программы. В то время как Kiss сыграли свои проверенные хиты, которые они исполняют на концертах End Of The Road World Tour. Новую музыку нью-йоркская группа не выпускает с 2012 года.  

Итак, судя по тому, что мы увидели 31 декабря, публике сегодня предлагается два типа зрелищ. Либо аватар, танцующий в нарисованном мире (вспомним, например, Трэвиса Скотта в игре Fortnite), либо интернет-трансляция живого концерта с ограниченным и очень дорогим доступом зрителей на площадку. Все это в полном соответствии с теорией о том, что в новом мире прямое человеческое общение станет самым дорогостоящим удовольствием.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 19:46, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, SIlk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)