Обзоры, Кино — 19 декабря 2020, 16:29

Тихая ночь, дивная ночь. Четыре рождественских фильма на Netflix

Новогодняя пора требует веры во всевозможные чудеса. Что может поддерживать эту иллюзию лучше, чем кино? Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает о четырех рождественских фильмах, вышедших за последние несколько месяцев на Netflix.

«Пара на праздники» (Holidate)

Слоун (Эмма Робертс) бросил парень. Рождественский семейный ужин не сулит ничего приятного. «Почему ты все еще одна?», «Давай я познакомлю тебя кое с кем» и прочие излишне заботливые материнские реплики вместо сочувствия и уважения к личному пространству. На следующий день, возвращая раздражающие подарки родных в магазине одежды, в очереди Слоун знакомится с Джексоном (Люк Брейси). Пожаловавшись друг другу на испорченный вечер, они, недолго думая, заключают пакт быть взаимным «+1» на каждый крупный праздник в течение года. 


Реанимация ромкома. Высокие отношения XXI века. От очередного звучного повода к другому, поедая вместе сладости, напиваясь, провоцируя родных, до поры до времени не взывая к обязательствам. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь. Слоун и Джексон сопротивляются, но обоюдное укрощение строптивой(ого) превыше любой, даже самой крепкой воли. Ромком учит, что perfect match даже в самых нелепых обстоятельствах все равно торжественно прекрасен. «Пара» же — изнанка жанра, американская мечта в торговом центре, где люди встречаются, ссорятся, бурно мирятся, а бывает еще и расстаются. Вся жизнь проходит в попытке догнать свою возлюбленную на эскалаторе, примирительных прогулках меж манящих бутиков и существования в этой опостылевшей, но родной декорации. Ленивый шопинг, сросшийся со словом «отношения» так же, как застолье (неважно, в кругу семьи или в баре/клубе) с праздником. Хеппи-энд — это найти человека, с которым совершать рейд по моллу раз в неделю будет комфортно, приятно и тепло. 


«Рождественский переполох» (Wir können nicht anders)

Эдда (Алли Нойман) знакомится в баре с Самуэлем (Костя Улльман), проводит ночь в его фургоне и уходить не собирается. Долгая дорога вдали от шумных городов. Поездка прерывается разве что на очередное милование в постели. В момент очередной заминки пара слышит раздающиеся из лесной чащи крики. Самуэль стремится помочь страждущему и спасает жертву от смерти, навлекая на себя гнев локального воротилы. 


Эксцентричные местные, пугливые мигранты, столичный интеллигент, расчетливая шпана. Фактура немецкой провинции, где-то между скромным бытом мира Аки Каурисмяки и безжалостной Европой из «Хостела». Как бы задорно: на экране с удовольствием убивают людей, криминальный авторитет то и дело произносит речь про «победителей и проигравших», а спрятаться от напастей негде — найдут везде. Никакого ревизионизма, христианская мораль и выкрики «так делать неправильно» как единственная оценочная мера, сохраняющая жизнь. Заслуженный немецкий режиссер Детлев Бук («Круче не бывает», «Мы можем по-другому») предпочитает повторять дважды не только шутки, но и целые сцены. Подобно автору, его герои не знают чувства меры, всё распаляясь друг друга перебить во что бы то ни стало. Невзирая на то, исчерпан конфликт или нет. Для тех, кто предпочитает слушать на Новый год не чуткие хоралы, а металл, всячески саботируя сакрализацию праздника.


«На месте принцессы: Новая жизнь» (The Princess Switch: Switched Again)

Герцогиня Маргарет вот-вот взойдет на престол, но в личной жизни счастья не случилось. Возлюбленный не вынес бремени потенциальной «первой леди», хоть чувства и остались. Помочь вызывается подруга Стэйси. Нужно всего-то на время поменяться местами. Об авантюре узнает Фиона (всех троих играет Ванесса Энн Хадженс), разбитная родственница Маргарет, страдающая от безденежья. Она решает вмешаться, преуспеть и завладеть родовым богатством. 


Несколько лет назад Netflix поставил на поток производство романтического контента про самые разные вариации столь невозможной (проблемы сословий и социального положения), но пылкой любви, превозмогающей все напасти. «На месте принцессы» обрел популярность среди себе подобных фильмов-романов в мягкой обложке благодаря курьезной концепции, получив еще и сиквел. Вариация нетленки «Двое: Я и моя тень» для аудитории постарше обратилась фантазией на тему «Тройняшки, или легкий дворцовый переворот». Главное достоинство, не считая очаровательной Хадженс, разыгрывающей все свои роли на манер семейного ситкома телеканала Disney, — имперская поступь: коронация, нравы чопорной знати и врожденное благородство. Комедия положений XIX века (почти) с переодеваниями, интригами и прочей ситуативной суетой, которая меркнет перед вечным. Временами очаровательно настолько же, насколько и невыносимо. Падает искусственный снег, красивые люди обнимаются, чуть менее красивые злятся и получают по заслугам. Удел такого guilty pleasure — завлекать зрителя томными взглядами на постере. Вполне ценная эскапистская миссия для наших дней. 


«Рождественские хроники 2» (The Christmas Chronicles: Part Two)

Для Кэти (Дэрби Кэмп) Рождество, кажется, обречено. Вместо припорошенного снегом Бостона — мексиканский курорт, зной и снеговики из песка. Пока ее мать проводит время на двухдневном романтическом рандеву с бойфрендом, а старший брат выбирает общество сверстниц, девочка готовит побег на родину. Воспользоваться моментом спешит Белсникель (Джулиан Деннисон) — эльф-изобретатель, в наказание за плохое поведение обращенный в человека. Насильно телепортировав девочку на Северный полюс, он рассчитывает выследить Санту (Курт Рассел) и поквитаться со стариком.  


Первые «Хроники» два года назад стали одним из главных хитов Netflix. Сиквел — попытка возвести нечаянный успех в культ. Скорее удачная, столь незамутненно-наивной рождественской порнографии уже, к сожалению, не снимают. Эльфы рыгают и уминают за обе щеки леденцы, Санта поет и танцует, даже на Северном полюсе смотрят «Эту замечательную жизнь» Фрэнка Капры. Вифлеемская звезда уничтожена, праздник под угрозой. Необходима новая, но Белсникель не дремлет. Антагонист, естественно, с правом на помилование. Все в меру патетично: это приключение — терапия, дети прорабатывают травмы. Кэти прощается с покойным отцом и становится мудрее. Ее будущий сводный младший брат Джек (Джазир Бруно), ненароком увязавшийся за девочкой, прощается с матерью и набирается храбрости под чутким руководством мисс Клаус (Голди Хоун). Обходится разве что без фейерверков в финале. 

Вторые «Хроники» режиссировал Крис Коламбус — мастера семейного кино видно даже за неказистым дизайном эльфов и прочими «бюджетными ухищрениями». Фатализм «Двухсотлетнего человека», Джек выходит на охоту подобно Кевину из «Один дома», центральный конфликт рифмуется с «Мачехой». «Хроники» — конструктор Коламбусовских мотивов и фетишей, но с таким материалом иначе и не нужно. Титульная чета Рассел-Хоун иллюстрирует вечную супружескую верность, традиции и уют, транслируя все эти непреложные истины и на сам фильм. Спасение, пусть и в последний момент, произойдет, северное сияние промелькнет на мексиканском небе, сложившись во фразу «Счастливого Рождества», семьи возьмутся за руки и пропоют новогодние колядки. Так правильно. Так должно быть.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 00:25, 29 июля 2021
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)