Развернуть Свернуть
Колонка, Кино — 31 декабря 2020, 21:37

«Ирония судьбы, или с легким паром!» глазами Гордея Петрика

«Ирония судьбы, или с легким паром!» начинается с анимационной миниатюры, на существование которой не принято обращать внимание. Архитектор с трубкой во рту ходит по кабинетам с помпезным проектом нового типа домов, напоминающих модернизированные сталинки, и от инстанции к инстанции его осекают, принудив в итоге отказаться от изысков и украшательств. То, что после редакций партии остается от его архитектурного плана, напоминает уже безликие брежневки, куда в канун Нового года синхронно переезжают герои фильма. Неспроста все песни, которые исполняет Женя Лукашин, — будь они сыграны на стихи полулегального Пастернака или разбитного советского журналиста Александра Аронова — в той или иной мере посвящены роли дома в русской действительности (песня, которая начинается со слов «Никого не будет в доме», композиция «Если у вас нету тети» с повторяющейся строкой «Если у вас нету дома», а также «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова, посвященная русской бесприютности-неприкаянности).

От начала и до конца фильм Рязанова — жесточайшая сатира на советскую однотипность — такую, что одну квартиру не отличить от другой, вещи в них схожи, а названия улиц в каждом городе одинаковы, не говоря уже о ключах, шкафах и польском гарнитуре, за который принято давать на лапу 25 рублей сверху. «В каком городе нет 1-й Садовой, 2-й Загородной, 3-й Фабричной?» — ласково, обращаясь к советским зрителям, вопрошает голос за кадром, пока оператор дает панораму брежневских новостроек. «Одинаковые лестничные клетки, окрашенные в типовой приятный цвет, типовые квартиры, обставленные стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки...». «Ирония судьбы» — потому и воплощение народного фильма для тех, кто родился в СССР, что больше ни в одной стране мира такой истории любви произойти попросту не могло. И дело тут не в абстрактном менталитете, а в крене партии на одинаковость социальных благ.

#INSERT_ARTICLE#

Сколь бы неожиданным это заявление ни казалось, «Ирония судьбы» — фильм, который насмехается над культом Нового года. Вообще — над культами: систематизированного быта (символом которого является Ипполит), брака (что проявляется в потрясающей сцене телефонного разговора Нади и Гали с фразой последней «Решила успеть на последний поезд? Ну ничего, вот увидишь, он и от тебя сбежит») и заграницы (лучший пример — сцена, в которой Ипполит и Надя обмениваются импортными подарками). То есть примерно над всеми культами советского горожанина, вместе образующими тип личности под названием мещанин.

#INSERT_ARTICLE#

У Жванецкого была такая миниатюра с Романом Карцевым и Виктором Ильченко — «Везучий и невезучий». Ильченко очень долго хвастался перед Карцевым обустройством своего быта, а тот — «несостоявшийся человек» — вдруг спрашивал у него: «Ты хоть раз кого-нибудь защищал? Напился хоть раз?» — таким образом человечность приравнивалась к непутевости и противопоставлялась недалекому и бездушному прагматизму. Аналогичную дихотомию образуют Ипполит и Женя Лукашин, которые, впрочем, переговариваются гораздо более сумбурно и раздраженно. Внешне похожий на стервятника Ипполит кропотливо устраивает свой быт и ревниво за него держится, не готовый на решительный шаг и риск. Он не пьет, не буянит и вообще придерживается пуританского морального кодекса. Лукашин, то и дело расплывающийся в глуповатой улыбке, напротив, всегдашняя жертва обстоятельств и человек порыва, примерно с пятой минуты фильма и до конца перманентно рискует социальным благополучием. К 36 он холост и живет в 32-метровой квартире с мамой, сбегал со свадьбы, сорвав себе первый брак, и два года встречался с девушкой, не решаясь сделать ей предложение. Одно из чудес «Иронии судьбы» — в победе невезучего над везучим. Надя предпочитает Ипполиту Лукашина, после чего Лукашин склоняет Ипполита к антисоциальныму поведению — такому как скорая езда, обильные алкогольные возлияния и принятие душа в пальто и шапке.

В канун Нового 1976 года великий советский волшебник Эльдар Рязанов выдал советскому телезрителю инверсию его фундаментальных бытийных ценностей. Хирург в поликлинике и учительница русского языка и литературы в школе — на тот момент представители самых образцовых профессий в советском обществе — в главный праздник страны объявили этому обществу (примерные представители которого так и названы в открывающей фильм песне «не теми») саботаж. Как только Лукашин попадает в квартиру Нади, с ним происходит метаморфоза. Тюхля-тюхлей, он превращается в наглеца, хватающего за хвост свое потенциальное счастье, и Надя начинает ему соответствовать — обретает голос Аллы Борисовны Пугачевой, позволяет Лукашину целовать себя в губы, отпускает Ипполита на холод в мокрой насквозь одежде, а под конец фильма вообще срывается по известному адресу в другой город от матери и подруг.

#INSERT_ARTICLE#

«Вы считаете меня легкомысленной?» — спрашивает Надя в финале, вперившись взглядом в камеру, очевидно, рассчитывая на то, что так как раз никто о ней не подумает. Инверсия заключается в том, что образцовый советский человек не был сентиментален. Элемент безумства тактично искоренили репрессивными методами в первые десятилетия после образования СССР, и даже под конец XX века он не был свойственен советским героям новой эпохи с доски почета. А о Наде и впрямь так к концу фильма никто не думал. Эльдар Рязанов переписал историю, и главными героями отечественного мидл-класса в главный советский праздник оказалась не серая моль, у которой, как язвительно-сардонически подмечает Лукашин, «все всегда правильно», а авантюристы-рабы порыва. И в канун очередного Нового года от имени всей страны хочется сказать режиссеру большое спасибо за эту фальсификацию.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 17:30, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы