Обзоры, Бизнес — 7 марта 2020, 16:02

Чужих лайков теперь не видно. Каково живется тем, на ком инстаграм тестирует отмену сердечек?

Что происходит? Как это случилось? Почему я ничего не вижу? Где все? За что мне это?! Если вас сейчас охватила легкая паника, есть вероятность, что недавно вы уже проживали похожее состояние. Нет, мы не психологи, зато точно знаем, что испытали некоторые люди, когда им в одночасье… запретили считать чужие лайки.

В чем суть отмены лайков

Первые разговоры о том, что инстаграм протестирует возможность скрывать лайки, появились в апреле 2019-го. К реальным действиям соцсеть приступила 21 июля прошлого года: эксперимент с исчезновением стартовал сначала в Канаде, почти сразу же присоединились Бразилия, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия и Япония. С 14 ноября прошлого года лайки начали исчезать по всему миру, в том числе у некоторых российских пользователей. Если не понимаете, о чем идет речь, — значит, вы не попали в фокус-группу. Объясним: ставить лайки людям по-прежнему можно, но вот видеть их количество может только автор публикации. То есть под вашим снимком или видео указано, что оно понравилось какому-то пользователю, а остальных не видно — написано «и другим». Если на этих «других» кликнуть, отобразятся все лайкнувшие. Под чужими постами можно поставить лайк, но увидеть список почитателей контента не удастся. Кстати, пользователей для эксперимента отбирали методом ненаучного тыка — выборка совершенно случайна.

Что люди сказали

Нововведение мгновенно разгневало некоторых блогеров, попавших под колпак эксперимента. Все потому, что ребята монетизируют контент, в том числе благодаря количеству реакций под постом. Так, Руслан Захаркин (98 тыс. подписчиков) взял и пожаловался в Роскомнадзор. Говорит, зарабатывает деньги на рекламе в своем аккаунте, а если клиенты не будут видеть лайки, это скажется на его доходе. Захаркин считает, что инстаграм проводит недальновидную политику, то есть закручивает гайки для микроинфлюенсеров, чтобы забирать деньги от рекламы себе. Но есть иное мнение: лайки-невидимки, напротив, могут облегчить путь начинающим генераторам качественного контента.


Что думаете? Прежде чем ответить, расскажем, какова цель масштабных изменений. Разработчики инстаграма всерьез считают, что охота за лайками постепенно трансформируется в тревогу и стресс. Помимо психологической составляющей, новшество должно устранить одну из серьезных проблем — накрутки лайков в соцсети.

Но даже если на мгновение забыть, что «сердечки» — бизнес-инструмент, остается нюанс, который, в отличие от небольшого процента блогеров, затрагивает миллионы обычных пользователей. Это признание обществом, напрямую связанное с психологическим комфортом. Для современного поколения лайки выступают своеобразным «социальным поглаживанием», поводом продемонстрировать свою значимость или показать другим, насколько жизнь интересна и отлична от большинства. Если это исчезнет, не столкнемся ли мы с обилием неврозов на этой почве?

Ким Белов, директор по стратегическим коммуникациям холдинга «СТС Медиа», которого вы можете помнить как главреда GQ, не скрывая эмоций, говорит, что не любит лайки. Даже не так — испытывает ненависть при мысли об их существовании (при этом сам их ставить любит).

«Количество лайков под чужими публикациями — абсолютно бесполезная информация, если ты не работаешь с инстаграмом как с бизнес-инструментом. А информационная перегрузка — одна из самых больших "проблем первого мира" сейчас. Мы постоянно потребляем контент, причем с каждой поверхности, из каждого устройства: визуальный, звуковой — какой угодно. С этой точки зрения хотя бы где-то перегруз будет меньше, что хорошо», — считает Ким (не блогер, но активный пользователь соцсетей).


Есть мнение, что чем больше лайков в среднем набирают посты блогера, тем он интереснее рекламодателю. Это отчасти правда, но работает однобоко. Так, если аудитория уже знакома с лицом или прежде оно взаимодействовало с известными брендами, то негативных последствий в виде потери доходов не будет. Но если инфлюенсер — микро, то лайк для него был своего рода метрикой и показателем качества, на который могли ориентироваться рекламодатели.

Руководитель группы Digital-коммуникаций агентства «Михайлов и партнеры» Александр Пугачевский уверяет, что лайки и доход продолжают коррелировать друг с другом в силу недостаточной компетенции большинства участников рынка.

«Сам по себе лайк для грамотного специалиста не является сигналом качества аудитории блогера, в том числе из-за обилия сервисов накруток. Рынок широкий, и он динамично развивается, но хороших профи на нем не так много. Поэтому и для большинства участников лайки остаются этим самым сигналом, и для пользователей — основным показателем. Но на деле это может не давать никакого представления о реальной ситуации», — считает Александр.

Исчезновение лайков по сути не влияет на монетизацию контента, потому что если продукт бренда подходит целевой аудитории блогера или вписывается в общую концепцию, количество лайков не играет роли. Кстати, их качество рекламодатель может узнать самостоятельно: даже если инфлюенсер откажется показать статистику профиля, с помощью специальных сервисов легко посчитать ботов в его аккаунте, проанализировать аудиторию, узнать средний охват поста.

Мнение специалистов цифрового пространства и самих блогеров не едино. Но инстаграм — не пряник, и идеальной, на всех одной-единственной начинки не будет. 

Один вопрос остается открытым: если представители социальной сети действительно желают устранить негативный эффект лайков, почему бы не сделать их невидимыми прежде всего для самого автора публикации?

Маргарита Климентовская, редактор SRSLY: «Первое впечатление — обескураженность. Мои обновления в соцсетях редки, а количество подписчиков не превышает 200. Но, скажу честно, до того как лайки исчезли, после публикации материала в Instagram я нередко сравнивала количество реакций с публикациями в схожих аккаунтах своих друзей. С одной стороны, мне иногда хочется видеть количество лайков под фото полуголой одноклассницы, не успевшей подготовиться к купальному сезону; с другой — мои лайки тоже никто не видит и никто не знает, сколько их: 56 штук или 32 тысячи. То есть в одночасье все становятся примерно одинаковыми и на передовую выходят качество, юмор, креатив, интеллект».

Выводы

Издание TechCrunch отметило, что лайки все же имеют значение, даже скрытые: их количество по-прежнему влияет на положение в алгоритмической ленте, поэтому блогерам все равно придется завоевывать внимание подписчиков. Кроме того, обновление инстаграма — серьезный удар по инфлюенс-маркетингу. И в целом, это единственное, чего блогерам стоит опасаться всерьез. Есть вероятность, что очень скоро рекламодатели станут покупать не интеграции, а стандартную таргетированную рекламу в самом инстаграме. Для социальной сети эти гигантские бюджеты — теневой сектор: деньги, которые могли бы проходить через рекламные кабинеты фейсбука, напрямую попадают в карманы ЛОМов (лидеров общественного мнения. — Прим. SRSLY).

Когда лайки отключат окончательно, неизвестно. А пока инстаграм продолжает управлять человеческими душами. Теперь разработчики хотят уберечь пользователей от кибербуллинга: стартовало тестирование функций защиты от оскорбительных комментариев и травли. Об этом — в других материалах, а сейчас вывод. Если вы именитый блогер, беспокоиться не о чем: ваше имя уже дееспособно настолько, что работает само. С вас — качественный контент и поменьше сомнительных историй. А если вы микроинфлюенсер — считайте, пробуйте, анализируйте, сравнивайте, но помните: главное в погоне за подписчиками, лайками, славой не потерять крышу и, конечно, себя. 



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Unsplash.com
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 15:32, 12 июня 2021
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Новости, Новости — 9 июня, 14:52
Новому сезону XO Life быть. Об этом рассказала Даша Джакели
Новости, Новости — 9 июня, 14:06
Рената Литвинова выпустила короткометражку «Скромное обаяние волшебников» для Gucci
Новости, Новости — 9 июня, 13:11
Forbes составил рейтинг самых прибыльных российских компаний
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)